Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:
    урок по литературе К.Бальмонт "Золотая рыбка"

    Анализ стихотворения .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_po_literature_5_klass.rar1.22 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШс.Тепловка Новобурасского района Саратовской области».

    Предметное рисование как проникновение в текст.

    К.Бальмонт

           «Золотая рыбка».

                                                                                     Учитель русского языка и

                                                                                      литературы первой

                                                                                     квалификационной категории

                                                                                     МОУ «СОШ  с.Тепловка»

                                                                                       Лепишина С.В.

                                          2009/2010 год

    Цели:

    - Научить анализировать литературное произведение через предметное рисование;

    - Развивать мыслительную деятельность, абстрактное мышление                           ( воображение), культуру речи, навыки выразительного чтения;

    - Эстетическое воспитание через образы, звуки, цвет.

    Задачи:

     - Познакомить с известными произведениями искусства.

     - Развивать кругозор учащихся.

     - Умение видеть и понимать прекрасное.  

     

      Оборудование:

    Для учителя: мультимедийное оборудование, таблица, лист ватмана для творческой работы.

    Для учащихся: раздаточный материал, карандаши, альбомный лист бумаги                  

                                                  Ход урока:

     1.Организационный момент.

    2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

     -Сегодня  мы с вами познакомимся со стихотворением К.Бальмонта «Золотая рыбка» постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения         ( образы, звуки, цвет) и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения.                     Слайд 1,2

    3. Изучение нового материала.

    а) Знакомство с писателем К.Бальмонтом.     Слайд 4.

     б) Чтение стихотворения учителем.

    -Понравилось ли вам стихотворение?

    -Куда мы попали вместе с автором стихотворения?

    - Мы живем в  мире, в мире разнообразнейших чувств и настроений. Только задумайтесь над тем, сколько различных чувств мы переживаем за короткий срок - за один день.

         

     -Какие же  чувства вы испытали, слушая стихотворение? А вот радость, веселье, любовь. Какого цвета эти чувства? Горе, ненависть, тоска?

    Я хочу познакомить вас с символическими значениями цвета. Конечно, у каждого человека свое цветовое восприятие чувств, поэтому эта таблица условна.

    -Если бы вы были сценаристами, сколько картин – образов вы бы выделили?

        в)Композиция стихотворения: ( работа по заполнению таблицы)

    У вас на столе таблица. Возьмите ее. Мы будем заполнять ее, анализируя стихотворение.                                                                                                                                                                                               Прочитаем  1-2 строфу. Озаглавьте.    « Веселый бал».  Слайд 5.

    а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

    Веселый бал

    Легкие качели

    Ветерок

    б) Какие чувства выражают эти слова?                                                              Веселье

    Легкость

    Свежесть                     в) Какого цвета эти чувства?

    Прочитаем 3-4 строфу. Озаглавьте. «Лунная ночь».   Слайд 6.

    а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

    Луна

    Бабочки

    Звезды

    б) Какие чувства выражают эти слова?

    Мечта

    Полет

    Романтика                в)   Какого цвета эти чувства?

    Прочитаем 5-6 строфу. Озаглавьте. « Таинственная рыбка».  Слайд 7.

    а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

    Музыка звучала

    Улыбка промелькнет

    Тишина

    б) Какие чувства выражают эти слова?

    Надежда

    Неожиданность

    Радость

                           

                                                             в) Какого цвета эти чувства?

    Прочитаем 7-8 строфу. Озаглавьте. «Звучание   скрипки и любви». Слайд  8

    а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

    Песня раздается

    Любовь журчит

    Весна смеется

    б) Какие чувства выражают эти слова?

    Радость

    Любовь

    Веселье

                                                            в) Какого цвета эти чувства?

          г) Цветовая гамма, картина предмета речи.     Слайд 9

    - Ребята, обратите внимание на последний столбик таблицы. Это ваше цветовое восприятие различных чувств. Вы, наверное, представили приблизительно вот так. Какие цвета преобладают в моем восприятии? Радостные или грустные?

    -Попробуем понять настроение поэта. А для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что люди делают на балу?..  Конечно, танцуют. А какие же танцы без музыки?   (включить запись Глинки « Вальс- фантазия»). Прошу всех встать.

    Физкультминутка.

    -Как чувствуют себя гости замка?

    Всем весело, легко, радостно. Все счастливы.

    3.Заключение.

    - О чем это стихотворение? Тема?   (Веселый бал).

    - Идея? Основная мысль?                 ( Жизнь прекрасна, когда ощущаешь

    счастье и   любовь)

    4. Закрепление и обобщение  изученного

           а) Творческая  работа.  -   Ребята, я попрошу нарисовать вас то, что больше всего вам запомнилось из текста. Рисуем сразу цветными карандашами. Работа на 4 минуты.

         

      б) Выставка работ на доске.  - А я огорчена .Мне показалось, что вы невнимательно прослушали стихотворение. Вернемся к тексту. В какое время был веселый бал?

         

      в) Коллективная работа. Аппликация.

    -Бабочки кружились под луной, а луна бывает только ночью.

    -Пруд качал звезду, а звезды в небе зажигаются по ночам.

    -Посмотрим на рисунки. На ваших рисунках золотая рыбка. Скажите, можно ли увидеть ночью рыбку в пруду? А на балу кто- нибудь видел ее?

    -Нет! Не видели ее музыканты бала…

    -Какую же рыбку качал пруд? Догадались?

     

    -Пруд качал в себе звезду. Звездочка то поднималась на волне, то ныряла. Да, это метафора. Отблеск ночной звездочки на воде напоминал золотую рыбку.

     А вот как представил картину веселого бала в замке художник С.Ю.Судейкин.  Слайд 10.

    5.Итоги урока. Рефлексия.    

             Имеют ли чувства какой – нибудь цвет,

             Когда они в душах кипят и зреют?

             Не знаю, смешно это или нет,

             Но часто мне кажется, что имеют.  

                                                                            Э.Асадов

    - Ребята, у каждого из вас есть цветные карандаши. Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса.

    Итоги: попрошу сдать таблицы и рисунки для оценки.

    Домашнее задание:  подготовиться к конкурсному чтению стихотворения  наизусть.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

    План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

    урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"

    Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...

    сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"

    Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности....

    Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

    Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

    План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

    План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

    Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)

    Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §...

    Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

    Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

    Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

    Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

    цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

    Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...