Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Бирюкова Наталья Николаевна

 

                             Конспект урока литературы

Тема: «Город полусумасшедший» (Петербург Достоевского в романе «преступление и наказание»)

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна

E mail: kolja54-56@mail.ru

О У : ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской области

 

 

Тема урока:«Петербург Достоевского» («Город полусумасшедший»)

Целиобразовательные- показать сумрачный Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

- доказать , что Петербург здесь не только фон, но и как бы действующее лицо романа, который давит , душит людей, доводит их до безумия и преступлений

- сравнить изображение Петербурга в творчестве Пушкина , Гоголя и Достоевского

-определить особенности характера Раскольникова

- понять мотивы его поступков.

Развивающие - развивать умение работать с художественным текстом

-совершенствовать навыки сопоставительного анализа

Воспитательная -воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлению

Оборудование: диск «Преступление и наказание», книги Достоевского «Преступление и наказание», картины Глазунова, иллюстрации Петербурга, раздаточный материал: стихи Пушкина (отрывок из «Медного всадника») , Гоголя (отрывок из « Невского проспекта»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_romanu_dostojevskogo.zip19.34 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект урока литературы

Тема: «Город полусумасшедший» (Петербург Достоевского в романе «преступление и наказание»)

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна

E mail: kolja54-56@mail.ru

О У : ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской области

Тема урока: «Петербург Достоевского» («Город полусумасшедший»)

Цели:  образовательные- показать сумрачный Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

- доказать , что Петербург здесь не только фон, но и как бы действующее лицо романа, который давит , душит людей, доводит их до безумия и преступлений

- сравнить изображение Петербурга в творчестве Пушкина , Гоголя и Достоевского

-определить особенности характера Раскольникова

- понять мотивы его поступков.

Развивающие - развивать умение работать с художественным текстом

-совершенствовать навыки сопоставительного анализа

Воспитательная -воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлению

Оборудование: диск «Преступление и наказание», книги Достоевского «Преступление и наказание», картины Глазунова, иллюстрации Петербурга, раздаточный материал: стихи Пушкина (отрывок из «Медного всадника») , Гоголя (отрывок из « Невского проспекта»)

Ход урока:

  1. Оргмомент: организация группы к работе, настрой на урок
  2. Сообщение темы и целей урока:

Сегодня на уроке мы отправляемся в заочное путешествие в город Петербург.

Мы увидим , каким представлял Петербург Пушкин, Гоголь, Достоевский. Пройдемся по улицам Петербурга, заглянем в дворы и подворотни. Посмотрим на страницы романа Достоевского «Преступление и наказание»

Должны понять главную причину преступления главного героя Раскольникова, выяснить обстоятельства жизни многих героев романа «Преступление и наказание», доказать, что Петербург в романе не только фон, на котором разворачивается действие, но и одновременно действующее лицо, которое подталкивает героя к преступлению.

   Чтение стих. Под музыку

              Я все время хожу между двух городов:

              Ленинград – Петербург, Петербург – Ленинград

              Прорывая, как сеть, вереницу годов,

              Направляясь вперед, возвращаясь назад.

              Петропавловских стен столько знает гранит!

              Только ветер их точит привольный

              Как и прежде у Смольного Ленин стоит,

              Но не штаб революции Смольный.

              И мигает гирляндами Зимний дворец.

              Может выйдет сейчас император?

              Может в доме Ипатьева был не конец,

              Отменил приговор прокуратор?

              По-весеннему воздух прозрачен и чист

              Над Фонтанкой – рекой, над Невою.

              В Левашовскую пустынь везет особист

             Тех, кто станет мишенью живою…

             Разорвется на Невском немецкий снаряд –

             И лежат под расстрелянным небом

             Мать и дочь и случайно попавший солдат,

             Одаривший блокадников хлебом…

            А теперь в Петербурге на Невском огни,

            Словно блестки чужого наряда,

            Привлекают ,и манят, и дразнят они,

            Только  мне-то чужого не надо.

                    (В.Симаков)

Петербург – великий город, который имеет сложную судьбу и необычную историю.

- Что вы знаете из истории Петербурга? (Основан в 1703 году Петром 1, был столицей России до 1918 года. Город Революций, город Царей, с 1918 года столицу переносят снова в Москву и город носит имя Ленинград, в честь вождя революции Ленина до 90-х годов 20 века, в годы В.О.войны трудная судьба выпала на долю Ленинграда, он находился в блокадном положении, сотни людей погибли от голода, но город выжил, выстоял и сейчас существует и процветает)

  1. Работа с ассоциациями.

- Какое впечатление вызывает у вас слово Петербург? (Невский проспект, Петр 1, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, каналы, Эрмитаж, Петергоф)

Как разнообразны ваши впечатления о городе Петра. В 1703 году построил Петр 1 в дельте реки  Невы на болотистой местности величественный город, тем самым открыл выход в Балтийское море. (?Отрывок из фильма Петр 1 или иллюстрации)

Тема урока : Город полусумасшедший (Петербург Достоевского) (запись в тетрадь)

  1. Углубление в ассоциации.

Работа с текстовыми материалами

Но чтобы понять, сравнить, каким показал Петербург Достоевский, обратимся сначала к творчеству других классиков: Пушкину и Гоголю. Посмотрим, каким видели Петербург они.

А) Пушкин «Люблю тебя Петра творенье»

- выразительное чтение

-Каким видел Петербург Пушкин? (красивым , величественным, городом фонтанов и дворцов)

-работа с иллюстрациями. (виды Петербурга)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям.

Б) Работа с отрывком из повести Гоголя «Невский проспект»

А теперь прочитаем отрывок из повести Гоголя «Невский проспект» и выясним, какой Петербург показал он

-выразительное чтение

-Каким видел Петербург еще один русский писатель Гоголь? (красивый, грациозный, но уже лживый, обманчивый, т.е. Гоголь говорит , что за внешней красотой может скрываются страшные картины)

- иллюстрации Невского проспекта ( красота, чистота, величие)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект» Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего символа города – призрака.

В) Петербург Достоевского

А теперь пройдемся по улочкам, дворам, заглянем в жилища героев в романе Достоевского «Преступление и наказание»

- Каким увидел Петербург Достоевский?

Чтение эпиграфа: «Достоевский - , бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей не только русской, но и всемирной литературы. И не только самый трудный, но еще и мучительный» (Л. Шестов)

-Как вы понимаете слова эпиграфа? (трудны произведения для изучения, сложен сюжет, сложны характеры)

-А вот почему мучительный? (попробуем разобраться в ходе урока)

Ч.1 гл 1, 2 – описания  ( фон, на котором происходит действие)

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, кругом известка»  стр. 6

(духота , которая душит людей, доводит их до безумия)

В такой душной обстановке живет главный герой Родион Раскольников

- Что мы знаем о нем? ( бедный студент юридического факультета, вынужден оставить университет, так как нет денег платить за обучение)

Описание жилища главного героя

- в каких условиях живет герой Достоевского? Стр.5

(душная обстановка, теснота давит на сознание молодого человека, навевает ему сумрачные мысли)

- как выглядел Раскольников? Стр. 6

(очень худо одет, опять подчеркивает Достоевский кране бедное состояние героя)

- однажды Раскольников встречает в трактире пьяного Мармеладова, доселе ему незнакомого и внимательно слушает его исповедь.

- Как выглядел Мармеладов? Стр. 12

- О чем поведал Мармеладов Раскольникову? ( бывший чиновник, спился, больная жена, малолетние дети, которых нечем кормить, родная дочь Соня вынуждена продавать себя) стр. 13-14

- Как отнесся Раскольников к его исповеди? ( сочувствует ему)

(Раскольников сочувствует чужому , незнакомому человеку, какое качество характера мы можем определить? – доброта, гуманность)

Мармеладов ведет Раскольникова к себе домой и что мы тут наблюдаем?

Описание жилища Мармеладовых стр. 22

( страшное, грязное жилище, голодные дети навевают грусть, тоску. Как реагирует Раскольников? – жалеет Мармеладовых)

- Но в городе живут не только бедные люди. Живут сильные мира сего. Им дозволено все, даже убийство.

Найдите описание сцены, как Мармеладов попал под колеса коляски.

 Стр. 141- 142.

В скором времени Мармеладов умирает.

От безысходности люди даже кончают жизнь самоубийством. На страницах романа автор показывает попытку самоубийства одной женщины. Стр. 137

(безысходность , тупик загоняет людей в угол, давит на них, лишает рассудка)

- Каким изобразил Петербург Достоевский?

Вывод: У Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это город – убийца, и город – призрак, и город – тупик. Но у Достоевского есть мечта о счастливом городе, о нем думает главный герой Раскольников. Но это – мечта, а город – это ужас и безумие.

Работа по учебнику стр. 26

- Какой главный вывод можно увидеть в учебнике?

Город давит людей, такую атмосферу показал в своем стихотворении

 « Жалобы на Петербург» Коншин

                 Чтение стихотворения:

               В дымном городе душно,

               Тесно слуху и взору,

               В нем убили мы скучно

               Жизни лучшую пору.

                В небе – пыль, либо тучи,

               Либо жар, либо громы;

               Тесно сжатые в кучи,

               Кверху кинулись домы;

               Есть там смех, да не в радость,

               Все блестит, но бездушно…

               Слушай , бледная младость,

               В дымном городе душно!

                                 (Н.М.Коншин «Жалобы на Петербург»)

Давайте посмотрим на иллюстрации Ильи Глазунова, которые демонстрируют творчество Достоевского. Что мы видим? Какие цвета преобладают? (серые, мрачные)

Почему? (печаль, нищета демонстрируются на них, несчастные люди, задавленные бедностью)

- Какой цвет присутствует в романе Достоевского при описании Петербурга? (желтый)

- желтые обои, желтое лицо Мармеладова, желтый диван, картины в желтых рамках

- Как вы думаете, почему Достоевский использовал именно этот цвет?

( цвет болезни)

Город болен, действительно раньше желтыми домами назвали сумасшедшие дома.

5. Новое видение материала. Кульминация.

Город, тупик, когда больше некуда идти, доводит людей до безумия, до сумасшествия, порождает зловещие идеи. Именно в этом городе разворачиваются ужасные события романа «Преступление и наказание»

Так  зловещая идея родилась в голове бедного студента Родиона Раскольникова. Какая? (убийство)

Сам Достоевский, излагая главную мысль романа в письме к Каткову писал: «Это психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым страшным, незаконченным идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Она никуда не годится, для чего она живет? Полезна ли она хоть кому – нибудь? И т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать , с тем чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству, чем уже , конечно , загладить преступление.»

-Фамилия Раскольников образована от какого слова? (раскол)

Действительно в душе героя происходит раскол - -на какие части? (добро и зло, за преступление и против, гуманность и жестокость)

Попробуем разобраться , какие цели и причины на убийство были у Раскольникова. Проследить  путь к преступлению. Почему добрый, гуманный человек идет на убийство?

 На доске таблица «Путь  к преступлению:

Этапы к преступлению

Чувства героя

= или -

1. узнает адрес Алены Ивановны

нейтральны

нейтральное

2. Первое посещение старухи

Отвращение, наклевывается странная мысль

+

2. Разговор студента и офицера

Мысли студента совпадают с мыслями Раскольникова

+

3.Второе посещение старухи (проба)

отвращение

+

4.Встреча с Мармеладовым

Сочувствие. Готовность помочь

+

5. Письмо от матери

Мучения, жалость

+

6.Страшный сон

Сомнения, страх, ужас

-

8.Узнает, что старуха ровно в семь будет дома одна

решительность

+

По ходу урока совместно с учениками заполняем таблицу (графы чувства и = или -)

- Какое убийство и кого задумал Раскольников? ( Раскольников решил убить вредную старуху ростовщицу Алену Ивановну)

- Как познакомился Раскольников со старухой? (его знакомый  студент Покорев еще прошлой зимой дал Раскольникову адрес ростовщицы. ) – событие нейтрально стр. 53

Раскольников заложил у нее кольцо – подарок сестры. (чувствует отвращение к старухе, наклевывается странная мысль) + в пользу преступления. Стр. 53-54

- сразу же разговор студента и офицера в трактире. стр. 54- 55 (+)

Эти события были как бы воспоминания Раскольникова

- и только теперь пойдет эпизод 1 главы, самого начала романа

Второе посещение Алены Ивановны  Какую вещь на этот раз закладывает Раскольников (серебряные часы)

-Какое чувство вызывает старуха  (Описание внешности)

(в читателях вызывает отвращение, в Раскольникове тоже)

- А как жила старуха? (описание жилища)

- Можно л сравнивать быт старухи и , например быт Мармеладовых или самого Раскольникова? ( нет, старуха жила зажиточно)

Раскольников увидел несправедливость жизни, задумал за счет старухи решить всю социальную несправедливость жизни +

- Важный эпизод – встреча с Мармеладовым. Желает помочь всем обездоленным +

- Письмо от матери. Что сообщает мать в письме? (Денег нет, выслать нечего, сестра Дуня хочет выйти замуж не по любви за мерзкого Лужина, чтобы помочь брату)

-Может ли Раскольников принять такую жертву? (нет, он сам хочет помочь родным)

-Какое состояние испытывает герой после письма? (подтвердите текстом) письмо измучило, взволновало, текли слезы. +

-Сон. Что же приснилось Раскольникову? (убийство лошади, сочувствие ей)

-Состояние после сна?  ( сомнение) Найдите в тексте ( я не вытерплю)

- Сон как протест против вселенского зла, как отрицание идеи преступления. –

- Последней каплей стало то, что Раскольников узнает, что Лизаветы не будет дома и старуха будет одна. Час настал

- Какое состояние героя? (решительность)

-Наш герой все- таки идет на страшное преступление, перешагивает черту.

-Что значит преступление? (Работа по словарю Ожегова)

Преступление – это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

- Преступление. Это переступить через что? (через закон, нравственность , судьбу, этические и моральные нормы, через закон божий, одна заповедь которого гласит – Не убей!)

Раскольников нарушил заповедь Бога, заповедь из Библии или , как называл Достоевский , Священное Писание. (Отрывок из Достоевского)

Но Раскольников не обратился к этому писанию и совершил преднамеренное убийство.

Но что же привело Раскольникова к преступлению? Каковы причины и цели этого убийства?

Причины: (почему)

  1. Первопричина в воспитании в детстве. Какое воспитание? Со стороны отца – равнодушие ко злу, со стороны матери – все для Роди.
  2. Нездорова атмосфера Петербурга.
  3. Социальная униженность героя, бедность, невозможность умному , талантливому человеку одним лишь честным трудом пробиться в люди.
  4. Тяжелое положение матери и сестры.
  5. Сострадание «униженным и оскорбленным»

Цели преступления:

  1. На украденные деньги обеспечить себе учебу в университете
  2. Помочь бедным людям
  3. Помочь материально матери и сестре

А только ли эти цели преследовал герой? (нет) А что еще ? (он хотел доказать себе..)

Вот об этой теории, которую доказывал Раскольников мы будем беседовать на следующем уроке.

  1. Рефлексия. Обратная связь

А теперь проверим, что вы запомнили с сегодняшнего урока. Вы должны выполнить тестовое задание, на которое отводится 2-3 мин.

Тестовое задание. (Коллективная проверка)

Задание – игра (устно) - резерв

7. Творческая работа (по группам)

3 группы должны представить работу : Каким мы увидели Петербург у Достоевского?

8. Социализация.

Чтение работ

9. Подведение итогов

Выставление оценок

Итак, мы сегодня прошлись по Петербургу Достоевского, Пушкина, Гоголя. Увидели, что Достоевский показал ужасный, страшный Петербург, который родил в сознании бедного студента Раскольникова зловещую мысль убийства.  (возвращение к эпиграфу). Мы доказали, что Достоевский не только хороший психолог, но он на своих страницах создавал мучительные , жуткие жизненные ситации.Мы проследили путь Раскольникова к преступлению, выявили причины и цели убийства. Но уже отметили, что Раскольников не только хотел помочь бедноте, но он хотел доказать теорию.. На следующем уроке мы будем говорить по этой теме, поэтому д.з

10. Домашнее задание

Д.з будет такого плана – выяснить теорию Раскольникова (статья Раскольникова) ч. 3 гл.5 стр. 207-208


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...