конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

 

Урок 1.

Тема: Возникновение различных  литературных течений в конце 19 - начале20 века (на примере поэзии)

Задачи урока:  1.Дать общую характеристику периода.

                         2.На основе стартовой презентации поставить перед учащимися основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»
проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? и привести их к ответам на них.

3.Познакомить обзорно с модернистскими течениями поэзии «серебряного века» и   их представителями.

4.Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

Цель урока: Подвести учащихся к учебному проекту

Форма урока: лекция

Технология обучения: ИКТ, проблемное обучение.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Повторение: общая характеристика периода.

4.Работа по осмыслению термина «серебряный век», ответа на поставленные вопросы.

1.Запись темы урока.

2.Вступительное слово учителя.

         В наше время, когда активно идут процессы осмысления путей развития страны и стирания «белых пятен»,  мы ищем и находим то общее, что объединяет русскую культуру нашего века – искусство и философию.  Они были разорваны судьбами истории и теперь нуждаются в воссоединении. Долгое время из историко-литературного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Сегодня «новым» становится хорошо забытое «старое».

Начало 20 века – «испепеляющие годы» - ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба.

Теперь становится все более очевидным: символизм, акмеизм, футуризм, утверждавшиеся в полемике с классикой 19 века, органически слились с ней.

Блок писал в предисловии к поэме «Возмездие» о «неразделенности неслиянности» искусства, жизни и политики.

                        Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..» ( Что обусловило духовный кризис, начавшийся в конце 19 века, и как он отразился на искусстве?)


       Проблемный вопрос
: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? (  Отметьте основные тенденции развития литературы на рубеже веков)



Работа с датами (1880-1917)

1.Какие события произошли в этот период?

 1890год

 1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;

 1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;

 1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;

 1904 -1905 год – русско- японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», восстание матросов в Севастополе, вооруженное восстание в Москве;

Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; Привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности;

1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

1909 год – начало промышленного подъема в России;

1910 год – Л.Н.Толстой отказался от присуждения Нобелевской премии, т.к. «убежден в безусловном вреде денег»

1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»

1912 – 1913 год -  Первая и Вторая Балканская война

1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.

1915 год – Поражение царской армии в Польше

1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии

1918 год - Россия объявлена РСФСР

2. Имена каких писателей связаны с этим периодом?

Время активной литературной жизни, обилие талантов, огромный интерес к поэзии.

1890 год

1901 год – И.А. Бунин, Короленко В.Г., Чехов А.П., Серафимович А.С.

1902 год – Горький А.М.. «На дне» К.Бальмонт, А.Блок поэма «Возмездие»

1903год – Ф. Сологуб,

1904 -1905 год – А.Белый, И. Анненский, В.Иванов, Чехов А.П. «Вишневый сад»

А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме» Н.Чернышевский «Что делать?»

1907 год - Горький А.М. роман «Мать»

1907-1908 год И.Северянин, Ф. Сологуб, А.Блок

1910 – 1912 год – Н.Гумилев, И.Бунин «Деревня», Ахматова А., И.Северянин

1912-1917 - И.Бунин «Суходол»,  Ахматова А, С.Есенин, В.Маяковский

3.О чем они писали? 

У писателей «золотого века» главенствовали гражданские и гуманистические принципы; интерес был направлен к духовному облику каждого человека: Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Дама с собачкой», А.П.Чехов пьеса «Три сестры»

Ф.И.Тютчев глубоко прочувствовал трагическую судьбу людей в грозном вселенческом хаосе, перед лицом непостижимой тайны сущего, обрекающего на гибель рока, но царство «пророческих снов», сокровенных видений поэта противостояло жестокой силе. В мечтах

«Все лучшее там, светлее, шире

Так от земного далеко…»

Музой Тютчева владела высшая чистота и красота

«Она с небес слетает к нам,

Небесная - к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре,

И на бунтующее море

Льет примирительный елей»

 

Представители «серебряного века» - писатели - видели в «разорении дворянских гнезд» гибель России (выходцы из дворянского сословия – Бунин И. «Деревня», «Суходол»).

Призыв «Пусть сильнее грянет буря» звучал из уст представителей низшего сословия – Горький А.М. «Песня о буревестнике»

         Муза лирики порубежного времени несет в себе муки раздвоения и одиночества.

А.Блок уподобил поэта  врубелевскому Ангелу-Демону, «заломившему руки, познавшему сладострастие тоски, обладателю всего богатства мира, но – нищему, ничем не прикрытому, не ведающему, где приклонить голову». Блок не скрывал захвативших его опасных влечений:

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь

И безумная сердцу услада –

Эта горькая страсть, как полынь.

                             («К музе»)

Слово учителя.

Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.

Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века  (символизм, акмеизм, футуризм) назывались  декадентскими,  т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ.  На том основании, что их, будто бы,  объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно.  Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.

Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.

Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»

Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.

В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»?

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.

2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.

 «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)

Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Тургенева. Поэты серебряного века, наследуя традиции 19 века, вносили то новое, что диктовало время. И ныне велика потребность к творчеству этих поэтов - Блока и Бальмонта, Волошина и Брюсова, Северянина и Гумилева, Сологуба и Ахматовой.

Поэты начала века создавали концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что все создаваемое человеком осознается; есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.  


3.Итог урока:

Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..» 

   «Один среди враждебной рати

       Не их, не ваш, ни свой, ничей»

                                         М.Волошин.

       В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности»,  в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.


Проблемный вопрос
: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

  • Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
  • Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
  • Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.




Предварительный просмотр:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

1)Автор проекта:

ФИО учителя – Новикова В.П.

Номер и название школы – МОУ Павловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

2)Описание проекта:

  • Название проекта

      СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

  • Краткое содержание проекта:

      Группы учащихся занимаются исследовательской деятельностью на основе сбора материала о литературных течениях периода Серебряного века с целью дать аргументированный ответ на целеполагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»
         
Занимаются анализом стихов, чтобы дать аргументированный ответ на проблемный вопрос: 

    В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Сопоставляя  смежные виды искусства: живопись, музыку с поэзией, учащиеся наблюдают эстетическое сходство в восприятии мира, времени, в которое жили поэты, художники, композиторы, певцы – Серебряный век.

  • Предметная область:

   Литература

  • Возрастная группа

11 класс

  • Какое время требуется для выполнения проекта?

            3 учебных часа – краткосрочный проект

3)Основа проекта:

  • Содержание, соответствующее образовательным стандартам:

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Русская литература 20 века. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм) Поиск новых форм выражения. Словотворчество.

  • Какие дидактические цели и методические задачи ставятся в проекте:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения выделять главное, формулировать ответ на основополагающий, проблемный вопросы.

Развитие монологической речи.

Обучение специальным умениям осмысления лирического произведения через исследовательскую деятельность.

      Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

  • Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос: 

О чем «кричит наш дух?..»
         

   Проблемный вопрос

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

             Вопросы учебной темы:

-Что такое символизм?

-В чем видите особенность символизма?

-Каково отношение символистов к жизни?

4)Критерии оценивания

Название проекта

Вид деятельности

Баллы

Оценка в баллах задания

Оценка проекта

1

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов

2.Творческая биография основоположника течения

1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов

1-10 баллов

4.Анализ стихотворения

1-10 баллов

5. Монологическая речь

1-10 баллов

6. Оформление презентации

1-10 баллов

7.Вывод по основополагающему вопросу

1-10 баллов

  • График оценивания:

1.В ходе подготовки к проекту:

 доля самостоятельности при подготовке проекта

2.Защита проекта

полнота ответа на основополагающий вопрос

3.Рефлексия: свободное высказывание.

  • Описание методов оценивания:

1.Оценочный лист.

2.Полнота оформления таблицы по теме урока.

  1. Сведения о проекте:

  • Необходимые начальные универсальные знания учащихся:

1)Работа с  творческой биографией поэта

2)Анализ  стихотворения

3)Развитая монологическая речь

4)Конспектирование (отбор информации)

  • Учебные мероприятия:

Самостоятельная работа учащихся в группах по листу планирования самостоятельной (групповой) деятельности

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Осмысление темы

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1Поэт-основоположник литературного течения символизм

2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши»

3.Выразительное чтение стихов

Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…»,

В.Брюсов «Тень несозданных созданий…»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Представление презентации

Защита проекта

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната

Сборник стихов

Стихи К.Бальмонта, Ф.Сологуба

Критическая литература

Анализ стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Осмысление темы:

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

Составление презентации

1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм

2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи»

3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «Невыразимая печаль»

А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

4.Соотнесение со смежными видами искусств.

3

Защита проекта

Представление презентации.

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Биография поэта,

репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд»,  «Бабушкин сад». Музыка Шопена

Сборники стихов

Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой

Критическая литература

Анализ стихов

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Основной этап:

- представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм.

2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро»

В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142)

3.Выразительное чтение стихов

И.Северянина «Кензель»,

«Я, гений Игорь Северянин»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Защита проекта

Представление презентации

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»;

Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик»

Сборник стихов

Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского

Критическая литература

Анализ стихов

  • Материалы для дифференцированного обучения
  1. Участие в проекте – учащиеся с повышенным уровнем компетентности.
  2. Работа с таблицей «Модернистские течения литературы 20 века» - учащиеся со средним уровнем компетенции
  • Подготовка учащимися презентации как продукта исследовательской деятельности

6)Защита проекта

7)Рефлексия: свободные высказывания по основополагающему вопросу

8)Оценивание результатов проекта учащимися, учителем



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ: Серебряный век русской поэзии

Фамилии, имена  учащихся:

Основополагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?

Вопросы учебной темы:

-Что такое символизм?

-В чем видите особенность символизма?

-Каково отношение символистов к жизни?

Название проекта

Вид деятельности

Баллы

Оценка в баллах задания

Оценка проекта

1

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов

2.Творческая биография основоположника течения

1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов

1-10 баллов

4.Монологическая речь

1-10 баллов

5.Оформление презентации

1-10 баллов

6.Вывод по основополагающему вопросу

1-10 баллов

                                                                       

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ: Серебряный век русской поэзии

Фамилии, имена  учащихся:

Основополагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?

Вопросы учебной темы:

-Что такое акмеизм?

-В чем видите особенность акмеизма?

-Каково отношение акмеистов к жизни?

Название проекта

Вид деятельности

Баллы

Оценка в баллах задания

Оценка проекта

1

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов

2.Творческая биография основоположника течения

1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов

1-10 баллов

4.Монологическая речь

1-10 баллов

5.Оформление презентации

1-10 баллов

6.Вывод по основополагающему вопросу

1-10 баллов

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ: Серебряный век русской поэзии

Фамилии, имена  учащихся:

Основополагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?

Вопросы учебной темы:

-Что такое футуризм?

-В чем видите особенность футуризма?

-Каково отношение футуристов к жизни?

Название проекта

Вид деятельности

Баллы

Оценка в баллах задания

Оценка проекта

1

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов

2.Творческая биография основоположника течения

1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов

1-10 баллов

4.Монологическая речь

1-10 баллов

5.Оформление презентации

1-10 баллов

6.Вывод по основополагающему вопросу

1-10 баллов



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ

Фамилии, имена учащихся: Кравцов Дмитрий

Тема проекта:

Серебряный век русской поэзии

Основополагающий вопрос: 

-О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
-
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?

-В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Вопросы учебной темы:

-Что такое символизм? 

-В чем видите особенность символизма?

-Каково отношение символистов к жизни?

                                                                       

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Осмысление темы

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1Поэт-основоположник литературного течения символизм

2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши»

3.Выразительное чтение стихов

Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…»,

В.Брюсов «Тень несозданных созданий…»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Представление презентации

Защита проекта

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната

Сборник стихов

Стихи К.Бальмонта, Ф.Сологуба

Критическая литература

Анализ стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ

Фамилии, имена учащихся: Подопригорин Сергей

Тема проекта:

Серебряный век русской поэзии

Основополагающий вопрос: 

-О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
-
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?

-В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Вопросы учебной темы:

-Что такое акмеизм?

-В чем видите особенность акмеизма? 

-Каково отношение к жизни акмеистов?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Осмысление темы:

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

Составление презентации

1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм

2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи»

3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «На бледно-голубой эмали»

А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

4.Соотнесение со смежными видами искусств.

3

Защита проекта

Представление презентации.

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Биография поэта,

репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд»,  «Бабушкин сад». Музыка Шопена

Сборники стихов

Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой

Критическая литература

Анализ стихов

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ

Фамилии, имена учащихся: Махонин Егор

Тема проекта:

Серебряный век русской поэзии

Основополагающий вопрос: 

-О чем «кричит наш дух?..»

Проблемный вопрос:
-
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?

-В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Вопросы учебной темы:

-Что такое футуризм?

-В чем видите особенность футуризма?

-Каково отношение к жизни поэтов  – футуристов?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Основной этап:

- представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм.

2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро»

В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142)

3.Выразительное чтение стихов

И.Северянина «Кензель»,

«Я, гений Игорь Северянин»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Защита проекта

Представление презентации

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»;

Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик»

Сборник стихов

Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского

Критическая литература

Анализ стихов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возникновение различных литературных течений в конце 19-начале 20 века Серебряный век русской поэзии

Слайд 2

Основополагаюший вопрос: О чем «кричит наш дух?..» Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Слайд 3

«Символ – окно в бесконечность» Ф.Сологуб « Символизм-выражение идей посредством символов: в поэзии метафоричность, иносказательность, музыка, поэзия намеков» В.Брюсов Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное. Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус

Слайд 4

Представители символизма В.Брюсов К.Бальмонт А.Блок З.Гиппиус

Слайд 5

Акмеизм- «акме», «цвет», «цветущая сила», «высшая степень» « Для акмеистов сознательный смысл слова…такая же прекрасная форма, как музыка для символистов…» Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. Радостно и ясно- Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. А.Ахматова

Слайд 6

Поэты-акмеисты Ахматова А.А. О.Э.Мандельштам Н.Гумилев С.Городецкий

Слайд 7

«Пощечина общественному вкусу» Основа литературного течения - футуризм: - стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»; - творчество - не подражание, а «продолжение природы», «язык –часть природы»; «словотворчество и словоновшество»; смешение стилей и жанров «Мы желаем звездам тыкать, Мы устали звездам выкать, Мы узнали сладость рыкать» В.Хлебников

Слайд 8

Поэты - футуристы Д.Бурлюк А.Крученых В.Маяковский В.Хлебников

Слайд 9

Основополагаюший вопрос: О чем «кричит наш дух?..» « Один среди враждебной рати Не их, не наш, ни свой, ничей» М.Волошин. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям .

Слайд 10

Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Никогда- ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы



Предварительный просмотр:

«Модернистские течения литературы 20 века»

№ п/п

СИМВОЛИЗМ

АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ

1. Определение модернистского течения.

 Символизм – выражение идей под средством символов.

Акмеизм - «акме»,  «цвет», «цветущая сила», «высшая степень»

Девиз: «Ясность, простота, утверждение реальной жизни»

Футуризм – от латинского слова (futurum) будущее

2.Основоположники

течения и представители.

Валерий Брюсов,

 Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Александр Блок

Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова,

Итальянец Маринетти.

Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Игорь Северянин.

3. Особенности литературного течения

 Основа литературного течения – символизм:

- «Реалисты всегда являются наблюдателями, символисты всегда мыслители…

 - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту; они смотрят на жизнь из окна»

 («Элементарные слова о символической поэзии» К.Бальмонт)

Основа литературного течения - акмеизм:

-сознательный смысл слова;

-правдивость слова;

-поэт не выразит себя, если не найдет достойную форму глубоким мыслям и чувствам;

- поэзия не дар небес, а ремесло;

(«Утро акмеизма» О.Мандельштам)

Основа литературного течения - футуризм:

-представители антикультуры: задача -перестроить русскую словесность, освободиться от слова как такового, разрушить синтаксис и грамматику в целях

-   стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»;

-   творчество - не подражание, а «продолжение природы»,    «язык –часть природы»;

-«словотворчество и словоновшество»;

-смешение стилей и жанров;

4.Основные черты

поэзии

- язык богат интонациями;

-подобно музыке и живописи, поэзия возбуждает в душах сложное настроение; - поэт, создающий свое символическое произведение,  восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов к  скрытой в них духовной идеальности.

(«Элементарные слова о символической поэзии» К.Бальмонт)

-восхождение к мистике;

- отдельное слово в поэзии как и звук в музыке, абстрактно не несет смысловой конкретной нагрузки;

- новизна, смелость, чистота чувств

- ясность, конкретность, четкость

-главное – не содержание, а форма;

-призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха;

-создают язык стремительной современности, уничтожавший прежний застывший язык;

5. Анализ стихотворения

К.Бальмонт «Камыши»

В.Я.Брюсов «Где вы, грядущие гунны?»

Н. Гумилева «Жираф»

 А.Ахматова «Песня последней встречи»

В.Маяковский «Утро»

В.Хлебников «Там, где жили свиристели»

7. Каково отношение поэтов к жизни?

Внутренний мир личности для символистов – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель, «страшного мира»

«Я ненавижу человечество,

 я от него бегу спеша,

мое единое отечество-

моя пустынная  душа»

На сером фоне начала второго десятилетия 20 века футуризм был необходим как смутное предчувствие мировой войны и неизбежности революции после нее.

8.Смежные виды искусств.

Музыка и литература на рубеже 19-20 веков идут навстречу друг другу. Символисты ввели в поэзию понятия «ноктюрн» - И.Анненский, «симфония» -А.Белый, «соната» - В.Брюсов. В поэзию стали проникать такие понятия, как «музыка слова» - повторы, звукопись, звукоподражаниия

В.Поленов «Бабушкин сад»

Картины таитянского периода П.Гогена (пресыщенные городом, цивилизацией, люди стремились к «первобытной земле») Такая экзотика манила Николая Гумилева

Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала 20 века А.Вертинского («Лиловый  негр », «Маленькая балерина»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...

Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии

Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии.  ...

Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии"

Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии": презентация "Имена" познакомит учащихся с выдающимися деятелями искусства, поэзии конца 19-начала 20 века, с помощь...

Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...