Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
элективный курс по литературе (8 класс) по теме

Зубкова Татьяна Анатольевна

Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.

         Материал курса разделен на две крупные темы:

  1. «Литература о месте и роли человека в природе» 
  2. «Общество и человек в литературе и публицистике"

            Курс рассчитан на 34 учебных часа. <Приложение 1>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_literature.8_kl..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по литературе

«Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс.

Без творчества немыслимо познание                 человеком своих сил, способностей, наклонностей.

                       ( В.А.Сухомлинский).

Сверхзадача века- сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.

                    ( академик В.А.Легасов, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС).

Пояснительная записка

Элективный курс по литературе  «Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека» носит интегративный характер: изучение русской и зарубежной литературы, современной публицистики с включением материалов по  биологии и экологии. Изучение природы и человека через призму искусства обретает глубоко личностный, «осердеченный» характер. Вместе с писателем читатель- ученик осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, а это играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии.

Курс носит также развивающий характер; способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.

Цели курса:

Подкрепление теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы, биологии, экологии посредством изучения и анализа литературных и публицистических произведений.

Повышение интереса к окружающей нас природе и понимания ее значения для жизни человека; пробуждение внимательного отношения к своему организму, его возможностям, факторам, оказывающим влияние на здоровье человека.

Пробуждение интереса к литературе, биологии, экологии, собственному творчеству.

Для достижения целей ставятся следующие задачи:

Обобщить и развить знания учащихся о взаимосвязи и единстве человека и природы, о влиянии естественной среды и губительных факторов( вредных привычек, к примеру) на здоровье человека.

Сформировать представление о природе и здоровье человека как уникальных ценностях.

Раскрыть связь биологии, экологии с литературой и научить воспринимать естественнонаучные понятия и природу поэтически, творчески, посредством художественных образов.

Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Ориентирование учащихся на выбор профессии.

На занятиях курса используются различные формы и методы, такие как:

теоретические занятия;

беседы;

анализ и обсуждение литературных произведений;

дискуссии;

видеоматериалы, произведения изобразительного искусства;

   написание собственных произведений различного жанра и объединение их в альманахи, журналы и т.д.;

проведение конференций, литературных вечеров, представление презентаций, заседания «Школы самовоспитания»;

создание и защита проектных работ и т.д.

Планируемые результаты ( умения, формируемые у учащихся).
Важно, чтобы элективные курсы помогли учащимся:

сформировать интерес, наблюдательность, любовь, бережное и правильное отношение к окружающему миру, своему здоровью и поведению; осознать свою индивидуальность и значимость;

развить познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности;

развить умения представлять работы в виде презентаций, собственных сочинений, в том числе нетрадиционных, проектов и др.;

осознать свои возможности, интересы, предпочтения и сделать обоснованным выбор профессии в дальнейшем.

Материал курса разделен на две крупных темы:

  1. «Литература о месте и роли человека в природе» ( имеет экологическую направленность).
  2. «Общество и человек в литературе и публицистике» ( имеет здоровьесберегающую направленность).

Темы объединены общей идеей: правильное отношение к окружающей среде , своему здоровью и поведению.

Программа элективного курса рассчитана на год обучения, 34 часа (1 час в неделю). В ней предусмотрены часы на подготовку и выполнение творческих заданий, проектных работ и др. <Приложение 1>

                                 Приложение 1

Элективный курс по литературе

«Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс.

№п/п

Тема

Авторы, произведения

Вид исследователь-ской, творческой работы

Количест-во часов

1

Введение.

Единство человека и природы. Взаимоотношения человека и природы в литературном произведении. Человек и общество. Литература как средство формирования правильного отношения к окружающей среде, своему здоровью и поведению.

1

2

Литература о месте и роли человека в природе.

Человек и окружающая среда. Нравственная ценность эстетического восприятия природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими и зарубежными поэтами и писателями. Выражение авторского отношения к окружающей среде. Понимание ценности окружающего мира.

М. Метерлинк «Синяя птица»; Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»; В.П.Астафьев «Царь- рыба»( выборочно); Н.А.Заболоцкий   «Журавли», «Лебедь в зоопарке» и др.; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; А.де Сент- Экзюпери; Е.Носов «Кукла», И. Северянин «Что шепчет парк» и др.; Н.Д.Телешов «Белая цапля»; Р. Бредбери «Зеленое утро»; А.А. Фет «Учись у них- у дуба, у березы…»

1.Презентация растения, любимого животного.

2. Составление экологических сказок.

3. «Жалобная книга природы»( коллаж, рукописный или электронный журнал).

4. Пресс- конференция «Мы и природа».

12

3

Общество и человек в литературе и публицистике.

Организм человека. Наука о поведении. Влияние на организм человека окружающей среды и факторов, губительных для физического и психического здоровья. Литература и публицистика о проблемах курения, алкоголя,

наркотиков, неформальных молодежных группировок, «тяжелой» музыки.

Е.Винокуров «Вот он тащился чуть не умирая…»;П.Соколов «С чего все это началось?..»; С Викулов «Тень человека»; А. Дольский «Размышления о роке»;

 Р.Киплинг «Ворота ста печалей»; М.А.Булгаков « Морфий»;                  Ч. Айтматов «Плаха»; Г.Гессе «Игра в бисер»; В.Кунин «Интердевочка»;В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Д.С.Лихачев, современная публицистика.

Мотивы запрета в народных легендах, сказках, мифах.

I.Заседания «Школы самовоспитания»:

1.«Будь человеком»( вводное).

2. Проблема свободного времени.

3. О вреде курения и алкоголя.

4. Наркомания.

5. Атрибуты взрослости.

6. « Час взросления». «Будь самим собой».

II. Защита проектных работ.

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.

Прог                         Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархичес...

презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс

Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Разработка урока по ОБЖ на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека". 8 класс.

Узнаем об источниках загрязнения атмосферы, воды и почвы. Повышение опасности для здоровья человека увеличивается по мере развития отраслей промышленности и безответственности самих людей....

"Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека" 8 класс ОБЖ

Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человекаЦЕЛЬ:1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье че...