конспект урока Малые жанры фольклора
план-конспект урока по литературе (5,6 класс) по теме

Задонская Ольга Владимировна

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности

Отдельно представлена дидактика к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokmalyiejanryifol-klora.doc44 КБ
Microsoft Office document icon didaktika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Малые жанры устного народного творчества».

Задонская О.В. школа №144

Оборудование: проигрыватель, пластинка с песнями М.Мордасовой, цветные карточки, раздаточный материал, бублики. В кабинете столы стоят, разделенные на 3-4 команды (в зависимости от количества детей в классе, предпочтительно, чтобы команда была из 6-7 человек, не больше)

На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Ход урока.

Звучит русская народная музыка, ребята, заходя в кабинет, на входе берут цветные карточки и садятся за стол, обозначенный определенным цветом.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки школы №144, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки, которые и помогут нам вспомнить жанры устного народного творчества.

Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? Почему так важно помнить историю своего народа?

Звучат ответы учеников.

Учитель: Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории.

Для того, чтобы наша работа кипела веселей, мы выберем Совет Мудрейших, в совет которого войдут представители от всех команд. Они должны будут помочь мне оценить ответы ребят и решить, чья команда окажется смекалистей и задорней. За каждый правильный ответ команда получает бублик. А чтобы вам было легче выбрать представителя, предлагаю воспользоваться одним из жанров УНТ – считалкой (могут воспользоваться своей, а можно предложить( вариант. 1).

Ребята выбирают Мудрейших. Совет Мудрейших занимает место за отдельным столом.

Учитель: Ну что, все готовы? Закрыли глаза, мысленно представили себя в 19 веке, расправили плечи, поправили прически. Начинаем.

На завалинке в светелке иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели да водили хоровод.

А играли как! В горелки, ах горелки, хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

А как вы думаете, в какие месяцы года обычно начинались посиделки и почему?

Ответы учеников.(Осень, зима. Урожай уже собран, и можно было отдохнуть).

.Учитель: Действительно, в середине ноября на селе по народному поверью отмечался день Демьяна и Кузьмы, братьев-кузнецов. После Кузьмы снег выпадал на стылую землю, заметая следы дел человеческих, а в избах запасались работой на долгие зимние вечера. Как вы думаете, а чем могли заниматься девушки и парни, собираясь в уютной светелке?

Ответы учеников.

Учитель: Вы правы, девушки пряли, используя веретено и прялку (показать). Веретено деревянное, тонкое, изящное, у каждой девушки свое, чужим пользоваться нельзя. Для девушки его делал или отец, или возлюбленный. А смастерить его не так легко, недаром в пословице говорится: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы учеников. Мудрейшие все отмечают.

Учитель: Молодые люди также сидели не сложа руки, а кто лапти плел, а кто конской сбруей занимался. Присматривались парни к девушкам, а девушки к парням. Смотрели не только на красу, но и на то, как кто работает. Если нитка у девушки тонкая, ровная, то и характер у нее покладистый, а если вся в узлах, рвется часто, то и девушка непокладиста.

Но сидеть молча было бы неинтересно, и начинался разговор.

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,

У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный, в те далекие года

Проводились викторины, те «что, где, когда».

Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.

А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом?

Ответы учеников.

Учитель: Конечно же, это загадки. А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове?

Ответы учеников.

Учитель: Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки.

Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)

Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)

Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).

Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка).

И т.д. (смотри дидактику 2).

А теперь команды могут загадать друг другу загадки.

Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?

Ответы учеников.

Учитель: Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.

Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?

А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?

Ответы учеников. (народ мудр, зорок, замечает неприметное и т.д.)

Учитель: Но русский народ мудр не только в составлении загадок. Нам достаточно будет посмотреть на народные названия месяцев года, чтобы убедиться в справедливости этих слов.

Каждой команде раздается листок-таблица с современными и народными названиями месяцев. Необходимо найти соответствие. (дидактика 3).

Ребятам дается 5-6 минут.

Затем сравниваем с доской.

Учитель: Кто сможет объяснить?

Ответы учеников.

Учитель: Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?

Скороговорки.

Учитель: Конечно, скороговорки. А почему именно такое название этого жанра?

ответы

Учитель: Хочу вам сказать, что исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии». Как бы вы объяснили это?

А теперь давайте посоревнуемся в произношении скороговорок. Представители команд вытягивают 2-3 скороговорки. (дидактика 4). На подготовку дается полминуты.

Конкурс «Скороговорки».

Учитель: У кого-то из вас может возникнуть вопрос, для чего нужны скороговорки, какой от них толк. Попробуйте дать ответ на эти вопросы.

Ответы.

Учитель: В скороговорках, как вы заметили, нет абсурда, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.

Так проходит час за часом, работа за разговором спорится, но устают сидеть молодые без движения, хочется им немного размяться. И тут на помощь приходят частушки и забавы.

Частушек пелось очень много, они откликались на многие события личной жизни.

Для примера предлагаю послушать частушки в исполнении великой исполнительницы русских песен М.Мордасовой.

Звучат частушки

Учитель: А теперь предлагаю девочкам почувствовать себя исполнительницами и пропеть частушки Можно и под аккомпанемент. (дидактика 5).

Представительницы команд исполняют предложенные им частушки, можно и те, которые они знают.

Учитель: Ну а юноши не всегда были согласны петь, им бы силушкой померяться.

Проводится народная игра «Вытолкни из круга» (дидактика 6)

Учитель: Отдохнули, душеньку потешили, пора и дальше работой заняться. На посиделках велись и серьезные разговоры о житье-бытье, о погоде и урожае, родителях и родственниках, да еще и о приметах различных. Возможно, именно в эти минуты и рождался кладезь народной мудрости – пословицы.

Как вы понимаете высказывание «Кладезь народной мудрости». Что собой представляет кладезь?

Кладезь – вместилище. Пословица не просто изречение, это мнение народа, народная оценка жизни.

Учитель: Пословицы не спорят, не доказывают, они просто утверждают.

Я уверена, что вы знаете много пословиц, часто употребляете их в своей речи, поэтому задание для вас не будет трудным.

Я буду читать изречение, а ваша задача найти к нему пословицу. Кто ответит первым получит бублик.

Дидактика 7.

Учитель: А теперь задание посложнее. Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на свои места.

Дидактика 8.

Учитель: А теперь еще одно задание, которым очень увлекалась молодежь на посиделках. Это рассказывание небылиц, потешек, перевертышей.

Как вы понимаете эти названия?

Ответы учеников. 

Учитель: Ребята, я вам предлагаю разыграть небылицы в лицах. Проявите свой артистический талант.

Обыгрывние небылиц. (дидактика9.)

Учитель: Молодцы, я думаю, что в этом конкурсе нет проигравших и победителей, все справились отлично.

Подходит к концу наш урок, конечно, мы не смогли с вами рассмотреть все малые жанры фольклора. Нам не удалось поговорить о закличках, прибаутках, докучных сказках, поэтому я предлагаю вам познакомиться с ними самостоятельно и на следующем уроке представить нам примеры таких произведений.

А сейчас я хочу предоставить слово Совету Мудрейших для подведения итогов.

Подведение итогов. Награждение победителей. Победители получают по две пятерки.

Учитель: Заключительное слово



Предварительный просмотр:

Дидактика. 1. Считалки.

Дидактика 2. Загадки.

а)Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

б)Черненька, маленька,

В платье вскочила,

Царя разбудила. (Блоха).

в)Мать толста, дочь красна,

Сын – сокол под небеса ушел. (Печь, огонь, дым.)

г)Три братца пошли купаться,

Два купаются, один на берегу валяется,

Искупались, вышли, на третьем повисли.

                                                 (ведра, коромысло)

д)Ржет жеребец на перегородке,

Слышен его голос в Ново-городе. (гром).

е)Есть таков Иван Пятаков,

Сел на коня и поехал.                    (горшок в печи).

ж)Сутул, горбат, все поле перешел,

Все загоны перечел. (серп).

з)Лед трещит, вода плещется,

Молодая царица умывается. (весна).

Дидактика 3. Узнай месяц.

1. Январь

1.Травень

2. Февраль

2.Серпень, жнивень

3. Март

3.Листопад, жовтень

4. Май

4.Грудень

5. Август

5.Студень, сечень

6. Октябрь

6.Лютый

7. Ноябрь

7.березол

1-5, 2-6, 3-7, 4-1, 5-2, 6-3, 7-4.

Дидактика 4. Скороговорки.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Под плетень, в тень, топор в пень – дзень!

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Дидактика 5. Частушки.

Шире круг, шире круг, дайте круг пошире,

Не одна иду плясать, нас идет четыре.

****

Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки башмаком, думала – подружки.

По деревне я шла, и Ванюшку видела –

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.

Сидит ежик на березе – белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге – фуражка.

У меня забавы две: в том краю и этом,

Одного люблю зимой, а другого – летом.

Я девчонка боевая, боевая не совсем,

Боевая сушит девять, а по мне страдает семь.

Я стояла на бугре – трое спорят обо мне,

Что вы трое спорите, вы меня не стоите.

Мы пропели, что сумели, поплясали от души,

Выходи на круг, кто смелый, пой погромче и пляши.

 

Дидактика 6. Игры.

1. «Вытолкни из круга». На полу мелом чертится круг, в который приглашаются 2 мальчика. Прыгая на одной ноге, держа руки на боках, они должны вытолкать друг друга за черту.

2. «Коробейники». Участники берут в руки яркие подносы-лотки, на которых разложены 7-10 игрушек. Нужно пробежать по кабинету 2 круга, обогнуть стулья и вернуться к линии старта, не уронив ни одной игрушки. Если уронил игрушку, необходимо остановиться, ее поднять и бежать дальше.

3. «Русская баня». На круг (на 2 стула) выходят любители попариться. Берут веники (либо настоящие сухие, либо из бумаги) и «парят» друг друга по ногам, чтобы не было ревматизма. Кто первый веник обобьет, тот и победитель.

 

Дидактика 7. Пословицы.

1.Замени фразу пословицей.

Учись всю жизнь. – Век живи – век учись.

Береги время. – Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Куй железо, пока горячо.

Не болтай. – Держи язык за зубами.

Держи слово. – Не давши слово, крепись, а давши – держись.

Слово серебро – молчание золото.

Дидактика 8.. Нерадивый наборщик.

1 группа.

Едешь на день, а сам не плошай.

Заставь дурака Богу молиться, а все молока от нее не добиться.

На Бога надейся, хлеба бери на неделю.

Как с быком не биться, он и лоб расшибет.

2 группа.

Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

3 группа.

Где любовь и совет, там и рвется.

За двумя зайцами погонишься, бей молотом.

Где тонко, там и горя нет.

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

 

Дидактика 9. Небылицы в лицах.

1.

Д. Фома, что из леса не идешь?

М. Да медведя поймал.

Д. Так веди сюда.

М. Да он не идет.

Д. Так сам иди.

М. Так медведь не пускает.

   

Д. Федул, что губы надул?

М. Кафтан прожег.

Д. Можно зашить?

М. Да иглы нет.

Д. А велика ли дыра?

М. Да один ворот остался.

   

1м. Ты куда шагаешь?

2м. За семь верст.

1м. Киселя хлебать?

2м. Нет, комара искать.

1м. Это которого же комара?

2м. Да того, который меня за нос укусить хочет.

1м. Да он же при тебе.

2м. Где это при мне?

1м. Да на носу у тебя! Хлоп тебя по носу.

1м. Что сегодня делал?

2м. Рукавицы искал.

1м. Нашел?

2м. Нашел.

1м. А где они были?

2м. Да за поясом.

   

Д. Сынок, сходи за водицей на речку.

М. – Брюхо болит.

Д. Сынок, иди кашу есть.

М. Ну, раз мать велит, надо идти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

Тема урока: Малые жанры фольклора.

Дана разработка урока в пятом классе по теме: "Малые жанры фольклора". Тип урока повторительно - обобщающий, комбинированный. Форма проведения: конкурс творческих групп и индивидуальные выступления об...

Презентация к уроку "Малые жанры фольклора"

В презентации помещены примеры малых жанров фольклора и определения этих жанров. В учебнике - хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой за 7 класс отсутствуют тексты малых жанров, поэтому эта презентация буде...

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Конспект урока литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Конспект урока по теме "Малые жанры фольклора". Литература, 5 класс. УМК Коровиной В.Я....

Конспект открытого занятия "Малые жанры фольклора"

План-конспект открытого занятия с учащимися второго года обучения творческого объединения "Татарский фольклор"....