Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Юхачёва Марина Николаевна

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_integrirovannogo_uroka_istorii.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ИСТОРИИ

И ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ …..

ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА  НЕ СТАРИТСЯ»

                               Общая характеристика истории

                                  и литературы ХХ века

Цель:  изучение событий истории и освещение их в литературе.

Задачи. 1. Вспомнить основные исторические события ХХ века и показать, как они отражены в литературе.2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет, изучения в целом. 3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.

    Раздаточный материал. Опорная схема «Лента времени» (см. приложение 1)

                                            Оформление доски

   «Медленно история листается …   все стареет – Родина не старится!»

   Эпиграф:                              В двадцатом удивительном столетье,

                                                   Польстившись на избранничества стимул,

                                                   Россия показала всей планете,

                                                   Что гений и злодейство совместимы.

         Чистый лист – «Историческое полотно» - по ходу заполняется пазлами:

Проблемный вопрос «Что из исторического опыта российского общества в ХХ веке, на ваш взгляд, можно использовать в будущем и от какого наследия нужно отказаться?»

Красный цвет (война) – 6; Русско-японская война, 1 русская революция, 1 мировая война,11 русская революция (Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский переворот), гражданская война, Великая Отечественная война.

 

 Зеленый цвет (экономика) – 3; политика военного коммунизма; индустриализация, коллективизация и культурная революция; нэп.

Синий (мир)  -1; «застой».

Голубой (мир, надежда) – 2: «оттепель», «перестройка».

Трехцветный  (мир, надежда, экономика, война) – последнее десятилетие ХХ века.

 Раздаточный материал (на столе у каждого ученика находится опорная схема «Лента времени» (см.приложение 2 ) с заполненной нижней литературной частью. Во время урока ребята работают с данной схемой и заполняют верхнюю историческую часть (дата и название событий). По усмотрению учителя и учащихся можно дополнить литературную часть именами писателей и  названиями произведений. Вот как будет выглядеть верхняя историческая часть «Ленты времени» после заполнения:

Лента времени

       1904-1905       1905-1907      1914-1918          1917           1918-1920           до 40-х

ХХ  Русско-            1 русская      1 мировая        11 русская   Гражданская  Строитель

век  японская        революция        война            революция        война        ство нового

          война                                                            (ФБД и Окт.                        государства

                                                                                 переворот)

 1           2                       3                      4                        5                        6             7,8,9

                                                         Лента времени (окончание)

  1941-1945             60-е гг.       кон.70-нач.80        1985-1991        Последнее

                                                                                                           десятилетие

Великая                «Оттепель»        «Застой»        «Перестройка»                       ХХ1

отечественная    «Заморозки»                                                                                век

   война

     10                           11                       12                           13                                 14

       ТСО.  Использование магнитофонной записи песни И. Талькова  «Родина».

                                              Ход урока

1. Слово учителя.

   Идя по улицам , мы видим лица, дома, скверы, площадки. Но  в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолета…..

   Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течет река литературы.

   Объектом нашего внимания будет ХХ век: общая характеристика исторических и литературных событий.

2. Чтение темы и эпиграфа урока.

3.Знакомство учащихся с задачами урока.

    Перед нами не просто чистый лист бумаги. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно.  Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках. Это и будет «кусок» истории на нашем полотне, заполнив которое мы сможем ответить на вопрос, какая же она, Россия ХХ века? Перефразируя же М.Цветаеву, назовем литературу очевидцем всех времен истории и посмотрим что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетии»? итак начинаем «медленно историю листать».

  4. Беседа с учащимися об исторических событиях и комментарий учителя по литературе.

  Учитель или ученик – ассистент по ходу беседы заполняет «Историческое полотно», ученики – «ленту времени».

   4.1. Комментарий учителя.

   К началу ХХ века определились основные силы мира – это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров (чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Вл. Соловьев так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «… прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошелся с ее началом». А.П.Чехов об этом же: «Все враздробь!»

   «Климат» новой эпохи прояснялся в совместных прозрениях художников разной ориентации – реалистов и модернистов.

                 Обращение к схеме:

  1. продолжается развиваться литература критического реализма.

Вересаев Викентий Викентьевич, Куприн Александр Иванович, Бунин Иван Алексеевич, Толстой Алексей Николаевич («красный граф»), Короленко Владимир Галактионович.

  1. рождается новая литература, которая развивается в направлении, получившем впоследствии название социалистического реализма. (М.Горький).
  2.  модернистское искусство (поэзия серебряного века).

               Символисты                      Акмеисты                                     Футуристы

Бальмонт К.                                Гумилев Н.                                Маяковский В.

Брюсов В.                                    Городецкий С.                           Хлебников В.

Мережковский Д.                      Ахматова А.                               Бурлюк Д.

Гиппиус З.                                  Мандельштам О.

Блок А.

Белый А.     Младосимволисты

   

          Характеристика литературы начала века: поиск новых форм, нового содержания.

   4.2. Отгадай событие.

                                                  Мы проиграли ту войну,

                                                  Но слава русских моряков

                                                  С «Варягом» не ушла ко дну.

                                                  «Погибнуть с честью»- был девиз таков.

                                                                    Русско-японская война 1904-1905гг.

    Как только учащиеся отгадывают событие, учитель прикрепляет соответствующие пазлы на «Историческое полотно»: дата и название события заносятся в «Ленту времени»

 Комментарий учителя.

    На эту войну, которая должна была быть маленькой, но победоносной, откликнулись передовые люди. Л.Н.Толстой опубликовал в Англии статью «Одумайтесь!». Самым эмоциональным откликом на русско-японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема – безумная жестокость. Конкретное решение этой темы – экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха»: «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь …  И в этом красном, текущем продолжалась еще улыбка, беззубый смех – красный смех». «Красный смех» - символ страха, смерти, ужаса и безумия – встречается в рассказе 16 раз, а основной лейтмотив – «ужас и безумие» - 27 раз. Красный цвет – символ войны – встречается 33 раза. «Странная перемена вдруг произошла – исчезновение цветов; исчезли голубой, зеленый и другие привычные тихие цвета, а солнце загорелось красным». Вот как изображает войну Л.Андреев. И мы, вслед за писателем, все, что связано с войной, окрасим в красный цвет, а мировыми цветами будут у нас голубой, цвет надежды, и зеленый, обозначающий экономические преобразования. К сожалению, красным окрашены несколько последующих событий в истории нашего государства.

   4.3. Отгадай событие.                         «Кровавым воскресеньем» началась она

                                                                 И слабость власти показала всем сполна.

                                                                 Хоть «Манифест» дарован был народу,

                                                                 Работа 1 Думы не продлилась года.

                                                                                 1 русская революция, 1905-1907гг.

      Комментарий учителя.

    О первой русской революции мы можем прочитать в произведениях М.Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина».

   А вот стихотворения Надежды Тэффи, которое называется «Пчелки». Оно было написано весной 1905 года и потом перепечатывалось  во всех антологиях политической лирики и сатиры, в том числе и в искровском сборнике революционных песен «Под красным знаменем»:

                                       В ту ночь до рассвета мелькала иголка:

                                       Сшивали мы полосы красного шелка

                                                Полотнищем длинным, прямым…

                                        Мы сшили кровавое знамя свободы,

                                        Мы будем хранить его долгие годы,

                                                 Но мы не расстанемся с ним!

  Какой-то особый, пророческий смысл звучал в ее словах …. .

 4.4. Отгадай событие.    

                               Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

                               Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

                               Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

                               В Сараево начавшись, длилась долго та война.

                                                                         1 мировая война.   

      Комментарий учителя.

  Вот каково отношение  к этой войне лирического героя поэмы С.Есенина «Анна Снегина»; «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», «Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку … другую явил я отвагу – был первый в стране  дезертир».

        4.5. Отгадай событие .

 Все общество на красных – белых поделив,

 В надежде отстоять свою Россию – все находили сил прилив.

 Сын на отца пошел, забыв свои истоки,

 Мы стержень потеряли – таковы ее итоги.

                                      Гражданская война, 1918-1920гг.

              Комментарий учителя. Обращение к схеме.

Гражданская война и литературу разделила надвое:

   «Революционный героизм»                       «Внимая ужасам войны»

   «Сабля да книга – чего еще…»                 Булгаков М. «Бег», «Дни Турбинных»

   Фадеев А. «Разгром»

   Фурманов Д. «Чапаев»                               Бабель И. «Конармия»

   Серафимович А. «Железный                     Бунин И. «Окаянные дни»

   поток»                                                          Горький М. «Несвоевременные мысли»

   Островский Н. «Как закалялась  сталь»  

4.6. Отгадай событие.

                                       В попытках частную торговлю запретить,

                                       Про продразверстку власть новая заговорила.

                                       В распределении, оплате уравниловку вменить,

                                       Войну закончить поскорей спешила.

                                                        Политика военного коммунизма, 1918-1921г

Комментарий учителя.
Чтение стихотворения В.Маяковского  «Стихи о советском паспорте»

   Творческую жизнь начала 20-х характеризует появление множества группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В романах Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против Е.Замятина и Б.Пильняка (в 1938г. Пильняк был расстрелян).

     Широкая, полноводная река русской литературы отныне разделилась на две речки, которые растеклись в разные направления.

         Эмигрантская                                              Советская литература

     Бунин И.                                                    Пролеткульт, РАПП, ВАПП

     Куприн А.                                                  Д.Бедный, М.Светлов и др.

     Толстой А.                                                 ЛЕФ (Маяковский В.)

      Гиппиус З.                                                 Имажинисты (Есенин С.)

     Мережковский Д.                                      Серапионовы братья

     Шмелев И.                                                  (Зощенко М.)

     Цветаева М.                                                Обэриуты (Заболоцкий Н.,

     Бальмонт К. и мн.др.                                 Хармс Д., Шварц Е.) 

4.7.Отгадай событие.   

           Чтоб вывести из кризиса страну,

            Восстановить народное хозяйство,

            Перед  крестьянством чувствую вину,

            Власть через экономику боролась с разгильдяйством.

                                        Нэп, 1921 – начало 1930-х г.                  

Комментарий учителя.

Инсценирование рассказа М.Зощенко  « Аристократка».

    Период НЭПа в литературе отражен в рассказах М.Зощенко и в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

4.8.   Отгадай событие.   

                   Чтоб средства в город откачать,

                   Чтоб заводы, фабрики построить,

                   В деревне надо было с кулаком борьбу начать,

                   Крестьян всех на вступление в колхоз настроить.

   Индустриализация (1927-1940) и коллективизация (1929-1932)

    Комментарий учителя.

  Социальные преобразования 20-х начало 30-х г. политика «сплошной коллективизации», «ликвидация кулачества как класса» - событийная основа произведений А. Платонова «Котлован» и М. Шолохова «Поднятая целина».

  4.9.   Отгадай событие.   

                                Неграмотность хотела победить,

                                «Культуру» - третьим фронтом назвала.

                               Инакомыслие пыталась позабыть,

                                Соцреализму предпочтение отдала.

                                                        Культурная революция, 1917-1939 г.

Комментарий учителя.

     1931г. – выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 году генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934г. на 1 съезде писателей был объявлен основной и единственный метод художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складывания тоталитарного  государства.

    Народ пел «Нас утро встречает прохладой» и не знал, что автор этой песни – тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа.

                              Стреляли гордых, добрых, честных,

                              Чтоб захватить, упрочить власть,

                               В глухих подвалах повсеместно

                              Кровь русская лилась.

     С 1934 года литература – одна «социалистическая» река, в которой много невидимых подводных течений…. Теперь мы «это течение» называем запрещенной (возвращенной) литературой. (Бабель И., Булгаков М., Мандельштам О., Клюев Н., Пильняк Б., Платонов А., Замятин Е. и мн.др.)

  4.10. Отгадай событие.   

                          С разгрома Польши началась она,

                          И имя ее страшное – война.

                          Продлилась с точностью в 6 лет.

                          Японию разбив, народы мира увидали свет.

                                                          11 мировая война

Комментарий учителя.

     Литература Великой Отечественной войны характеризуется агитацией, призывом, воспеванием  «великого полководца». Отстоять свою Родину! – вот задача каждого советского человека. Около 10 лет военная тема будет «созревать» в умах и сердцах советских писателей (1957-1959).

            Поэзия                          Проза                             Драматургия

Ахматова А.              Горбатов Б.                         повесть Корнейчук А.

Симонов К.             «Непокоренные»                     «Фронт»

Берггольц О.           Бек А. повесть «Воло-          Леонов Л. «Нашествие»

Сурков А.                коламское шоссе»

4.11. Отгадай событие

                           Смерть Сталина – и началась она,

                           Лирично Эренбургом названа …

                           Интеллигенция вся ликовала,

                           Секреты «белых пятен» открывала.

                                                «Оттепель» 1953-1960-е гг.

Комментарий учителя. Работа со схемой.

      Литературный процесс 60-х знаменовался настоящим творческим всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «деревенская проза», «молодежная проза», «громкая эстрадная поэзия», «тихая лирика» и др. Возникали различные литературные группы, объединения, кружки : «Мы – молодые». Лианозовская поэтическая группа, СМОГ – Смелость, Мысль, Образ, Глубина», или «Самое Молодое Общество Гениев» и др. Распространялись такие уникальные явления, как «самиздат» и «тамиздат». Все это свидетельствовало об оживлении литературной жизни. Однако необходимо помнить, что явления «шестидесятников» и «оттепели» отожествлять нельзя. Сам период «оттепели» (назван по одноименным произведениям: стихотворению Николая Заболоцкого и повести Ильи Эренбурга) делится на три периода (1953-1956, 1956-1959, 1959-1964). Каждый сопровождался «всплеском» либерализма и репрессивной реакцией на него официальных властей. Начало «оттепели» отмечено  литературно-критическими выступлениями (например, Померанцева «Об  искренности литературы», 1953) В сентябре 1954г. А. Твардовский отстранен от должности главного редактора «Нового мира».Далее идет  процесс реабилитации репрессированных писателей. Печатается роман В.Дудинцева «Не хлебом единым». Одновременно с этим  резкой критике подвергается опубликованный за рубежом роман Б.Пастернака  «Доктор Живаго» С одной стороны по приказу Н.Хрущева публикуется «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына, второе дыхание получает военная проза, обратившаяся к отображению «окопной правды» войны. С другой стороны, подвергается аресту рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

4.12. Отгадай событие.

                                  Мы за весною лета ждали,

                                  Но время то прошло, что «оттепелью» звали,

                                   Был отстранен генсек Хрущев,

                                   Настало время заказных судов,

                                   И за разгромом в Праге демократии весной

                                  Период тот назвали мы … («застой»)

Комментарий учителя.

     Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы. У поколения «шестидесятников» в момент смены периода 60-х гг. эпохой «застоя» было три пути:

  1. путь конформизма, приспособления к сложившейся и застывающей в своих чертах системе;
  2. «андеграунд», «непротивление» системе, но и нежелание с ней сотрудничать. Это был период третьего  «хождения русской интеллигенции в народ»: люди творческого склада выбирали профессии, не требующие прохождения идеологических проверок, вступления в партию и оставляющие массу свободного времени (истопники, сторожа, лифтеры). «Поколением дворников и сторожей» назвал их рок-поэт Б.Гребенщиков.  Мировосприятие этой группы отразилось в таких произведениях, как поэма В.Ерофеева «Москва –Петушки», роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» В.Маканина, в прозе С. Довлатова и др.;
  3. Путь диссидентства – сознательного и открытого противостояния системе. Этот путь, как правило, приводит в эмиграцию или лагеря и специальные лечебницы. Впрочем, надо сказать, четкой грани между этими путями не было. Пример тому – судьба А.Галича. Из преуспевающего советского кинорежиссера превратился в диссидента и эмигранта.

Вот что мы читаем об этом времени у Михаила Веллера в произведении «Дети победителей»: «Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой, спился и замолчал Казаков. Замолчал и уехал Гладилин. Выслали Солженицына. Уехал Бродский. Пошли нескончаемой чередой «уезжанты» и «невозвращенцы»:Ростропович, Барышников, Уехал Некрасов. Уехал и погиб Галич. Умер Шукшин. Агония.

   Точку «воткнул» восьмидесятый: лишили гражданства уехавшего Аксенова; смерть Высоцкого; бойкот Олимпиад. Финиш.

  Смерть  Трифонова весной восемьдесят первого прозвучала завершающим аккордом, эпилогом. А как же боссы? Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины …»

4.13. Отгадай событие.

                          Генсека в 85-м услыхали клич,

                          Чтоб развитых стран уровня достичь,

                           Все сферы жизни перестроить мы должны,

                          Реформы эти не просты, но так нужны.

                                                     «Перестройка», 1985-1991г.

Комментарий учителя.

     Этот период связан с именем Михаила Сергеевича Горбачева. «Ускорение», «антиалкогольная пропаганда», демократия» - символы того времени.  Ощущение ломки устойчивого порядка вещей, обломки эпох, правил, «цитат» из чьих –то речей двигали вперед литературу. Из котельной доносится голос уличного Гамлета -  кумира молодежи, чьи «телемиражи» и «радиомиражи» нельзя обойти: «Можешь ли ты изменить этот мир?...» Виктор Цой, Игорь Тальков, Борис Гребенщиков – символы новой эпохи, символы внутренней свободы.

1991 – год распада Советского Союза. Конец периода, называемого «перестройкой». Борис Ельцин – первый президент России.

4.14. Беседа с учащимися о последнем десятилетии.

   Последнее десятилетие уходящего века … Пришло время окончательно заполнить наше «Историческое полотно».

- Каким цветом окрасить нам пазл этого периода? Можно ли назвать 90-е трагическими и окрасить  в красный цвет?

  Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло косяком»; академик Сахаров, отец  Мень, Игорь Тальков, Дмитрий Холодов, Владислав Листьев. Мальчишки, не вернувшиеся домой и не сказавшие «Я жив, мама!». Трагические события лета 2000: взрыв на станции Пушкинская, трагедия подводной лодки «Курск». Литературе этого периода характерна резкость авторской позиции. В.Распутин, Ч. Айтматов, В. Астафьев резко осуждают  неприглядность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность, духовное обнищание,  наркомания. Основной мотив литературы – мотив тупика и катастрофы.

  - И все же только ли красный цвет характерен для последнего периода?

  Не только. Развивается экономика, с ее взлетами и падениями. Надежда связана с новым  президентом В.Путиным. «Конец истории с ее началом» (Вл. Соловьев)

    Я предлагаю сделать разноцветным последнее десятилетие уходящего века. 

5. Итог урока.

   Теперь, когда заполнено наше «Историческое полотно», давайте сделаем вывод о том, каким же был ХХ век – излом  тысячелетья?

 Обсуждение проблемного вопроса.

                                Мы давно освоили планету,

                                Широко шагаем этот век,

                                На земле уж белых пятен нету,

                                Черные сотрешь ли, человек?

  «Тело Земли – это сплошной нарыв, который вызревает, лопается и, не успев залечиться, снова назревает …»

   «Медленно история листается …, все стареет, Родина не старится…»

(Обращение к эпиграфу.) И все же русский народ – «извечный, как земля, народ с большой судьбой, все вековые векселя оплачены тобой!» (В. Федоров).

    Прослушивание песни И.Талькова «Россия»

  Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-эссе на тему «Какое историческое событие ХХ века вы считаете наиболее важным и почему?»
  2. Подготовить доклады, рефераты  о событиях периода «Оттепели» и как эта тема отражена в литературных произведениях.

                                       Литература

 1.С.Антонова, А.Л.Харитонов. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник Москва КЛИО Софт 1997г.

2.Русская литература ХХ века Очерки . Портреты . Эссе. Кн. Для учащихся 11 кл средней школы: в 2 ч. Под редакцией Ф.Ф.Кузнецова. -М; Просвещение 1994г.

3. Русская литература ХХ века 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов и др. – М.; Дрофа 2000г

4.Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии. Сост. К.Ф.Нестерова – М4 ИМА – Кросс 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика истории и литературы ХХ века

В данной работе представлен материал в форме интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе....

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литера­туре.Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставит...

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"

Уроки-лекции сложны для девятиклассников.  Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература). Непокорённый Ленинград

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература) Непокорённый Ленинград ...