Программа кружка "Основы музееведения"
материал по краеведению (8, 9 класс) на тему

Хижняк Анна Викторовна

Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_muzeevedeniya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

 «Основы музееведения»

Классы: 8-9

Автор-составитель: Хижняк Анна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ Милютинской СОШ

ст. Милютинская,

Милютинский район,

Ростовская область

ст. Милютинская

2014 год

1. Пояснительная записка

     Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

     Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

     Актуальность данной программы заключается в том, что современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, Цель программы – формирование культурной и исторической памяти учащихся как граждан России, жителей Ростовской области и станицы Милютинской.

Задачи программы:

  • получить представление об основах музейного дела;
  • сформировать практические навыки работы в музее;
  • привлечь учащихся к работе по организации поиска материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
  • исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы и станицы Милютинской;
  • воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам и людям, живущим рядом, посредством изучения их традиций, обычаев и религии;
  • публично представить результаты своей работы.

Принципы программы:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;
  • принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;
  • принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;
  • принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации. Занятия с учащимися краеведческими исследованиями позволяют ученикам осознать необходимость проделанной работы и на её основе осуществляют:
  • написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее факты региональной истории (доклады, рефераты, буклеты, газеты и т.д.).
  • оформление стендов или уголков в школе.
  • создание слайдовых презентаций.

Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы краеведческой работы: кружки, конкурсы, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами района.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Программа кружка  «Основы музееведения» предназначена для учащихся 8-9 классов  (70 часов, 1 час в неделю в течение 2-х лет).

Программа включает учебно-тематический план, содержание тем курса, список рекомендуемой литературы. Программа включает 5 модулей:

1.        Музей в пространстве культуры.

2.        Научно-фондовая работа музея.

3.        Экспозиционно-выставочная работа музея.

4.        Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.

5.        Научно-исследовательская деятельность музея.

Модуль 1. Музей в пространстве культуры.

1.1. Понятие о музее, функции и профили музея.

Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.

1.2. Из истории музеев. Известные музеи России и мира.

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в постсоветском обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня и перспективы их развития. Музеи, имеющие мировое значение.

1.3. Многообразие музеев Ростовской области.

Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Фонды музеев. История станицы Милютинской  в экспозициях районного музея.

1.4. Серия экскурсий в местные музеи.

Проведение экскурсий или виртуальных экскурсий  в музеи области.

1.5. Понятие о школьном музее.

Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.

Модуль 2. Научно-фондовая работа музея.

2.1 Фонды музея и их характеристика.

Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.

Практические занятия: работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе.

2.2 Основной и вспомогательный фонд.

Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.

Практические занятия: отбор материалов в основной фонд.

2.3.Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.

Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практические занятия: комплектование и обработка материалов для выставки.

2.4. Шифрование предметов

Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов.

Практическая работа: описание и шифрование музейных предметов.

Модуль 3. Экспозиционно-выставочная работа музея

3.1. Экспозиционный план.

Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.

Практическая работа: составление плана экспозиции.

3.2. Виды текстов. Этикетаж.

Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.

Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.

Практическая работа: изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.

3.3. Музейные выставки.

Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой выставки. Практическая работа: разработка и создание тематической фондовой выставки.

Модуль 4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.

4.1. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.

4.2. Подготовка и проведение пробных экскурсий 

Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.

Практическая работа: составление маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.

4.3.Массовые мероприятия в музее.

Проведение дня музея. Участие в краеведческих викторинах, конкурсах, олимпиадах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение к истории школы.

Практическая работа: проведение дня музея в школе и организации встречи с педагогами ветеранами и выпускниками школы.

        Модуль 5. Научно-исследовательская деятельность музея.

5.1 Подготовка  каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями.

5.2. Участие в краеведческих конференциях.

Учебно-тематическое планирование.

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

Введение

1ч.

Модуль 1. Музей в пространстве культуры.

1.1.

Понятие о музее. Функции и профили музея.

1.2.

Из истории музеев. Известные музеи России и мира.

1.3.

Многообразие музеев Ростовской области

2ч.

2ч.

1.4.

Экскурсии в музеи Ирбита.

1.5.

Понятие о школьном музее.

Модуль 2. Научно-фондовая работа музея.

2.1

Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов.

2.2

Основной и вспомогательный фонды.

2.3

Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов.

2.4

Шифрование предметов.

Модуль 3. Экспозиционно-выставочная работа музея

3.1

Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план.

3.2

Виды текстов. Этикетаж

3.3

Музейная выставка.

Модуль 4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.

4.1

Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

2ч.

4.2

Подготовка и проведение тематической экскурсии .

6ч.

4.3

Массовые мероприятия в музее.

7ч.

Модуль 5. Научно-исследовательская деятельность музея.

5.1

Подготовка  каталогов коллекций, путеводителей

1ч.

2ч.

2ч.

5,2

Участие в краеведческих конференциях

2ч.

2ч.

ИТОГО

22ч.

48ч.

70ч.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться музейной терминологией;
  • работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.
  • умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
  • работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
  • ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
  • строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

Реализация Программы позволит заложить основы:

- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;

- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;

- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандартывторого поколения). ― ISBN978-5-09-022138-2
  2. Ванслова Е. Г.  Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
  3. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
  4. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
  5. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
  6. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
  7. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
  8. Музейный мир России. — М., 2003.
  9. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
  10. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
  11. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
  12. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
  13. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
  14. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
  15. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
  16. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
  17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум
  • http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия
  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html