Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Кологрив Елена Владимировна

Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района  слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО за проведенный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_n.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя

Технология критического мышления

Кологрив Едена Владимировна,

учитель гимназии № 505

Санкт – Петербург

2009 г.

1. Вызов

Звучит колокольчик. Выходит ученик и наизусть читает начало повести. - Ребята, узнали начало произведения? Об этой повести Н.В. Гоголя и о ее; герое мы будем сегодня рассуждать. Тем более, что в этом году мы: отмечаем 200-летие со дня рождения.

Итак, повесть Н.В. Гоголя «Шинель», Что обычно выносится в название произведения? (Тема или основная мысль).

Значит, можно предположить, что Шинель - главное действующее лиц повести? Но шинель - это верхняя одежда, вещь, которую носит человек.

- Какую роль Шинель сыграла в жизни главного героя повести Акакия Акакиевича?    Заполните таблицу: что положительного и что отрицательного принесла шинель герою:

Проверка по СЛАЙДУ.

+

-

стал ближе к обществу

стал увереннее

забросил работу

стал делать ошибки

стал заметнее (о нем заговорили)

испытал потрясение от встречи со значительным лицом

умер

Вывод: шинель сыграла значительную роль в жизни и смерти.

2. Осмысление

Вспомните, каковы способы изображения героя? (Рисуется кластер на доске)

1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)

СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый , незлобный, невинный, простодушный.

Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.

Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.

Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.

2) Служба в департаменте.

А) Отношение к работе,

Б) Отношения с сослуживцами,

В) Отношения к сослуживцам.

Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.

Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.

Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).

Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).

Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).


1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)

СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый , незлобный, невинный, простодушный.

Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.

Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.

Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.

2) Служба в департаменте.

А) Отношение к работе,

Б) Отношения с сослуживцами,

В) Отношения к сослуживцам.

Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.

Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.

Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).

Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).

Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).

Почему отказался? (Он не хотел думать, напрягаться. Он боится большого мира, общения с людьми. Ему хорошо, спокойно в своем мирке, в своем футляре),

А каков он в быту? О чем мечтает? (Ответы. Буквы заменили семью. Разговаривает с ними.) Особенность повести - ее монологичность.

ЭТО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ШИНЕЛИ.

Какое событие нарушило привычную жизнь? ( Акакий Акакиевич Заметил, что его шинель стала тонкой, что ему холодно в ней. Порвалась она, и он идет к Петровичу).

СЦЕНКА: Башмачкин у Петровича.

Индивидуальное задание: рассказ о появлении шинели в жизни героя. Вернемся к таблице: что можно дописать?

        

+

-

Сделался счастливым

очень экономил

Итак, герой не работал, сибаритствовал. Как понимаете значение слова? (Ответы).

СЛАЙД:

Сибарит – праздный, избалованный роскошью человек.

Сибаритствовать – вести жизнь сибарита.

Академический толковый словарь.

        Как же получилось, что шинель исчезла? (Индивидуальное задание. Выбор. Пересказ)

Что не понял, не осознал Акакий Акакиевич? (Человеку в такой дорогой шинели не пристало ходить одному пешком по пустынным улицам вечером. Человек, имеющий такую дорогую шинель, ездит в карете, пролетке... Поменяв шинель, Башмачкин не поменял статус).

Что же делать ему теперь? Потерян смысл жизни. Он ищет защиты и отправляется к значительному лицу.

Выразительное чтение по ролям (учитель и 2 ученика).

Каким вы увидели героя? Изменила ли его шинель? (Нет, каким был маленьким человеком, таким и остался. Герой не задумывается о собственном ничтожестве, о том, что нельзя терять свое лицо).

Как вы думаете, почему?

Так изменила ли шинель Акакия Акакиевича? (Наверное, кет. Вещь не главное в жизни человека. Она не может сделать его лучше, нравственнее, духовнее...)

3. Вывод. Рефлексия.

Ответьте на вопрос: «Оптимистична или пессимистична повесть»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...