Главные вкладки

    План-конспект урока (литература, 8 класс) по теме:
    Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

    Литвина Татьяна Михайловна

    Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Тема: Роль природы в идейном содержании поэмы

    М.Ю.  Лермонтова «Мцыри»

    Учитель русского языка и литературы Литвина Татьяна Михайловна

      Цель: 

    1. выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;
    2. рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;
    3. привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;
    4. воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос.

      Оборудование:  портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин поэта кавказской тематики.

                                   

     Эпиграф:

                                                                  …прекрасна ли земля:

                                                                    …для воли иль тюрьмы

    На этот свет родимся мы?

    М.Ю. Лермонтов

    Ход урока.

    М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.

    1.  Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

    - С детских лет   Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

    -  Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых,  вольных людях, которые должны бы населять этот край.

    - Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

    2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

    - Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.

    - Когда-то Мцыри задал вопрос

     …прекрасна ли земля:

     …для воли иль тюрьмы

    На этот свет родимся мы?

    Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

    Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов6 герой и люди герой и природа.

    Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

    3. Оказавшись на воле, он жадно впитывает все « впечатления бытия».

    Что же предстает перед его глазами? (Чтение наизусть гл. 6, 11)

    4. Что подарила ему жизнь?

    - Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь  природы.

    в монастыре

    на воле

    сумрачные стены;

    от келий душных и молитв;

    серые плиты;

    монастырь – плен, тюрьма

    пышные поля;

    причудливые горные хребты;

    чистый небесный свод;

    волшебные голоса

    - Картины живой природы прояснили в Мцыри «прошедшее» (гл. 7)

    - Природа вызвала прилив новых чувств, эмоций:

    …и было сердцу моему легко.

    Все, что чувствовал тогда,

    Те думы – им уж нет следа;

    Но я б желал их рассказать,

    Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

    5. Художественные средства языка.

    Эпитеты: пышные поля, причудливые хребты, радужный наряд растений, прозрачная зелень листов, волшебные голоса.

    Сравнения: хребты курилися, как алтари; снега, горящие, как алмаз; небесный свод чист, как ангела полет.

    Метафоры: каменные объятия, седой Кавказ, следы небесных слез; деревья, шумящие свежей толпой; кудри виноградных лоз…

    6. Для чего автор использует метафоры?

    - Метафоры подчеркивают тесную связь героя с природой, именно поэтому Мцыри так тонко чувствует ее красоту.

    7. Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом. (Чтение наизусть)

    8. Сопоставление картин ночи, нарисованных в 9-10 гл. и 14-15 (наизусть)

    9. Вторая ночь нисколько не ужаснее, но даже светлее и спокойнее. Но почему же картина 1-й ночи не производит гнетущего впечатления? Почему от картины 2-й ночи веет тоской и безысходностью?

    - Связано это с настроением Мцыри. В первом случае, вырвавшись на желанную волю, он радостно воспринимает окружающий мир. Во 2-ю ночь он сбился с дороги, им овладело нетерпение и отчаяние, и этими чувствами окрасился пейзаж.

    -В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни звука:

    …хотя бы крикнул коростель,

    Иль стрекозы живая трель

    послышалась, или ручья

    Ребячий лепет.

    Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Как только появляется символический образ монастыря, природа, будь она светлой или мрачной, становится олицетворением свободы. Когда же герой вспоминает о родине, «где люди вольны, как орлы», - сразу же рушится связь между ним и природой.

    10. Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

    Почему же дни, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им  как «три блаженных дня»?

    - Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

    - Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий мг Мцыри ощутил.

    11. Таким образом, мы убедились, что описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора:  все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

    Домашнее задание творческого характера: написать мини-сочинение  «Читая поэму Лермонтова «Мцыри» …(ваши мысли, ассоциации, желания…)


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    История создания поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

    Презентайия к серии уроков, посвященных изучению поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"....

    ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

    Цели урока:1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.2.   Формирование умения сбора материала о...

    «Мцыри и гордая Пальма» (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и сказке В.М. Гаршина «Attatea princeps»)

    Цели урокаОбучения: совершенствовать знания о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и о сказке Гаршина В.И. «Attalea princeps», з...

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

     Предлагаю вариант контрольной работы по поэме М.Ю. Лермонтова "МЦЫРИ"....

    «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

     ТЕМА: «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.Цель урока: создать...

    урок по поэме Лермонтова "Мцыри"

    Урок ;Узнать :для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы" (Круглый стол)...

    урок по поэме Лермонтова "Мцыри"

    Урок ;Узнать :для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы" (Круглый стол)...

    "Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"

    Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч...

    Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")

    Урок по программе под ред. А.Кутузова  проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирл...