урок-мастерская "Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чернокова Валентина Леонидовна

Интегрированный урок-мастерская предполагает рассмотрение одной из наиболее трагических страниц Русского Севера в истории страны. Приобщение обучающихся к теме политических репрессий через сильное эмоциональное воздействие на них – один из способов восстановления связи поколений.

Методический замысел таков: построить на основе разнообразных документов, исторических свидетельств, памятников, архивных фотографий и документов, а также музыкальных произведений картину жизни Соловецкого лагеря (СЛОНа – СТОНа), погрузить обучающихся в эпоху 20-30 гг. прошлого столетия, пережить и почувствовать страдания людей во всей их жизненной правде. Впечатление усиливается за счет мультимедийной презентации, прослушивания песен и музыкальных композиций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Конёвская средняя общеобразовательная школа»

Плесецкого района Архангельской области

«Соловки – символ вселенской трагедии и нравственного подвига XX века»

«Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии» (Узник Соловков  генерал   И. М.Зайцев)

(интегрированный урок  - педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций)

Чернокова Валентина Леонидовна,

учитель русского языка , литературы, МХК

МБОУ «Конёвская СОШ»

Плесецкого района Архангельской области.

22 октября 2011 года

МБОУ «Конёвская СОШ», 11 класс.

Адрес: 164284 Россия,

Архангельская область,

Плесецкий район

с.Конёво, ул. Полевая , д.11, кв 4.

Телефон: 8 (818) 32 45-2-55

e-mail: valentina-chernkva@rambler.ru

Конспект интегрированного урока литературы, истории и МХК в 11 классе (мастерская).

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения обучающихся с педагогом, включена в систему литературного образования старшеклассников наряду с другими способами работы. Она стимулирует творчество обучающихся, делает их активными участниками процесса обучения, дает обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога.

Нынешние обучающиеся, в отличие от своих предшественников, плохо видят социальные противоречия и плохо помнят исторические эпохи. Поэтому учителю литературы приходится давать исторический комментарий. Не менее важна для юного читателя проблема понимания человеческой души – это трогает всегда.

Интегрированный урок-мастерская предполагает рассмотрение одной из наиболее трагических страниц Русского Севера в истории страны. Приобщение обучающихся к теме политических репрессий через сильное эмоциональное воздействие на них – один из способов восстановления связи поколений.

Методический замысел таков: построить на основе разнообразных документов, исторических свидетельств, памятников, архивных фотографий и документов, а также музыкальных произведений картину жизни Соловецкого лагеря (СЛОНа – СТОНа), погрузить обучающихся в эпоху 20-30 гг. прошлого столетия, пережить и почувствовать страдания людей во всей их жизненной правде. Впечатление усиливается за счет мультимедийной презентации, прослушивания песен и музыкальных композиций.

Предварительное домашнее задание:

- познакомиться с историей Соловков в Википедии,

-сделать закладки в книгах Г.Г. Фруменкова «Узники Соловецого монастыря», А.И.Солженицына  «Архипелаг ГУЛАГ», где дается характеристика жизни в лагере,

-выписать или обозначить в тексте словосочетания или предложения (сжато, сокращая), передающие душевное состояние заключенных.

        Индивидуальные задания:

- подготовить  сообщения по материалам ЦА ФСБ России, страницам книги С.Масальгова «Адские острова»,

-подготовиться  к выразительному чтению отрывков.

Тип урока:

-урок осмысления и понимания сущности исторических процессов и явлений, выработки морально-нравственных ценностных ориентаций.

Форма  урока:

Интегрированный урок - педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе, истории, МХК.

Цель и задачи урока:

Образовательная:

-изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений на примере некоторых страниц из истории Соловецкого монастыря,

Воспитательная:

-подготовка учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;

- показать взаимоотношения власти и человека на примере узников Соловецкого лагеря,

-способствовать воспитанию в духе безусловной ценности свободы как условия формирования и раскрытия личности.

Направленность на планируемые результаты образования:

- сформированность  гражданско-патриотических качеств, российской гражданской идентичности; ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции и социальные чувства (патриотизм, толерантность, гуманизм),

- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества; социальная справедливость и равенство возможностей, благосостояние, безопасность, свобода.

Оборудование: мультимедийная система, презентация.

Формы  организации  учебной  деятельности  обучающихся:

- фронтальная,

- индивидуальная,

- групповая.

Методы обучения:

– словесный;

– наглядный;

– практический;

– проблемно-поисковый;

- технология развития критического мышления.

Приемы деятельности учителя:

– образное повествование;

– персонификация;

– проблемная беседа,

- координация работы в группе по подготовке презентации.

Ход урока

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек…

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер..

А Блок

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мне приятно вновь встретиться с вами. И день сегодня прекрасный, у вас хорошее настроение – за окном выпал первый снег. Но в жизни часто рядом с радостью встречаются сложные проблемы.

  1. Представьте, что вы оказались в критической, очень тяжелой для вас ситуации. Ее можно назвать безвыходной или она кажется такой. Можно использовать ситуации чьих-то рассказов, книг, фильмов, свое воображение или воспоминания.

Запишите:

  1. какие чувства и мысли для вас основные,
  2. что или кто может вам помочь.

Прочитайте свои записи вслух. (все в парах).

Из предложенных отрывков  текстов «Из секретного доклада Коллегии ОГПУ, май 1930 г». из книги С.Мальсагова  «Адские острова» (в распечатках) выпишите только те слова, которые способны воздействовать на состояние человека или передают его состояние.

Слушая чтение учителя

В мире есть место, где люди стареют

Вдвое скорее, чем в жизни обычной,

Место, где юноши даже седеют,

В лютой тоске по Отчизне привычной.

Там не живут – «отбывают срока»,

Делают все «как-нибудь» – «на пока»,

Не умирают там, а «загибаются»,

Дети там лишь вне закона рождаются

И погибают один за другим.

 

Был то место когда-то святым,

Ныне УСЛОНом оно управляется,

«Лагерем» громко оно называется,

«Каторгой» тихо клянут его люди.

 

Чем это место со временем будет?

Кто разгадает? Одно несомненно

Из одного поколенья в другое,

Будет то место для многих родное.

Горькою памятью прошлых страданий;

Свиток чудесных и жутких сказаний

Бережно будут развертывать внуки.

Пусть же с другими, не минует их руки

Также и этот правдивый рассказ,

Он хоть и плох, да зато без прикрас.

                                                              О.В. Второва-Яфа

 выписать  слова, создающие звуковые, зрительные образы, вызывающие эмоциональную реакцию.

Напишите крупно слово ЧЕЛОВЕК, а рядом с ним или вокруг напишите слова, которые приходят в голову, когда вы произносите это слово.

Напишите синквейн «Человек» (4 мин.) (по окончании  зачитываются несколько работ)

Слово учителя: Итак, в центре Вселенной – Человек. История человечества напоминает огромную полноводную реку, которая мощно и неудержимо катит свои волны столетие за столетием. А состоит эта река из миллиарда струек отдельных ЧЕЛОВЕЧеских жизней. Так что и наши с вами судьбы тоже вплетаются в поток истории человечества. Они составляют все то, что мы называем историей стран, континентов, мира вообще. Давайте сегодня поговорим об одной из страниц нашей истории.

Слайд 1, 2. ( звучит песня «Соловки» в исполнении автора А.Макаревича)

пауза

Слайд 3. Звучит «Мелодия А.Шнитке «Безумие», на фоне которой стихотворение Ф.Тютчева «Наш век»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен.

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как он скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю. Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Слово учителя:

Лагерное прошлое Соловков – тема неизменно больная и непростая. Бурые камни монастыря будто несут на себе запекшуюся кровь расстрелов, соловецкие горы вместили в себя невесть сколько могил.

Для миллионов граждан бывшего Советского союза Соловки стали синонимом репрессивного аппарата большевистской власти. Заключенными Соловецких лагерей и тюрьмы (1920–1939) были около ста тысяч человек, более десяти тысяч погибли на Соловках. Здесь начинала формироваться система использования принудительного труда заключенных, позже распространившаяся по всему СССР. Ежегодно на Соловки приезжают родственники заключенных, историки, журналисты, представители общественных организаций, чтобы почтить память безвинно пострадавших жертв политических репрессий.

Учитель: слушая чтение отрывков текста, выступления одноклассников, записывайте слова, передающие внутренне состояние героев, рассказчиков.

1-й учащийся:        Одиночная камера. Железная койка, стол. По стенам плесень. В тяжелых дверях глазок, и никогда не знаешь, кто за дверью, чьи глаза смотрят на тебя.

Уже в 1920 году на островах располагался лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал триста пятьдесят человек. Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. В 1923 году на островах организуется новое карательное учреждение значительно большего масштаба — Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). В начале 1937 года они были преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Трагический смысл аббревиатуры последнего названия сполна отразили условия содержания заключенных. Изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей придали самому слову — Соловки — зловещее звучание. На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключенных плотно заполняли помещения кремля и отдаленных скитов, осужденные жили в старых землянках, душных бараках, едва отапливаемых монастырских зданиях. Первыми на Соловки были сосланы политические противники — эсеры, меньшевики, анархисты, белогвардейцы, попадали сюда и уголовники, значительным был контингент лиц духовного звания. Политзаключенные пытались держаться сплоченно, требовали создания нормальных условий содержания. Однако администрация лагеря обычно с равнодушием относилась к протестам и постепенно ужесточала режим. В начале 30-х годов на острова для "перековки" стали привозить раскулаченных крестьян, членов религиозных сект, творческую интеллигенцию. Обвиненные во "вредительстве", "контрреволюционной агитации" и прочих надуманных преступлениях, они жестоко страдали от тяжелых физических работ на лесоповале, торфоразработках, прокладке дорог.

2-й учащийся: 

В лагере томились начальник Гидрометеорологического комитета А. Ф. Вангенгейм, выдающийся философ, математик, химик, священник П. А. Флоренский. В списке соловецких заключенных мы находим историков В. П. Никольского, Н. П. Анциферова, В. В. Бахтина, М. О. Гордона, этнографов и краеведов Н. И. Виноградова, А. А. Евневича, П. К. Казаринова, поэтов и писателей Б. Н, Ширяева, Л. М. Могилянского, В. Камецкого, О. В. Волкова, художников О. Э. Браза, К. Н. Половцеву, профессора Московской консерватории Н. Я. Выгодского, крупнейшего исследователя древнерусской литературы Д. С. Лихачева. Не многие из них пережили соловецкую ссылку. Погибшие погребены в безымянных братских могилах, разбросанных по островам.

3-й учащийся:

За время существования лагеря в нём умерло около 7,5 тысяч человек, из которых 3,5 тысячи — в голодном 1933 г. В то же время, согласно историку,  бывшему заключенному СЛОНа,   Семену Пидгайному, только при прокладке железной дороги к Филимоновским торфоразработкам в 1928 году, на восьми километрах дороги погибло десять тысяч украинцев и донских казаков.

4-й учащийся: Из истории. Слайды 3,4.

6 июня 1923 года (ещё до принятия решения о создании соловецкого лагеря) колёсный пароход «Печора» доставил на Соловецкие острова первую партию заключенных из Архангельска и Пертоминска.

Учитель:

По словам исследователя истории соловецких лагерей, фотографа Ю. А. Бродского на Соловках по отношению к заключённым применялись разнообразные пытки и унижения.

  1. В лагере существовала практика наказания тяжким и бессмысленным трудом. За мелкие провинности, а порой и просто для развлечения «надзора» арестантов жестоко избивали, заставляли пригорошнями переносить воду из одной проруби в другую («Черпать досуха!» – командовал при этом конвой), перекатывать с места на место многотонные валуны, зимой на морском берегу полураздетыми громко и до изнеможения «считать чаек» (до 2000 раз), выполнять другие не менее «полезные» трудовые задания. Громко кричать «Интернационал» по много часов подряд. Если заключённый останавливался, то двух-трех убивали, после чего люди стоя кричали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на морозе
  2. Провинившихся зимой обливали на улице холодной водой, ставили голыми в «стойку» на снег, опускали в прорубь или в одном белье помещали в карцер – неотапливаемый «каменный мешок» или щелястый дощатый сарай. Летом раздетых узников привязывали на ночь к дереву – ставили «на комара», что в условиях Приполярья означает медленное умерщвление.
  3. Карой за более серьезные проступки – нарушения лагерного режима, членовредительство-«саморубство», «самообморожение», попытку побега – было помещение во внутрилагерную тюрьму – «штрафизолятор». Мужская тюрьма находилась на соловецкой Секирной горе, женская – на Большом Заяцком острове. Режим «Секирки» был таков, что дольше 2–3 месяцев в ней не выдерживал никто.

5-й учащийся: слайды 5,6

На 1 апреля 1930 г. в лагере содержалось 3357 несовершеннолетних, большинство из которых использовалось на тяжелых физических работах наравне со взрослыми.

В 1937—1939 годах на территории архипелага находилась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). После массовых расстрелов 1937, режим был еще более ужесточен (заключенные были лишены фамилий – им были присвоены номера; после подъема и до отбоя запрещалось не только ложиться на кровать, но и прислоняться к стене и спинкам кровати, сидеть надо было с открытыми глазами, держа руки на коленях; прогулка 30 минут в день; ограниченная переписка, полученные письма заключенным не выдавались – их разрешалось прочитать один раз в присутствии надзирателя). 

Работы, особенно на лесозаготовках, почти всегда производились по принципу заданий - «уроков» (огромных, намеренно трудновыполнимых), а рабочий «день» мог длиться от обычных 12 часов до суток и более. «Случалось, что пары лесорубов, медленно работающие, держали в лесу по трое суток», – сообщает И.М. Зайцев. Праздничных и выходных дней арестантам не полагалось.

6-й учащийся: слайд 7,8.

Среди разнообразных источников по истории репрессий в СССР особое место занимают визуальные документы. Для для человека мультимедийного века они обладают особой убедительностью. Фотография и кинолента способны разрушить границу времени, показать давно ушедших людей и обстоятельства их повседневной жизни как бы глазами современника. Впрочем, разглядывая визуальные свидетельства прошлого, мы имеем преимущество перед непосредственным свидетелем — зная об обстоятельствах создания документа и судьбе изображенных людей, мы можем заглянуть глубже, увидеть скрытые для «наивного» видения детали и намеки.

Сказанное в полной мере относится к ярчайшему документу ранней истории репрессивной системы в СССР — немому фильму режиссера Андрея Черкасова «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)». Эта пропагандистская лента снималась на материковой и островной части лагерного комплекса в 1927-28 гг. студией «Совкино» по заказу ОГПУ

Учитель:

Опираясь на объективные показатели, попробуем сравнить условия содержания рабочего «населения» СЛОНа и гитлеровских концлагерей, причем в качестве примера возьмем южно-польский Освенцим – общепризнанный символ фашистских зверств, синоним величайшего преступления против всего человечества. Полученные, таким образом, данные настолько красноречивы, что, на наш взгляд, в комментариях не нуждаются.

Показатели

СЛОН 

Освенцим

Средняя площадь нар на одного заключенного

0,4–0,6 кв. м33

0,4 кв. м

Ярусность нар

Три-четыре яруса

Три яруса

Наличие постельного белья

До 1930 г. нет

Есть (меняется редко)

Наличие рабочей одежды

В первые годы нет. Заключенные-лесорубы и дорожные строители начали получать с 1927 г., остальные – с 1930 г.

Есть

Продолжительность работы в течение суток

На внутрилагерных предприятиях – 12 часов; на лесоразработках работы производятся по принципу заданий-«уроков» (12 часов и более) без праздников и выходных дней; нередки дополнительные ночные «ударники»

Около 12 часов без праздников и выходных

Состав и калорийность суточного пайка

Литр кипятка, 300–600 грамм черного хлеба, черпак баланды из соленой трески или тухлой селедки, 2–4 ложки каши; общая калорийность – 1600–1800 калорий

Литр суррогатного кофе, литр овощной похлебки, 300–350 грамм хлеба, 30 грамм маргарина; общая калорийность – 1300–1700 калорий

Основную часть публикации составляют документы Центрального архива Федеральной службы безопасности России (ЦА ФСБ России)

В заключительной части фильма «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)». В 7 частях. Выпуск Совкино. 1928. Режиссер А.А. Черкасов, оператор С.Г. Савенко, художник Р.Ф. Банцан)  появляется сюжет, служащий яркой метафорой всей лагерной жизни. После демонстрации достижений лагерных умельцев — строителя катеров инженера Л. Курчевского6, метеоролога и полиглота профессора Кривоша, режиссера Глубоковского и прочих «каэров», мы попадаем на маленький остров — в пушной питомник, «имеющий всесоюзное значение по своим опытным работам». По эту сторону пролива живут серебристо-черные лисицы, каждую из которых ценят в 1500 рублей. Согнанные в бараки на другом берегу люди представляют не столь большую ценность — их содержание обходится УСЛОН в 211 рублей в год, и задачи сохранения их жизни перед лагерным начальством не стоит.

СОЛОВЕЦКИЕ ЛАГЕРЯ, СОЛОВЕЦКАЯ ТЮРЬМА,  находились на Соловецком архипелаге (острова Большой Соловецкий, Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой Заяцкий) Белого моря.

Соловецкие лагеря занимают особое место в истории советских лагерей и тюрем. Хотя первые концентрационные лагеря для политических заключенных были открыты уже в 1918, тем не менее именно здесь сформировалась и развилась система политических лагерей, позднее распространившаяся на всю страну. 

Учитель: Ребята, перечитайте те слова, что вы записали, подчеркните несколько наиболее важных из них. Проговорите их друг другу в парах, поделитесь впечатлениями и  Напишите текст (10-15 мин) на тему по выбору: «Человек на краю», «Кто виноват?», «Человек и среда», «Нумер, человек, личность»..

Рефлексия (все садятся в круг): Что вы сегодня открыли для себя на уроке? Как вы думаете, нужны ли такие уроки? Почему? Расскажите о своем настроении, впечатлении от услышанного и увиденного? Слайд 9.

Использованная литература и ресурсы:

1. Воспоминания Д. С. Лихачева

2.Мальсагов С. А. Адские острова : Советская тюрьма на Дальнем Севере.

 3. Моруков Ю. Н. Соловецкий лагерь особого назначения (1923—1933 гг.)

 4. «История СЛОН», НИЦ 'Мемориал', Санкт-Петербург

 5.  Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ

 6. Соловки: Энциклопедия. Соловецкий Лагерь Особого Назначения

 7.drugoi: Власть соловецкая (фотографии тюремных помещений лагеря датированные 2008-м годом и архивные).

8.«Теперь Вы в Соловках (поэзия на Соловках во времена Соловецкого лагеря особого назначения)», 23.03.2007, Светлана Тюкина, альманах «Статус-Кво».

9.www.solovky.ru; www.solovky.info

Приложение №1

Из секретного доклада Коллегии ОГПУ, май 1930 г.:

«В значительной степени как следствие жестокого режима и сурового быта заключенных приходится рассматривать чрезвычайно высокую заболеваемость и смертность последних. За два квартала 1929/30 г. переболело в стационарах 25 552 человека, т.е. 44,6 % населения. Амбулаторных посещений за этот же период было 425 426, или 743,8 % по отношению к населению. Умерло за те же полгода 3583 человека, т.е. 6,8 % населения, или 14 % стационарных больных; из этого числа 1004 человека, или 26 %, умерло от сыпного тифа и 396, или 11 %, – от истощения и малокровия. К этой статистике нужно прибавить уже упоминавшиеся в разделе о рабсиле данные об изнашиваемости заключенных: за 10 месяцев 1929/30 года отсеяно как непригодных к работе 25 % полноценной рабочей силы.

Из рук вон плохо медицинское обслуживание населения. На 57 000 человек населения лагерей имеется всего лишь 28 врачей, сосредоточенных почти исключительно при стационарах отделений СЛОН. Квалификация лекпомов (180), несущих совершенно самостоятельную работу, недостаточно проверена. Большинство лекпомов не имеет медицинского образования. Кроме того, все они как заключенные целиком зависят от администрации командировок, вследствие чего даже при наличии желания не в состоянии должным образом реагировать на жестокость режима, направление на работы заведомо нетрудоспособных и проч. Многие из них к тому же усвоили линию поведения начальства и сами проводят ее, не оказывая больным помощи, грубо выгоняя их и т.д. Случаи избиения, естественно, не фиксируются. Такие факты отмечены по всем командировкам.

Жилищные условия заключенных чрезвычайно тяжелы, ни о какой норме говорить не приходится, так как обитатели обследованных бараков из-за крайней скученности в большинстве спят, тесно прижавшись друг к другу. На постельные принадлежности нигде нет и намека. Вновь построенные бараки производят более благоприятное впечатление, но тем более резок контраст между ними и массой старых бараков»

(ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 8. Д. 116. Л. 102–112; опубл.: Исторический архив. 2005. № 5. С. 70–76.)

Приложение №2

(из книги С.Мальсагова Адские острова : Советская  тюрьма на Дальнем Севере / пер. с англ. Ш. Яндиева ; предисл. В. Г. Танкиева ; вступ. ст. М. Абсаметова. - Нальчик : Издат. центр "Эль-фа", 1996. - 127 с. - В прил.: Бессонов. Дневник: с. 108-110; Мальсагов С.А. Письма: с. 112-126.

ГЛАВА 14

КАК  ДЕЛАЮТСЯ   «ПОЛЕЗНЫЕ» ГРАЖДАНЕ

Руководители Коммунистической партии заявляют:

«Соловецкие лагеря особого назначения по всей сути являются исправительными заведениями». Им хочется убедить мир в том, что наказание в данных учреждениях имеет своей целью сделать заключенных лучше и помочь им стать полезными гражданами Советской республики. В действительности же наказания, как и медицинское обслуживание, основываются на том расчете, чтобы наибольшее число заключенных как можно скорее спровадить на тот свет.

Отказ от работы, неповиновение властям, «контрреволюционная пропаганда»,  оскорбительные слова или поступки в адрес персонала, «раскрытое» преступное прошлое (занятие Васко), попытка побега—для всех этих нарушений предусмотрены различные наказания в соответствии с совершенным проступком. Но я хочу упомянуть некоторые из основных кар:

1. «Секирка».

2. «На комаров!»

3. Продление срока заключения.

     4. «Каменные мешки».

5. Расстрел.

Такие меры исправления наряду с ударами по лицу, изъятием посылок от родственников на неопределенное время в пользу изымающего, поркой кнутом или «смоленскими палками» (без «каменного мешка» и прочее настолько распространены на Соловках, что нет нужды останавливаться на них подробно.

«Секирка» — это тюрьма на знаменитой Секирной горе на Соловецком острове в двух милях от Кремля. В минувшие времена тут была пещера одного из самых благочестивых, овеянных легендой здешних святых обитателей. «Провинившегося» заключенного забрасывают на Секирку сроком от 2 до 6 месяцев. Режим там таков: арестант ежедневно получает полфунта хлеба, кувшин холодной воды и ничего больше. Все двери и окна в пещере завинчиваются, и заключенный полностью отрезан от внешнего мира. Темница совершенно не отапливается. Как правило, когда срок наказания подходит к концу, арестант превращается в насквозь промерзший труп. В редких случаях с «Секирки» возвращается полумертвый скелет.

«На комаров!» — очень популярная среди соловецких чекистов разновидность наказания. Оно производится следующим образом: заключенного раздевают донага и заставляют встать на специальный камень позади комендантской. Несчастному приказывают под угрозой «каменного мешка» и расстрела стоять совершенно без движения, не шевелить даже пальцами и не отгонять комаров, которые покрывают тело страдальца толстым слоем. Пытка длится несколько часов. Когда наказание заканчивается, тело жертвы превращается в огромную язву от ядовитых укусов насекомых. Заключенные послабее погибают, а те, кто посильнее, еще много недель после наказания не в состоянии ни сесть, ни лечь.

Продление срока заключения сейчас применяется в качестве кары сравнительно редко по той простой причине, что недавно спущенные из ГПУ приказы осуждают арестантов на неопределенный срок. Когда он отбыл два, три, десять лет, его пересылают из Соловков в Печерский район. Затем в Нарым, потом в Зырянск и так далее до бесконечности. За более «серьезные» нарушения чекисты бросают заключенных в «каменные мешки».

Приложение №3

ГЛАВА 12

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ, РАБОТА И ПИЩА

 

 

Бараки Попова острова составляют около 40 ярдов в длину и 10 ярдов в ширину. В каждом из них расквартировано, как правило, от 200 до 300 человек. В бараках №5 и №6, которые в основном заняты шпаной, более 700 обитателей. В стенах бараков зияют щели, а на потолках—отверстия. Это способствует возникновению сквозняков, и помещения, продуваемые со всех сторон, настолько выстужены, что людей трясет как в лихорадке от холода по вечерам, когда заключенные возвращаются с работы. Особенно страшен приход ночи — задыхаешься от ужасного смрада, царящего в бараках. По ночам невозможно спать из-за духоты и человеческих испарений.

Нары расположены вдоль стен в два яруса. Каждый стремится занять верхнюю койку, иначе если оказаться внизу, то на голову обрушивается нескончаемый ливень из вшей, объедков, плевков. За верхний ярус разгораются буквально кровопролитные бои.

Работа на Соловках подразделяется на две категории: «наружную» (за проволочным забором) и «внутреннюю» (внутри лагеря). Для внешних работ заключенных по большей части забирали с Соловецкого и Попова островов на материк. Вот что подпадало под категорию внешних работ: доставка леса, осушение болот, расчистка и содержание в порядке железнодорожных путей и дорог (грунтовых и деревянных), заготовка строевого леса для лагерных нужд и на вывоз, погрузка лесоматериалов,  камней, продовольствия и т. д. Суда для перевозки грузов: пароходы «Глеб Бокий» и «Нева», а также баржа «Клара», получившая свое название в честь немецкой коммунистки Клары Цеткин.

Под внутренними работами подразумеваются: расчистка снега, помощь на кухне и в мастерских, вынос нечистот из отхожих мест и бараков, заселенных обычными уголовниками и прислуживание чекистам и красноармейцам. Женщины моют полы в конторах и бараках, готовят пищу, обстирывают чекистов и красноармейцев, чинят им одежду и т. д.

Работа и зимой, и летом начинается в 6 часов утра. По инструкции она прекращается в 7 часов вечера. Таким образом, на Соловках 12-часовой рабочий день с перерывом на обед в час пополудни. Это—официально. Но на самом деле работа продолжается гораздо дольше — по усмотрению надзирающего чекиста. Особенно часто такое происходит летом, когда заключенных заставляются работать буквально до потери сознания. В это время года трудовой день длится от шести часов утра до полуночи или часу ночи.

На Соловках нет ни воскресений, ни других дней отдыха. Каждый день считается рабочим. По великим праздникам (Пасха, Рождество и т.д.) время работы обычно увеличивается для того, чтобы оскорбить чувства верующих заключенных. Только один день в году считается праздником — Первое мая.




Предварительный просмотр:

               СИНКВЕЙН                                                          22.10.2011 г.   11 кл

                                                                                                     МБОУ «Конёвская СОШ»

ЧЕЛОВЕК

Терпеливый, выносливый,

Не сдается, страдает, умирает

Концлагерь – страх!

Честь.

ЧЕЛОВЕК

Социальный, разумый,

Развивается, живет, умирает

В условиях нашей среды?!

Радость.

ЧЕЛОВЕК

Разумый, чувствительный,

Рождается, живет, умирает.

Человек-это жизнь!

Уважение.

ЧЕЛОВЕК

Независимый, свободный

Радуется, любит, живет.

Человек-это личность!

Гордость!

ЧЕЛОВЕК

Гуманный, чувственный.

Любит, страдает, верит.

Сплочение друг с другом!

Самопожертвование.

ЧЕЛОВЕК

Святой, неспокойный.

Борется, бежит, не сдается.

Невозможность – не факт, а мнение!

Боль.

ЧЕЛОВЕК

Жизнерадостный, добрый, свободный.

Понимает, развивается.

Должен оставаться собой!

Счастье.

ЧЕЛОВЕК

Свободный, духовно богатый.

Живет, радуется, развивается.

Да будет так!

Счастье.

Учитель Чернокова В.Л.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Конёвская СОШ»,

22.10.2011 г.

ЧЕЛОВЕК НА КРАЮ

Самое ужасное, когда человек доходит до отчаяния. В этом состоянии он не может полностью осознавать, что с ним происходит. Но самое страшное это щемящая боль в груди. Немного людей, кто может овладеть собой, и для них появляется слабый лучик надежды. Отсутствие надежды может привести к преступлению. Самое главное – не потерять веру в близких, в себя..

Швецов С., 11 кл.

Отчаяние, бессилие, нерешительность, незнание6 сделать последний шаг или нет… Наступает состояние бессилия, от которого никуда не деться. Нет права на отступление. Только вперед. А каждый ли выдержит? Физически? Психологически? После этого человек уже не личность.

Попов В., 11 кл.

Иногда свобода приводит человека к хаосу. И тогда он теряет и забывает дорогу  к родному и близкому - к дому. Но кто нас вернет «назад»? Может быть,  сам человек должен суметь это сделать? Но всегда ли это возможно?

Кузнецова М., 11 кл.

ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА?

Если человек -  правда, то правда ли то, что он делает, о чем мыслит, чего желает? Человек – индивид. Люди – общество. Человек часто теряет индивидуальность, попадая в толпу, теряет лицо. «Стадное чувство» – это страшно.

Кузнецова А., 11 кл.

Человек – существо чувствительное, требующее понимания. Что же ему нужно? Корона или вериги? Возвыситься он хочет или потерять духовное начало? Почему иногда «маленький человек» становится вдруг сильным, а имеющий силу – предателем? Власть? Власть! Власть…

Человек – создатель или разрушитель? Не должен он быть разрушителем. Надо суметь найти в своей душе правду жизни.

Тюриков В., 11 кл

Учитель Чернокова В.Л.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка».

Урок- исследование по теме "Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка  предназначен для обучающихся 8 класса и направлен на расширение знаний школьников о русском языке, его...

Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"

Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...