Разработка урока по литературе. Рассказ А.П.Чехова " Человек в футляре"
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Куракина Ольга Васильевна

В цикле рассказов о футлярной, узкой ограниченной мещанской жизни («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч») Чехов с прозорливостью писателя-реалиста раскрывает нравственное уродство мещанина как явление общественное. Работая в школе над этими рассказами, учитель может показать на конкретном материале своеобразие творческого метода писателя, особенности чеховского сатирического изображения, наследование Чеховым гоголевских традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chehov.docx20.76 КБ
Office presentation icon prezentaciya_chehov.ppt1.53 МБ
Файл viktorina_po_chehovu.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Смысл названия рассказа А.П. Чехова

«Человек в футляре»

Цели урока:

  1. Объяснить смысл названия рассказа.
  2. Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
  3. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.

Оборудование:

  1. художественный текст (А. П. Чехов "Человек в футляре");
  2.  компьютер;
  3. проектор;
  4. DVD-проигрыватель;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова "Человек в футляре".

Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова.

Как вы его понимаете?

Обсуждение.

Учитель. Сегодня на примере рассказа "Человек в футляре" мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.

Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре". Понравился ли вам этот рассказ?

Ответы учащихся.

Учитель. Как построен рассказ?

- Рассказ в рассказе. Приём обрамления.

Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?

- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

Учитель. Кто рассказывает о Беликове?

- Учитель гимназии Буркин.

Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.

III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания).

"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое.

Учитель. Что говорится о Беликове?

- Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.

Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).

Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.

Тёплое пальто на вате

Зонтик в чехле

Калоши

Нож в чехольчике

Лицо "в чехле" - поднятый воротник

Часы в чехле из серой замши

Тёмные очки

Вата в ушах

Коляска с поднятым верхом

Стремление окружить себя оболочкой

Преподавал древние языки

Мысль запрятать в футляр

"Как бы чего не вышло"

Спальня точно ящик

IV. Беседа по вопросам.

Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

- Беликов выступал на педсоветах:

":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"

- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".

- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".

Как к Беликову относятся коллеги?

- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.

"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"

Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?

- Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.

Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

- Беликов едва не женился.

Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)

- Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).

Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?

- Возненавидел.

"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"

- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"

- Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.

"Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".

Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?

- Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.

"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.

- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"

- Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: "Я должен доложить:"

Какое слово находит Михаил Саввич?

- Фискал.

Чем заканчивается разговор?

- Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.

"- Доложить? Ступай, докладывай!

Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"

Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре".

Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.

Чем закончилось сватовство?

- Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.

"Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

- Ха-ха-ха!

И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".

Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).

Рассуждения ребят.

Чего достиг Беликов?

- Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.

Что изменилось в жизни города?

- Ничего. Таких людей много.

Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?

Читаем.

Как реагирует Буркин?

- Это из другой оперы. Спать пора.

Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)

V. Подведение итогов.

В чём смысл названия рассказа?

Рассуждения ребят

Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре"?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»

Слайд 2

Цели урока: Объяснить смысл названия рассказа. Совершенствовать умение анализировать художественный текст . Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи .

Слайд 3

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М. Горький

Слайд 4

Тёплое пальто на вате Зонтик в чехле Калоши Нож в чехольчике Лицо «в чехле» - поднятый воротник Часы в чехле из серой замши Тёмные очки Вата в ушах Коляска с поднятым верхом Стремление окружить себя оболочкой Преподавал древние языки Мысль запрятать в футляр «Как бы чего не вышло» Спальня точно ящик Образ Беликова

Слайд 5

«Беликов едва не женился…»

Слайд 6

«– Позвольте, что же это такое? – спросил он. – Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? – Что же тут неприличного? – сказал я. – И пусть катаются себе на здоровье. – Да как же можно? – крикнул он, изумляясь моему спокойствию. – Что вы говорите?!»

Слайд 7

– Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, Высоты его положения.

Слайд 8

Письменно ответьте на вопрос: В чём смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре?»



Предварительный просмотр:

         Викторина по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

 

1. «Вопросы».

1. В каком году и где родился А.П.Чехов?

    ( 29 января 1860 года)

 2. Назовите 6 самых известных рассказов А.П.Чехова?

    («Лошадиная фамилия», «Палата №6», «Каштанка», «Толстый и тонкий»,

     «Крыжовник», «злоумышленник» и др.)

 3. Назовите главного героя рассказа «Человек в футляре?

     ( Беликов)

 4. С какими морскими обитателями Буркин сравнивает одиноких людей?

     (с улитками, раками-отшельниками)

 5. Кем по профессии был главный герой?

     (учителем греческого языка)

 6. Как подействовала на Беликова предстоящая свадьба на Вареньке?

     (он поставил её фото на тумбочку и ещё глубже ушёл в футляр)

 7. Как отреагировали окружающие на разговоры о свадьбе?

     ( дамы одели красивые наряды, мужчины повеселели, всё в городе

      изменилось)

 8. Из-за чего Беликов и Коваленко поссорились?

      ( Варенька каталась с братом на велосипеде, он не допускал этого  

        категорически)

 9. Что произошло в жизни Беликова после разговора с Коваленко?

      ( он пришёл домой , убрал фотографию, слёг, заболел и умер)

 10. Какие чувства испытывали люди, присутствовавшие на похоронах

      Беликова?

       ( чувство радости и свободы)

 11. Какую роль, на ваш взгляд, играет описание летней ночи в

       произведении?

        ( размышления детей)

 12. Что такое футляр для героев в конце произведения?

       ( жизнь в душном городе, суета)

 2. «Чей это портрет?»

 "Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой...»

(Беликов)

      2.  « А она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая,

            краснощёкая, одним словом, не девица, а мармелад...»

            (Варенька Коваленко)

«Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит

басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу....»

 (Михаил Саввич Коваленко)

 «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя  оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его защитил бы от внешних влияний...И мысль он старался спрятать в футляр»

      (Беликов)

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Образ персонажа. По рассказам А. П. Чехова"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

Урок развития речи в 9 классе. Материал ориентирован на подготовку написания эссе по расскаам А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" с использованием синквейна. В уроке дана сх...

Мифопоэтический подтекст рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре". Статья.

Предлагаю вашему вниманию статью "Мифопоэтический подтекст рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»", опубликованную в сборнике "Актуальные проблемы филологии и культурологии"  в 2010 г. В статье...

Урок по рассказу А.П.Чехова " Человек в футляре".

Урок по рассказу русского писателя"Человек в футляре". Раскрываются понятия, почему автор назвал так рассказ, в чем причины падения Героя....

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре". "В поисках Беликова" Для 10 классов с узбекским и другими языками обучения.

Видеоурок литературного чтения в 10 классе "В поисках Беликова" поможет понять историческую обстановку конца 19 века, задуматься о прототипах "человека в футляре" и глубже понять и...

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...