Интегрированный урок "Веков разорванная нить"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Белякова Людмила Михайловна

Урок иллюстрирует уникальные приёмы интеграции, которые возможно использовать на любом уроке. Методика ведения урока позволяет организовать  не только диалоговое обучение, но и  способствует развитию творческого потенциала обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vekov_razorvannaya_nit.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Веков разорванная нить» в картине Эдварда Мунка «Крик» (1893)

                                                                       Каждое моё произведение – это крик души, но

                                                                   мир меня не слышит.

                                                                                                Э.Мунк

1. Эмоциональное погружение в тему урока

     Здравствуйте. Я начну урок с вопроса, который может показаться несколько странным. Вам часто приходилось кричать? Зачем человек кричит? А вам нравится, когда на вас кричат? А может быть крик немым? Как же относиться к крику?

               Вывод учащихся: Крик может быть агрессивным, направленным против человека, а может быть зовом о помощи, о спасении.

     Оказывается, это очень актуальная тема и в искусстве, особенно в искусстве рубежа веков. Именно в это период, в 1893 году, было создано одно из произведений норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Каждый художник – сын своего времени, который запечатлел все противоречия, конфликты, счастливые мгновения, если таковые были. Мунк  не является исключением. Он увидел, услышал, почувствовал  не только свою эпоху и человека в ней, но и «веков разорванную нить».

 2. Работа с темой и эпиграфом.

     Итак, предмет нашего разговора – крик -  продолжается, но уже на примере произведения искусства.  В дневнике художника можно найти запись, которую он сделал в 66 лет (а родился Мунк в 1863 году, прожив 81 год), - «Каждое моё произведение – это крик души, но мир меня не слышит».

     Докажите, что тема урока и эпиграф объединены одной мыслью. Сформулируйте её.

    Вывод учащихся: Человек и мир находятся в дисгармонии – мир не слышит человека.

     Учитель: Как художник изобразил этот конфликт, это противоречие? В чём заключается основная идея картины «Крик»? Эти вопросы, при вашем согласии, могут стать целью нашего диалога.

3. Наблюдение над картиной.

    - Какой это жанр?

    - Кто герой произведения: женщина, мужчина, ребёнок?

    - Сколько лет герою?

    - Что он кричит: «Ура!», «Помогите»

    - Мир состоит из цвета, света, звука, предметов? Какое настроение создаёт колорит? Много ли предметов в картине? Как они совещены?

     Учитель:

      Вопросов прозвучало достаточно много, но они не только не сняли противоречий, но усугубили их. Понять картину – значит понять авторский замысел, размышлять о произведении искусства следует от сердца, но на языке искусства. Обратимся в этом случае к композиции картины, какую авторскую мысль она скрывает?

4. Эксперимент с композицией.

     Два плана – мир человека и мир природы (человек взывает о помощи), но и природа взывает о помощи, не слыша при этом друг друга. Диссонирующие цвета, зажатые ладонями уши доказывают правильность нашего рассуждения.

    Как композиция помогает проникнуть в замысел творца?

    Вывод учащихся: Отражена философская проблема: в чём смысл жизни человека? Как жить вне времени и пространства?

5. Слово о художнике.

     Рубеж веков – это всегда время, наполненное противоречиями, не исключением стал и этот период в истории: с одной стороны – мощный технический и научный скачок, а с другой – ощущение техногенной катастрофы, машина наступает на природу и человека. Растерянность и желание противостоять происходящему – главное противоречие этому времени. Судьба Мунка была такой же сложной, как эпоха, в которой он жил. Рано потерял мать, затем умерла 15-летняя сестра. (далее слово о художнике).

     Как художник Мунк не мог не отразить противоречие эпохи. Но кому он больше сочувствует в своей картине. Обратимся к нашему герою.

6. Анализ главного персонажа картины.

Каков он?

Вызывает ли он сочувствие, сострадание?

Слышим ли мы его?

Какую роль выполняет текучесть линий?

Давно ли он кричит?

Какую роль выполняют перила? Это тоже «знак» художника  зрителю.

     Вывод учащихся: Отражена нравственная проблема: мир его не слышит, но мы сострадаем человеку. Ведь это страшно, когда идти некуда. Тупик. Одиночество.

7. Слово о времени.

    Мир не услышал художника, но мы услышали его пророческий голос, его предостережение о катастрофе, если мир лишится гармонии. Художник говорил с нами отличным языком, наступило не только новое историческое, но и новое художественное время, эпоха «измов», как называл Михаил Гаспаров. Поиски новых форм, эксперименты с рисунком, цветом, новые эстетические принципы и стилистические черты появились в произведениях искусства.

Практикум. Найдите отличные от века реализма черты и принципы, соотносятся ли они с картиной «Крик»

Лабораторная работа: Как реализовывался замысел автора - отразить нравственно-философский конфликт эпохи -  в картинах с одноименным названием «Крик»?

8. Монолог ученицы.

9. Заключительная часть урока. Напутствие в изучении искусства 20 века.

Важно, чтобы произведение искусства захотело с вами говорить, а чтобы диалог состоялся, я предлагаю желающим алгоритмы «Как анализировать произведение искусства?»