Формирование исследовательской позиции школьника через внеклассную работу по изучению творчества поэтов-земляков.
опыты и эксперименты по краеведению на тему

Карачёва Елена Валентиновна

Работа с наследием своего края - необходимая работа и для учителя, и для учеников. Хочется рассказать об одном направлении в этой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya._doklad.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской позиции школьника через внеклассную работу по изучению творчества поэтов-земляков.

Слайд.

    Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

     Безусловно, формирование исследовательского мышления обучающихся составляет одну из главных частей образовательного процесса. Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, развивается интерес к исследовательской работе, творческие способности, формируется чувство ответственности, создаются условия для отношений сотрудничества между учителем и учениками, приобретаются коммуникативные умения.

     Мне хочется рассказать об одном из направлений работы по формированию исследовательской позиции школьника по предмету. Это внеклассная деятельность.

     Внеклассная работа по литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и представляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом.

     В программу по литературе входят часы по региональному компоненту. Учащиеся знакомятся с произведениями Колычева, Вороновой, Бундура.

     В рамках этого заявленного нам оказалось тесно, мало, и мы решили расширить кругозор по изучению творчества поэтов-земляков.

     Знать и любить родной край – это значит знать не только природу родного края, его географическое положение, природные богатства и ресурсы, но и культуру, в том числе литературу, а в частности, поэзию.

     Изучая поэзию малой родины, учащиеся приобщаются к культуре своего края, развивается интерес и любовь к языку, уважение к традициям, формируется эстетический вкус.

     Я покажу работу, которую мы начали с учениками 5 класса. Работали мы с 2009 по 2013 годы (5 лет, до 9 класса) Сегодня эти дети учатся в 10 классе.

Слайд

Выбор темы.

Поэты Кольского Севера.

     Свою работу мы начали с выбора темы. Решили, что тема будет такая: «Поэты Кольской земли».

Слайд.

Задача: - познакомиться с поэтами Кольской Земли, с их творчеством.

Цели:    - формировать навыки исследовательской деятельности:

             - развивать интерес к творчеству поэтов-земляков;

             - развивать умение анализировать стихотворные тексты

             - формировать эстетический вкус.

     С некоторыми учащимися мы пошли в нашу поселковую библиотеку для того, чтобы определиться, творчество каких поэтов мы будем изучать. Остановились вот на таком списке.

Слайд.

1. Антонова А.А.                                      13. Игнатов М.Т.

2. Агапова Т.                                             14. Ковалёв Д.М.

3. Баёв К.                                                   15. Колычев Н.В.

4. Бажанов  А.А.                                       16. Коркина Е.

5. Беспрозванная П.В.                              17. Новосёлова Н.

6. Бессонов И.А.                                       18. Подстаницкий А.В.

7. Бундур О.С.                                          19. Рыжов А.С.

 8. Велигина К.                                         20. Семёнов В.

 9. Виноградова И.В.                               21. Синицын В.В.

 10. Воронова О.В.                                   22. Смирнов В.А.

 11. Галкина Э.А.                                      23. Тимофеев В.Л.

 12. Данилова П.

     

     Здесь поэты, которые или родились в Мурманской области, или посвятили своё творчество Кольскому Северу. В этом списке, естественно, есть и саамские поэты.

     Как мы работали? Для достижения целей нашей деятельности мы использовали такие формы работы.

Слайд.

- поиск информации, сбор материала (биография, интересные факты)

     

     Работали ребята в группах по два человека. Собирали информацию не только о жизни поэта, но и об интересных фактах из жизни.

     Мы узнали, что Аскольд Бажанов – саам по национальности, но писал только на русском языке. В последнее время своей жизни Бажанов пишет прозу. Песни на слова этого поэта в исполнении Ловозёрского хора звучали по Всесоюзному и областному радио.

     На стихи ещё одного поэта – Подстаницкого – были созданы песни.

Слайд.

Песня на слова Подстаницкого.

     Многие поэты были членами Союза российских писателей (Смирнов, Бундур, Игнатов, Синицын, Семёнов, Беспрозванная, Бессонов, Велигина). Вот некоторые из них.

     Д. Ковалёв принимал участие в операциях Северного флота по разгрому гитлеровцев на Севере.

     А. Рыжов был редактором Оленегорского радио.  

     Ребята с интересом пытались читать найденные стихи О. Вороновой на саамском языке.

Слайд.

Стихи Вороновой на саамском языке.

     

Слайд.

- иллюстрирование прочитанных стихотворений

     

     Ребята брали в библиотеке сборники стихотворений поэтов. Под руководством учителя мы выбирали произведения, к которым рисовали иллюстрации. Получилось очень много вот таких вот интересных иллюстраций. Внизу мы писали, какие образы Севера встречаются в стихотворении.

Слайды

Стихотворение, рисунок.

Слайд.

- поиск в стихотворениях образов Севера

       Серьёзную работу по нахождению образов Севера обучающиеся провели, когда стали постарше.  

Слайды

Образы Севера.

Слайд.

- выразительное чтение стихотворений (в младших классах)

- беседа

- анализ стихотворений

     Мы учились выразительно читать стихотворные тексты, беседовать  и анализировать. Безусловно, в старших классах анализировали на более высоком исследовательском уровне. Работали с лингвистическим материалом.

Слайд.

- литературные чтения

- устные журналы

- представление результатов деятельности на уровне класса, школы. города

     Мы проводили литературные чтения, использовали в своей работе устные журналы. Результаты своей деятельности представляли на уровне класса и школы.

     18 апреля 2011 года я выступила на городском тренинге «Формы работы с обучающимися на уроке» с темой «Организация внеклассной работы с обучающимися. Из опыта работы».

     А в апреле этого года предстоит совместная работа по данной теме с ДК н.п. Африканда.

     Ещё одной формой работы является организация встреч с поэтами-земляками.

Слайд.

- встреча с поэтами-земляками

     В результате данной работы мы в достаточной мере познакомились с творчеством поэтов нашего региона. Мы собрали большой благодатный материал, который я, как учитель, использую по сей день. Те ученики, которые работали над этой темой, ушли, нынешние ученики имеют возможность познакомиться с творчеством и стихотворениями поэтов нашего Кольского Севера, Мурманской области.

     И теперь, когда мальчишки 5 класса обижают девочек, я читаю им стихотворение «Я влюбился»

Слайд.

Стихотворение «Я влюбился»

     А говоря о патриотизме в старших классах, не могу не прочитать стихотворение «Родина». Автор этих двух стихотворений – Николай Колычев.

Слайд.

Спасибо за внимание!

Список литературы.

1. Арцев Н.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005. - № 6

2. Новикова С. Развивающий потенциал учебного исследования // Воспитание школьника. – 2007. - № 2

3. Сборники стихотворений поэтов.

4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Директор школы. – 2000. - № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Презентация к докладу "Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную работу".

Презентация для выступления на педагогичесом совете по формированию ключевых компетенций школьников....

Повышение уровня языкового образования школьников через внеклассную работу

В своей работе автор делиться опытом  внеклассной работы по иностранному языку...

Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...

«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Исследовательская работа "Моя душа открыта Вам" (по творчеству поэта-земляка Котова А.Г.)

В исследовательской работе раскрывается многогранная личность поэта -земляка Котова А.Г....