урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Аршавская Раиса Залмановна

Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.

Задачи:

1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей

2) сравнить произведение Ф. Кафки с произведением Н.В.Гоголя "Шинель"

3) расширить культурное пространство за счет связи русской литературы и европейской

4) рассмотреть слово, как инструмент искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_kafka.doc276.5 КБ
Office presentation icon kafka.ppt340.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Ф.Кафка

                                                        «Как можно радоваться миру?

                                                        Разве только если убегаешь в него»

  1. Какими синонимами можно заменить? (уходишь, углубляешься, погружаешься).

Этому и будет посвящен урок (углублению в художественное произведение, т.е. в мир, окружающий нас). Это и есть цель урока.

  1. Погружение в мир через расширение культурного пространства, связь русской литературы и европейской, т.е. русская литература – как часть искусства.
  2. Слово, как инструмент этого искусства, поэтому медленное чтение и анализ текста.

Целью является произведение малого жанра рассказ «Превращение».

Превращение – замените синонимами и выстройте ряд видоизменение, метаморфоза, переход в другую фазу развития.

  1. Какая же метаморфоза произошла?, т.е. говорим о фабуле рассказа  (т.е. то, что легло в основу сюжета, ее можно рассказать кратко (записать тем, кто сдает экзамен).

        Внимание на ваши рисунки, где и изображена эта метаморфоза. В литературовед. есть несколько точек зрения (кто-то знает?)

на экране слайд 2, 3.

Ответ: (Сегодня нас будет интересовать ни точка зрения Фрейда (на слайде), ни точка зрения М.Брода, ни точка зрения на отношения отца и сына, изложенные Францем К в его письме к сыну (кстати, мальчикам, как будущим отцам надо бы почитать). Нас будет интересовать только художественная точка зрения, т.е. СЛОВО  искусство. Мне понравилось определение В.Набокова: (на рис) красота + жалость (там, где есть красота, там есть жалость и значит красота должна умереть) «Воспримем тайну всех вещей».

  1. Как мы назовем жанр этого произведения?

ФАНТАЗИЯ                                        ФАНТАСТИКА

способность к творческому вообра-           что-то невозможное, похожее на

жению, что-то надуманное, неправдо-           фантазию.

подобное.

  1. Можно ли назвать жанр рассказа как  этмологическая фантазия? (ваши рисунки говорят, что нет).                      

  1. Почему среди слайдов есть Гоголь? Есть ли связь? Кто думал над этим. Как у Г и К соотносят реальность и фантазия. (У Г и К есть реальный мир: чиновники, причем мелкие, и это мир враждебный для А.А. или Гр.Замзое. Герои хотят выбраться из этого мир – шинель – панцырь. И они оба попадают в абсурдный мир и умирают в одиночестве).

        Итак: Кафка 1883 – 1924 гг. (слайды отец Герман Кафка, Прага дом «4 башни» 24, могила Страшницкое кладбище с Фелицей – невеста 3 сестры (погибли в Освенциме).

  1. Какие факты биографии или стороны его жизни вам оказались важными? (немецкая семья Авто-Венгрия, изучал право в университете Праги, 1908 – мелкий служащий по страховому делу. Романы: «Процесс» (1025), «Замок» (1926), рассказ написал в 1912, напечатал в 1915. С 1917 – 1924 в лечебницах, свои произведения завещал сжечь. Благодаря Броду – мы их имеем.

        

  1. И еще одно имя – Флобер.

К, как и Ф, любил использовать термины из языка юриспруденции и    науки, давая им ироническое звучание, через это проходит вторжение авторских чувств (в драм. – через ремарки, у  К – через ироническое звучание.

        Текст. 1 глава.

  1. Что мы знаем о герое (стр.321 Набоков чтение стр.38.

      «- Что со мной случилось?»

  1. взгляд – начинается фантазия;
  2. обычный жук не имеет век и не может закрыть глаза.

Ритм важен (особенно хорошо в нем.варианте) Плавный. Ведь он еще не проснулся, поэтому это как-будто сновидение, а раз сон – нет удивления. И мы можем  во сне себя видеть кем угодно. (Наполеон  и др.) 4)

  1. В кого превратился?

     Членистоногий, но «много ножек», а у него 6.

  1. Какое насекомое? таракан ? (плоское) сходство только в цвете, а Грегор - выпуклый  + Набоков стр.335

Главное: у него есть крылья (некоторые Грегоры , Джоны… не знают всю жизнь, что у них есть крылья).

Вывод 1: Грегор – индивидум, которому открыта другая жизнь, а он окружен посредственными людьми. Значит рассказ строится так, чтобы показать перемены, метаморфозы, но не странные (опора на сны).

Всю 1 главу можно разделить на 7 сегментов, как у жука (ведь о нем пойдет речь).

        Сегмент 1. Дан элемент времени. Найти еще…

        Сегмент 2. Какой элемент появляется трое членов семьи стучат в его двери, разговаривают с ним. Все они паразиты, эксплуатируют выедают его изнутри = зуд (по человечески это наз.)

  1. Кто из домашних, на ваш взгляд, наиболее жесток? (сестра).

        Сегмент 3. Грегор выбирается из 5)6) постели, но рассчитывает здесь чел-к, 7) а действует жук.

        Сегмент 4. Какая тема появляется? – семьи – многих дверей. Гр. продолжает возиться – вторгается семья и двери. Идут переговоры. На 1 плане – возня Гр. На 2 плане – переговоры. Это похоже на хор. Грегор не понимает, почему сестра в комнате справа не пошла к остальным стр.46.

        8) Читаем.

        Бедный Гр. привык, что он инструмент, (появляется жалость) что он не надеется даже, что ему посочувствует Грета. Мать и сестра переговариваются через закрытую дверь.

        Читаем 9)

        Сегмент 5. Грегор открывает дверь. 10) стр.50, 51.

        Сегмент 6. Боясь увольнения, Грегор пытается успокоить управляющего. 11) стр.52 – 11)

Но управляющий с ужасом отступает Грегор устремляется за ним.

Какая деталь? На задних лапках + 12)

Мать вскакивает, опрокидывает кофейник на стол, горячий кофе льётся на ковер. 13) Забывает об управляющем 14)

        Сегмент 7. Отец грубо загоняет Гр. обратно, тыкая ногами и размахивая палкой и газетой. 15) стр.56

        Общий вывод по 1 ч.

  1. Значение числа «3». 3 – части; 3 двери; семья из 3-х. Это символ? Нет. Это техника построения.

Вся жизнь: юность, зрелость, старость. «Без   дом не строится» - послов в основе искусства триединое божество.

  1. Линия дверей ( отворяющихся, затворяющихся) выход в мир и невыход.
  2. Стиль. Ясность, точность, чтобы выяснить кошмарное содержание рассказа, подчеркнуть контраст индивидума и мира, окр. его, людей.

Прозрачность языка – сумрачность фантазии.

Поэтических: трои (метафора) – нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф. Кафка «Как можно радоваться миру? Разве только если убегаешь в него .» (Кафка Ф.)

Слайд 2

Биография Дата рождения: 3 июля 1883 Место рождения: Прага , Австро-Венгрия Дата смерти: 3 июня 1924 (40 лет) Место смерти: Кирлинг , Первая Австрийская Республика Гражданство: Австро-Венгрия Род деятельности: Прозаик Направление: модернизм , литература абсурда Жанр: притча , роман , малая проза Подпись:

Слайд 3

Галерея портретов Дом, где родился Кафка Отец

Слайд 4

Франц Кафка, 1910 (фото) Ф. Кафка и Фелис Бауэр, 1917 (фото) Франц Кафка, 1906 (фото)

Слайд 5

Мопассан Гоголь Н. Вельн Ф. 1884-1964 Баум О. 1883-1941 Брод М. 1884-1968 Флобер Фрейд З. Набоков В. Кафка 1883-1924


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс по детской зарубежной литературе "Мир ребенка в литературе"

Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно, когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящег...

Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 9 классе.

Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 9 классе....

Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 10 классе.

Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 10 классе....

Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 11 классе.

Данный список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе поможет не только подготовиться к урокам литературы в 11 классе,но и,расширив кругозор обучающихся,даст возможно...

План-конспект урока по зарубежной литературе. Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Урок изучения нового материала в 6 классе. Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника....