Неповторимый мир образов лирики К.Д. Бальмонта
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

1.Данный урок предполагает познакомить учащихся с жизненным и творческим путём К.Д. Бальмонта

2. Развитие аналитического прочтения поэтических текстов К.Д. Бальмонта

3. Помочь в восприятии сложного. противоречивого, но в то же время прекрасного мира этого яркого представителя эпохи Серебряного века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepovtorimyy_mir_obrazov_liriki_k.d._balmontat.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

Цели: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта

           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений

        Развитие навыков монологической речи учащихся

        Развитие навыков конспектирования лекции

            3. Воспитать интерес к творчеству поэта; помочь учащимся почувствовать неповторимость поэтического мира К.Д. Бальмонта

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок - взаимного обучения

Оборудование: портрет К.Д. Бальмонта работы В.А. Серова. 1905г.,фотография К.Д. Бальмонта. 1900е гг., ксерокопии обложек сборников стихотворений К.Д. Бальмонта: «Горящие здания».1900г., «Будем как солнце».1902г., «Жар – птица. Свирель славянина». 1907г.. «Змеиные цветы». 1910г., тексты стихотворений поэта.

Предваряющее урок домашнее задание: прочитать по учебнику биографические сведения о К.Д. Бальмонте; индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта ( 1 ученик); прочитать стихотворения: «Я в этот мир пришёл…», «В домах», «Будем как солнце!», «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Алыча», «Лесные травы», «Придорожные травы», «Фантазия»

        Ход урока

 I Слово учителя.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут послужить слова К.Д. Бальмонта о себе: « Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!»

Мы попытаемся сегодня с вами , ребята, прикоснуться к тайнам поэзии К.Д. Бальмонта, этого яркого, порывистого и очень талантливого поэта.

II. Реализация домашнего задания.

Опрос учащихся по статьям учебника о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта ((2 человека).

III. Задание тестового характера для всех учащихся – 5-7 минут

1. Заполните пропуски:                                                  Ключи:

    К.Д. Бальмонт – год рождения?                                 1867г

                                 год смерти ?                                     1942г

   Сборник «Будем как Солнце» - год выхода?        1903г

2. К какому литературному направлению был близок К. Бальмонт?

   А) символизм        символизм

   Б) акмеизм

   В) футуризм

3. Соотнесите приведённые особенности творчества с лирическим героем К.Бальмонта

   А) Непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями

  Б) Стабильность мироощущения, поэтизация твёрдых качеств характера, строгая логика.

  В) Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.

        А.

4.Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия К.Бальмонта

   А) музыка        А.

   Б) скульптура

   В) театр

5.Определите стихотворный размер приведённого отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:

                                             Серп луны молодой

                                             Вместе с пышной звездой,

                                             В голубой вышине,

                                             Ярко видится мне.

  А) Дактиль        Дактиль

  Б) Амфибрахий

  В) Анапест

6. К какой группе символистов относился К. Бальмонт:

   А) «Старшие символисты»        А.

   Б) «Младшие символисты»

7. Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

     А) Аллегоричность

     Б) Недосказанность

     В) Неисчерпаемость

     Г) Расчёт на восприимчивость читателя.        Г.

8. «Символизм можно называть… «поэзией намёков», - писал В. Брюсов. Дайте своё объяснение этому определению.

(Возможный вариант ответа) : важнейшие отличительные черты «поэзии намёков» - апелляция к воображению читателя, богатство ассоциативных связей между символическими образами, потенциально бесконечное количество значений каждого слова, создание каждым поэтом персонального поэтического словаря, понятного лишь для посвящённых.

9. Исправьте ошибки в литературоведческом суждении:

    А) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю.

    (Правильный ответ): для символистов не характерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности и точности поэтического языка.

10. Как понимали «символ» и символизм старшие символисты?

(Возможный вариант ответа) : для старших символистов (Брюсова, Бальмонта) символ – вид тропа, а символизм – литературная школа с определённой поэтической техникой.

IV. Заслушиваем сообщение ученика о фактах из жизни К. Бальмонта, свидетельствующих о неординарности его натуры.

Из воспоминаний А. Белого:

«… К.Д. Бальмонт выступал , весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат.

… Он много работал, прочитывая библиотеки, переводя и слагая книгу за книгой; впав в мрачность, из дому бежавши, прихрамывающей походкой врывался в передние добрых знакомых… красноносый и золотоглазый… с серым мешком холстяным под рукой; вынимались бутылки из недр мешка; и хозяйка шептала: «Не знаю, что делать с Бальмонтом».

… Раз он в деревне… полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды , взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны; и подал пример: шёл – по щиколотку, шёл – по колено, по грудь,  шёл – по горло, - в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.

…Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».

Однажды К. Бальмонт на литературном вечере читал своё стихотворение «Чёлн томленья». На этом вечере присутствовала поэтесса Зинаида Гиппиус. По воспоминаниям И.А. Бунина, « Гиппиус всё время как-то сонно» смотрела на поэта в лорнет « и, когда он кончил читать и все ещё молчали, медленно сказала…

 - Я не понимаю, что это за чёлн и почему и каким таким чарам он чужд…

Бальмонт стал подобен очковой змее:

  -  Поэт не изумился бы мещанке, обратившейся к нему за разъяснением его поэтического образа. Но когда поэту докучает мещанскими вопросами тоже поэт, он не в силах сдержать своего гнева. Вы не понимаете? Но не могу же я приставить вам свою голову, дабы вы стали понятливей!

 - Но я ужасно рада, что вы не можете, - ответила Гиппиус. – Для меня было бы истинным несчастием иметь вашу голову…»

  Из воспоминаний Тэффи.

« Случилось мне как-то завтракать с Бальмонтом и с профессором Е. Ляцким. Оба хорохорились друг перед другом, хвастаясь свое эрудицией и , главное, знанием языков.

Индивидуальность у Бальмонта была сильнее, и Ляцкий быстро подпал под его влияние, стал манерничать и тянуть слова.

 - Я слышал, что вы свободно говорите на всех языках, - спрашивал он.

 - М-м-да, - тянул Бальмонт. – Я не успел изучить только язык зулю ( очевидно, зулусов). Но вы тоже, кажется полиглот?

- М-м-да, я тоже плохо знаю язык зулю, но другие языки уже не представляют для меня трудности.

Тут я решила, что мне пора вмешаться в разговор.

 - Скажите, - спросила я деловито, - как по-фински «четырнадцать»?

Последовало неловкое молчание.

 - оригинальный вопрос, - обиженно пробормотал Ляцкий.

 - Только Тэффи может придумать такую неожиданность, - деланно засмеялся Бальмонт.

Но ни тот, ни другой на вопрос не ответили…

…Бальмонт много занимался переводами. Переводил ассирийские псалмы ( вероятно, с немецкого). Я когда-то изучала религии Древнего Востока и нашла в работах Бальмонта очень точную передачу подлинника, переложенного в стихотворную форму.

…Переводы Бальмонта были вообще превосходны. Нельзя не упомянуть его Оскара Уайльда или Эдгара По».

V.Чтение и анализ отдельно взятых стихотворений К. Бальмонта.

Ученики по очереди выразительно читают стихотворения

Возможные варианты ответов учеников.

В стихотворении «В домах» лирический герой протестует против «мучительно-тесных громад домов», некрасивых, бледных людей, забывших о чуде небесного полёта птиц, о свободе:

                    Я проклинаю вас, люди. Живите впотьмах,

         Тоскуйте в размеренной чинной боязни,

                     Бледнейте в мучительных ваших домах.

                     Вы к казни идёте от казни!

Он предлагает свободу от моральных обязательств и понятий чести, от привязанностей и заботы о куске хлеба. Провозгласим свою неповторимость и гениальность!

В стихотворении «Алыча» лепестки цветов сравниваются с «роем мотыльков – застывших , лунных , нежных , и «пламя полдневного луча», как нечто неуловимое, мимолётное и быстро исчезающее. В стихотворении присутствуют необычные образы, эпитеты, слова, которые изобрёл сам поэт: «сонм расцветов белоснежных», «цветок тысячекратный, древо-цвет».

Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…» открывало сборник «В безбрежности» и стало своеобразным манифестом символизма.

                                 Я мечтою ловил уходящие тени,

                                 Уходящие тени погасшего дня,

                                 Я на башню всходил, и дрожали

                     ступени,

                                  И дрожали ступени под ногой у меня.

                                  И чем выше я шёл, тем ясней

                                                                                   рисовались.

                                   Тем ясней рисовались очертанья вдали,

                                    И какие-то звуки вдали раздавались,

                                    Вкруг меня раздавались от Небес

        и Земли.

                                    Чем я выше всходил, тем светлее

        сверкали,

                                     Тем светлее сверкали выси

        дремлющих гор,

        И сияньем прощальным как будто

        ласкали,

        Словно нежно ласкали

        отуманенный взор.

        И внизу подо мною уж ночь наступила,

                                        Уже ночь наступила для уснувшей

                                                                                                  Земли,

                                        Для меня же блистало дневное светило,

                                        Огневое светило догорало вдали.

                                        Я узнал, как ловить уходящие тени,

                                        Уходящие тени потускневшего дня,

                                         И всё выше я шёл, и дрожали ступени.

                                         И дрожали ступени под ногой у меня.

Это стихотворение – гимн человеческому духу, который рвётся из темноты к свету. Особую звуковую и интонационную выразительность придаёт этому произведению аллитерация. (повторение шипящих: щ, ш, ж)  

Особенно любил К.Бальмонт сравнивать себя с ветром. В стихотворении « Я вольный ветер, я вечно вею…» это сравнение отчётливо прослеживается:

                                           Я вольный ветер, я вечно вею,

                                           Волную волны, ласкаю ивы,

                                            В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

        Лелею травы, лелею нивы…

В чередовании слогов на «в» читателю слышится дуновение ветра. Эта стихия близка поэту, он полностью растворился в ней.

VI. Беседа по вопросам:

 - Какова тематика стихотворений К.Бальмонта?

( Тема слияния человека и  природы, размышления о смысле жизни, тема России, любовная лирика).

 - Какие художественные приёмы характерны для лирики поэта?

( Эпитеты, звукопись, олицетворение, гиперболизация эмоций, аллитерация)

 - В чём особенности художественных образов стихотворений К.Бальмонта?

( В основном, это мир переживаний, ощущений, эмоций и впечатлений от увиденного, услышанного; это вызов, брошенный  стихии, и, безусловно, рекламация и культивирование собственного «я»).

  - Современны ли на сегодняшний день мысли, высказанные поэтом начала 20 века?

(Позицию поэта можно принять , но можно и  не согласиться с ней. Его поэтическое «я» порой звучит эгоцентрично, самоуверенно,  вступая в соперничество с самим мирозданием. С другой стороны, если сегодня мы поднимаем вопрос о прогрессе вертикали, а не горизонтали, то в этом смысле,  поэзию К.Бальмонта вправе можно назвать живой и актуальной).  

 Здесь возможна полемика, так как задан проблемный вопрос.

Важно акцентировать внимание учащихся на неповторимость и необычность поэзии К.Бальмонта.

VII. Формулирование выводов по изученному материалу

 - Любое мнение, ребята, имеет право быть. Самое главное, что поэзия К. Бальмонта не оставляет вас равнодушными, она заставляет вас думать, размышлять. Поэт писал: «Мен близки и звёзды, и волны, и горы. Мне близки звери и герои. Мне близки красивые и некрасивые… мне близки все, мне понятно и дорого всё». Он принимает все мгновения жизни, все явления для него достойны внимания: красота и уродство, жизнь и смерть, любовь и ненависть – всё имеет значение:

                                     Мир должен быть оправдан весь,

                                     Чтоб можно было жить!

                                      Душою – там, я сердцем – здесь…

VIII. Анализ и оценка итогов работы на уроке.

IX. Домашнее задание: произвести письменный анализ одного из стихотворений К.Бальмонта (по выбору учащихся)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Мастер-класс по литературе на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта"

Данный материал представляет собой разработку мастер-класса на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта" и подготовлен для участия в конкурсе учителей русского языка и литературы"...

АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)

Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...

Сообщение на тему " Основные темы и мотивы лирики К.Бальмонта"

Сообщение по литературе в котором освещаяются основные темы и мотивы лирики поэта Серебряного века К.Бальмонта...