Христианские мотивы в рассказе Л.Андреева "БЕН-ТОВИТ"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Цели урока:

   1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева.

   2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя.

   3.Понять внутренний мир произведения в его целостности и попытаться разгадать «образный шифр» текста рассказа.

   4.Привети учащихся к пониманию художественной идеи рассказа : равнодушие – порок, который губительно действует на людские сердца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Урок внеклассного чтения в 11 классе

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 г.Пушкино Лавренко Елена Константиновна

                                     Тема урока:

Христианские мотивы в рассказе Леонида Андреева «Бен-Товит»(1903 г.)

Цели урока:

   1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева.

   2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя.

   3.Понять внутренний мир произведения в его целостности и попытаться разгадать «образный шифр» текста рассказа.

   4.Привети учащихся к пониманию художественной идеи рассказа : равнодушие – порок, который губительно действует на людские сердца.

Оборудование:

    1.Текст рассказа

    2.Компьютерная презентация «Иерусалим»(Заочная экскурсия по городу Христа)

    3.Карта города

    4.Музыка к рок- опере  «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Веббер , Т. Райс

Эпиграфы:

    1.По действию на умы читателей среди современников русских писателей нет ему равных…Они никого не заразили; он заражает всех. Хорошо это или дурно,  но это так…

Д.С.Мережковский                                                                                                                                      

    2.Во всём, что касалось темных сторон жизни , противоречии в душе человека , брожений в области инстинктов , - он был жутко догадлив.

М.Горький

    3.Не только человек нуждается в Боге, но и бог нуждается в человеке.

Н.Бердяев

                                               Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Писатель начала XX века Л.Андреев был поэтической, романтической, эмоционально – импульсивной натурой, был оригинальным и противоречивым художником – мыслителем, а значит, парадоксальным (обращение к эпиграфу Горького). Он создал свой особый , неповторимый художественный мир. Мир, в котором остро чувствуется одно, но самое важное – это БОЛЬ ЗА ЧЕЛОВЕКА (запись словосочетания на доске)

Творчество не может быть засахаренным и спокойным, оно всегда рождается БОЛЬЮ, иначе это не творчество…

 2.Беседа

-Назовите авторов и произведения по теме нашего урока.

Пушкин «Пророк», «Пиковая дама»; Лермонтов  «Молитва», «Ветка Палестины»,Достоевский   «Преступление и наказание», «Идиот»; Блок «Двенадцать»; Булгаков «Мастер и Маргарита»; поэзия Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Д.Мережковского (трилогия)  «Христос и Антихрист», Брюсова  «Огненный ангел»; Андреев  «Иуда Искариот», «Анатэма», «Дневник Сатаны»; поэзия Гумилева, Набокова.

-Как объяснить столь повышенный интерес художников к евангельским образам?

1.Общезначимость,  общечеловечность  данной темы.

2.Актуальность: реальная действительность XX века не позволяла Андрееву быть излишне оптимистичным: писателя тревожил разрыв  между высокими идеалами и реальными человеческими поступками

А теперь обратимся непосредственно к тексту рассказа.

-Ваши впечатления?

-Передайте кратко сюжет произведения

К презентации :

КАДР -> Где и когда происходит действие? -> Что произошло?

-Вы не заметили ничего странного(парадоксального) в сюжете?

Мировое по своему трагизму событие описывается не со слов евангелистов,  а буднично через восприятие простым иерусалимским обывателем - торговцем Бен-Товитом.

-В таком случае, какова композиция рассказа?

Кольцевая

-Её элементы соотнесите с абзацами.

1-й абзац – экспозиция

2-й абзац – завязка

Кульминация – пронзила боль

Развязки две : > прошла боль > пошли на Голгофу

-Предположите : если бы Бен-Товита в тот день не преследовала зубная боль, где бы он оказался?

В той толпе, которая яростно требовала распять Христа.

-Какая она, эта зубная боль? Найдите в тексте.

2-й абзац

-Какими художественными средствами Андреев описывает её?

Натуралистично; обилие метафор, эпитетов, сравнений и олицетворений.(Называются примеры)

-Словно она передается и нам.

-Но зачем Андреев «посылает» боль своему герою? Что произошло?

Промежуточный вывод: Душа почувствовала страдания Христа , но обыденное, человеческое(!) э г о? пересилило и отодвинуло нравственные переживания на второй план.

-Подберите синоним к слову «Боль».

БОЛЬ -> физическая -  СТРАДАНИЕ -> нравственная (на доске) И.Христа

-Кто еще в рассказе испытывает их?

Иисус Христос

-Какие же страдания испытывает Бен-Товит?

Физические

-А Христос, входя на крест?

Нравственные

На этот стержень, т.е. восприятие  б о л и , автор нанизывает события, гораздо более важные и более трагические. Но вот что странно и парадоксально у Андреева вновь:

-Чьи страдания описывает Андреев на первом плане?

Бен-Товита

-А на втором?

Иисуса Христа

- Почему?

Собственная боль – мера всех страданий и желаний, она затмевает все, ибо «слаб человек».

Подтвердить текстом.

Абзац: «Было также неприятно и то, что на улице и на соседних крышах собралось много народу, который ничего не делал…(финал диалога)

-Испытывает ли Бен-Товит жалость к Христу?

Нет

-Ощущает ли его боль?

Нет

-А как ведет себя толпа?

Текст

Абзац: «По узенькой улице, поднимавшейся в гору, беспорядочно двигалась огромная толпа…»

Казнь для неё – развлечение , и для Бен-Товита тоже. Жена: «Посмотри, вон ведут разбойников, быть может, это развлечет тебя?».

-Обратите внимание что сцена распятия упомянута лишь вскользь. (Это еще один парадокс Андреева):  Как яркая вспышка мелькнут на короткий момент длинные светлые волосы Христа и снова уступят место зубной боли «доброго торговца, не любившего несправедливости».

-Почему? Разве это возможно?

Да, так как Андреев дает возможность читателю стать участником мировых событий, ощутить себя тем, кто сопровождает ЕГО, а потом возвращает в жалкий мирок торговца.

-Когда же физическая боль Бен-Товита  доходит до апогея?

Когда Христос упал – текст

- С точки зрения композиции этот эпизод ?..

Кульминация

-Почему?(к схеме)

Две боли соединяются воедино: физическая – Бен-Товита; и нравственная – Иисус Христос; но Бен-Товиту опять не суждено её почувствовать. А мог бы!

-Какова же здесь мысль автора?

Боль Бен-Товита не рождает сочувствия к боли того , ДРУГОГО, но Христос, взойдя на крест взял все людские грехи на себя, всю БОЛЬ земную и всех простил…

К тексту

-Как описывает боль Бен-Товита в этот момент автор?

«И от этого представления боль освирипела»

-Какой художественный приём?

Олицетворение

-Зачем?

Боль свирипеет от равнодушия Бен-Товита

-Когда же она  «отпускает» героя? (Текст: «Жена оказалась права…» весь абзац)

КАДР -  С какой целью герои отправляются к Голгофе?

Для развлечения – опять! Казнь- развлечение; распятие на Голгофе – тоже!

И Бен-Товит дважды повторяет свой рассказ соседу: в обычный день обычные люди прогуливаются к месту казни, чтобы потом вспоминать о своей боли и соотносить её только в связи с казнью «преступников». Андреев как бы говорит о том, что герой ужасны в своей обыкновенности.

-Казалось бы, за что можно осуждать героя? Разве он сделал что-то плохое?- Он не унижал Христа, не кидал в него камни, не кричал на него ->> Он не делал ЗЛА (на доске)  ->> ДА

-Может он делал ДОБРО? ->> НЕТ

-Как же относится автор к своему герою?  (Докажите текстом)

-Что звучит в словах автора?

Ирония

-За что осуждает?

За равнодушие

-Почему?

Оно не так безобидно, как кажется

В сердце Бен-Товита  (а не в наших ли тоже?)  живет этот порок

-Что же для Андреева – р а в н о д у ш и е?

Преступление. Докажите текстом – последний абзац: «А не из глубоких ущелий…» - ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ ПРИРОДЫ

- Возможно, даже не сам факт убийства сына Божьего, а брезгливость и бездействие таких людей называет Андреев «великим злодеянием земли».

И как бы не воспринимала толпа и Бен-Товит  Иисуса, Христос навсегда останется символом истинного добра, милосердия и любви, света; явивший миру эти добродетели, но и сам нуждающийся в них

 (->> к эпиграфу Н.Бердяева)

Поэтому и звучит в рассказе писателя ощущение БОЛИ, боли за страдание Иисуса Христа, боли за человека, и потому творчество настоящего писателя рождается БОЛЬЮ (->> к эпиграфу Мережковского).  Д/з  Л.Андреев  «Анатэма» 

 1. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида

Андреева.(1892-1906).-Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976.

 2. Андреев Л.Н. Дневник Сатаны: Романы. Повести и

рассказы. Письма. Воспоминания современников М.: Школа-Пресс, 1996.-

3. Андреев Л.Н. Дневник Сатаны: Романы. Повести и

рассказы. Письма. Воспоминания современников М.: Школа-Пресс, 1996.-С.435.

 4.Н.Бердяев «Философия творчества, культуры и искусства» В 2 томах.М.,1994,Т.1,СТР.46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...

Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"

Материал научной работы ученицы  поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....

Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...

Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...

Христианские мотивы в повести В.Крапивина "Колыбельная для брата".

В данной работе предложен методический материал по повести В.Крапивина "Колыбельная для брата". Эту повесть можно изучать на уроках литературы в ...

"Христианские мотивы в произведении М. Ю Лермонтова "Песня про ...купца Калашникова"

Урок по изучению творчества М.Ю.Лермонтова проводился в рамках недели  Православной культуры. На уроке литературы рассматривались основные христианские заповеди, традиции русской семьи, основанны...