Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Морозова Алла Станиславовна

Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественным связано происходящее в душе автора событие религиозное, когда литературное слово стремится к слову-Логосу, несёт на себе отблеск его света.

Широкое поле деятельности для такой работы представляет роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На предлагаемом уроке совмещаются сведения из литературы и православной культуры. Чередование литературного и христианского материала позволяет учащимся более полно раскрыть для себя произведения Достоевского, понять их историческую и нравственную основу, осознать пафос произведения.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_10_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект интегрированного урока по литературе и православной культуре в 10 классе

«Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

Тема: Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Цели:  

образовательные:

  1.      организовать деятельность учащихся по уяснению евангельских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
  2.      обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  3.       создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  4.       вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.

развивающие: 

  1. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и сопоставления между текстом изучаемого романа и текстом Евангелия, для  развития творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к литературе и православной культуре;
  2. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных  учебных задач.

воспитывающие:

  1. содействовать формированию нравственных качеств учащихся, воспитанию  коммуникативности, привитию культуры речевого общения.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, текст романа «Преступление и наказание», текст Евангелия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно – мотивационный этап:

  1. Поэтическая пятиминутка:

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, уч-ся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Вам это никого не напоминает?

  1. Разминка:
  1. К чему восходят истоки романа  «Преступление и наказание»?

( Ко времени каторги Достоевского. 9 октября 1859года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…».)

  1. Сколько лет продолжалось вынашивание замысла?

(6 лет)

  1. История развития сюжета романа.
  2. Когда и куда были отправлены главы нового романа?

(В середине декабря 1865 года в «Русский вестник».)

     5) Какие две противоположные идеи столкнулись в образе Раскольникова?

6) В чём ошибочность теории Раскольникова?

7) Закончи предложение: «Я работал с текстом Евангелия и думал…».

  1. Реализация домашнего задания:

Дома учащиеся должны были работать с дополнительной литературой, помогающей выяснить значение ключевых слов темы урока. После сообщения учителем темы урока проверяется это задание.

  1. Что такое мотив как литературоведческий термин?

В словаре Ожегова нашли определение: мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства».

2) Каково значение первого слова в формулировке темы урока?

Четыре Евангелия – часть Библии. В переводе с греческого это слово означает – благая весть. Благая весть о воскресении Сына Божия была проповедана его учениками и записана четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

III. Операционно-исполнительский этап:

  1. Чтение эпиграфа: «Если в произведении с несомненной религиозной серьёзностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать в этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста» М.М.Дунаев.
  2.  Сформулируем основной проблемный вопрос урока, исходя из темы урока:

Какие евангельские мотивы использовал автор в своём романе?

  1. Сформулируем основную задачу исследования:

Проследить за увязыванием смысла романа с евангельскими мотивами.

  1. Слово учителя

Разговор о евангельских мотивах в романе Достоевского «Преступление и наказание» можно начать с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Однажды, когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной  в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте». В этой книге очень много страниц, испещрённых пометками карандашом и ручкой, некоторые места отмечены ногтём. Этими пометами, столь важными для понимания религиозных и творческих исканий великого писателя, давно заинтересовались исследователи его творчества.

Впоследствии Достоевский писал Н.Д.Фонвизиной, жене декабриста: «Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже… до гробовой крышки… Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».

Вопрос веры и безверия стал основным в жизни и творчестве великого писателя. Эта проблема оказывается в центре его лучших романов: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». По поводу романа «Преступление и наказание», в основе которого лежит тема нравственного падения и духовного возрождения человека, М.Дунаев справедливо заметил: «Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепрепровождение». (Ещё раз обращаемся к эпиграфу). Причин гибели души может быть много, но вот путь, который ведёт к спасению, по убеждению автора, один. Это путь обращения к Богу.

  1. Исследование текста романа и текста Евангелия        

(Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе было дано задание исследовать определённую часть романа, найти   евангельские мотивы и прокомментировать их значение с точки зрения текста Евангелия).

I группа работала с текстом первой и второй ч. романа.

В первой части во второй главе встречаем выражение «…всё тайное становится явным…». Мы выяснили, что это выражение восходит к Евангелию от Марка (гл. 4, ст. 22): «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу».

В этой же главе встречаем выражение «… а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Придет в тот день…»

Речь идёт о втором пришествии Христа. Сроки его, по Евангелию, неизвестны, но оно должно быть перед концом мира, когда земля исполнится беззаконий и «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 7).

Во второй части в седьмой главе встречаем выражение «Исповедь и причащение кончились».

Исповедь – признание человека в своих греховных мыслях и деяниях и раскаяние в них, с обещанием исправления; исповедь совершается перед священником. Причащение – принятие церковного вина, т.е. крови Христовой, и просфоры, т.е. тела Христова.

II группа работала с текстом третьей и четвёртой ч. романа.

В третьей части в пятой главе встречается выражение «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и любящего сердца». Эти строки выражают один из важнейших христианских этических принципов – о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым. Мир лежит во зле, и Иисус Христос дал себя распять за грехи людей: «Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст. 28). Отсюда: человек с «широким сознанием и глубоким сердцем» всегда должен помнить о Голгофе, т.е. о распятии Христа.

В четвёртой части в четвёртой главе – «Она бога узрит». Подчёркивая душевную чистоту Лизаветы, Соня цитирует Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 8): «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят».

III группа работала с текстом пятой и шестой ч. романа и эпилогом.

Часть шестая глава вторая. «Ищите и обрящете». То есть ищите и найдёте. Цитата из нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст.7).

Эпилог – из сна Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу (…) Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями (…) кололись и резались, кусались и ели друг друга (…) начались пожары, начался голод. Все и всё погибло».

В основании сна Раскольникова лежит 24 глава Евангелия от Матфея и  главы 8 - 17 Апокалипсиса – откровения Иоанна Богослова. Когда Иисус Христос сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики его и стали расспрашивать, «когда это будет?», когда кончится старый век и начнётся новый и «какой признак Твоего (второго) пришествия?» Иисус Христос ответил: «…услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это начало болезней (…) И тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга…» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 6 - 8; 10 - 12). Достоевский, размышляя о судьбах России, Европы и всего мира, наполняет евангельский сон Раскольникова глубоким символическим содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.

Здесь же – «Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». Ср. с Евангелием от Матфея, гл. 24, ст. 13 и 22: «Претерпевший же до конца спасётся», «ради избранных сократятся те дни». Таким претерпевшим до конца и избранным в эпилоге романа и оказывается Раскольников.

Вывод: таким образом, можно сказать, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя – это путь через смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами. (обращение к эпиграфу)

IV. Рефлексивно-оценочный этап:

  1. Творческое задание: «Какие евангельские мотивы  особенно вас тронули?»

  1. Домашнее задание:
  1. Написать мини-сочинение «Мой Достоевский».
  1. Рефлексия (синквейн)

Велико по своей силе эмоциональное воздействие на старшеклассников от встреч с живым словом Евангелия: образы оживают, повествование автора становится ярче и понятнее, что помогает в какой-то мере пережить то, что чувствовал автор. Очень жаль, что нам такая возможность выпадает гораздо реже, чем хотелось бы.

Список использованной литературы

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание - М.: Худ. литература, 1974

2. Белов С.В. Фёдор Михайлович Достоевский - М.: Просвещение, 1990

3. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание», комментарий - Л., 1979

4. Библия

5. Новый завет

6. Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М.Достоевского. Учебное пособие, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Материал состоит из урока для 10 класса и презентации (13 слайдов).В ходе урока анализируется эпизод "Первый визит Раскольникова к Соне", на уроке звучит притча о воскрешении Лазаря, объясняется явлен...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ

Программа  создана на основе государственной программы  базового среднего  образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...