Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Киропьянова Наталья Валентиновна

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_po_skazke_s-shchedrina.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Урок-исследование                                    7 класс

Тема:              Семантика чисел в   «Повести о том, как один мужик двух  

         генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина

Эпиграф:  

     Он был умён, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы   она ни была прискорбна…                                                                                                                                      
             М.Е.Салтыкова - Щедрина  можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своём творчестве он развил традиции таких писателей, как Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь.

Чрезвычайно острые произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества.                                  

                                                                                                             М. Горький

                                              Цель исследования:

  1. Выявить черты щедринского  метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности;
  2. на основе  «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Салтыкова-Щедрина    определить обоснованность семантики чисел, используемых писателем;

                                                       Задачи:

  1.  Разобраться в художественной  семантике чисел, используемых автором в произведении; доказать, что числа у писателя художественно обоснованы;
  2. Доказать, что «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», - это произведение о человеке вообще, о существовании в нём разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня;

                                                          План урока:

Учитель:   (Сообщает учащимся тему, цели и задачи сегодняшнего урока).

 - В недрах сатиры Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина                                                                                                                          возникает сказка.

   -  Каковы причины его интереса к этому жанру?

Учащиеся:

  1. Условия цензуры;
  2. Воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  3. Появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества;
  4. Популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы;
  5. Близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина;

Учитель: 

- На предыдущем уроке мы  внимательно проанализировали текст «Повести…» и увидели:

          (Ответы учащихся):

  1. Социальную проблематику «Повести…».    
  2. Текст Салтыкова-Щедрина - художественное произведение, позволяющее   увидеть исторический факт – угнетение одного сословия другим;
  3. Основной приём, использованный автором в этой сказке, – приём антитезы, и об этом заявлено уже в названии текста: число «один» противопоставлено числу «два», мужик – генералам.
  4.  К важнейшим противопоставлениям относится и антитеза «город - остров».
  5. Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, атрибутами которого являются и Нева-матушка, и Екатерининский канал, и Большая Подъяческая.
  6. … с чем ассоциировались в сознании читателей 19 века эти петербургские места. (Так, с Екатерининским каналом связывалось убийство Александра II. Об улице Подъяческой один из русских писателей говорил, что там  «кислые дома, дышишь мокрой вонью»).
  7.  Приметами Петербурга являются также регистратура, упразднённая за «ненадобностью», казначейство, в котором генералы пенсию получали, дома, снаружи которых  «висит человек… в ящике на верёвке, и стену краской мажет или по крыше словно муха ходит».
  8. Такое   описание соответствуют сложившемуся в русской литературе образу Петербурга   как   города «неорганичного, искусственного…вызванного к жизни некой насильственной волей в соответствии с предумышленной схемой».
  9. Петербург представлен и  как город уединённого и разъединённого существования людей. (Мужик – человек, который  «висит снаружи дома». Генералы жили на разных квартирах, общаться не могли).
  10.  Таким образом, по представлению писателя, жизнь в Петербурге – образ неправильного человеческого существования, выходом из которого могла стать жизнь на острове.

- И Петербургу противостоит остров, как органичное и естественное жизненное    пространство.

     - Итак, мы выявили черты щедринского  метода, связанные с его  стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности.

     -  Рассмотрим семантику чисел.

      Название  произведения напоминает начало ряда чисел первого десятка: один, два, три, четыре… Но после первых двух членов этот ряд писателем обрывается. Случайно ли это? Есть ли в тексте повести другие числа?

 Читаем: «четвёртого класса», «пятак серебра», «десяток спелых яблоков», «стол на сто человек»…и всё.  

Мы видим разницу в использовании чисел: к  «двойке» писатель обращается постоянно, тогда как другие числа встречаются однократно.

- Почему?

- Исследуем это явление. 

 Работу над семантикой чисел   начните с числа «один», которое при характеристике мужика встречается только в заглавии «Повести…», и этим «счёт» мужицкому сословию у Салтыкова-Щедрина завершается. Больше мужиков в «Повести…» нет.

- Обратитесь к словарю.

Учащиеся:

    В «Словаре символов» даны значения этого числа: «первичная целостность», «источник жизни», «первичная сущность»…

Эти оттенки семантики числа «один» присутствуют в образе «мужичины».   

  Учитель:

     - Обратитесь к художественной семантике числа «два». («Жили да были два генерала, и так как оба они были легкомысленны…»).

       Найдите другие случаи употребления этого числа в тексте («оба под одним одеялом», «вскрикнули оба не своим голосом», «сказали оба разом», «упоминание об ужин обоих повергло в уныние» и так далее).

То есть два персонажа представляют собой одно действующее лицо, поведение  которого во многом противоположно мужицкому.

       В мифологии «двойка» символизировала «злое начало».  

       Вспомните желание голодных генералов съесть друг друга  (они «в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье: генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»).

 Есть и другое значение «двойки» как одного из чётных чисел, которые у древних народов отождествлялись с «земным, изменчивым и неблагоприятным».

- В чём воплощение этой семантики числа  «два»?

      ( Воплощение этой семантики числа «два» в том, что генералы изображаются в различных состояниях: уныние от голода сменяется весельем от мужицкого старания накормить их, которое,  в свою очередь, перебивается скукою и тоскою, вызванными  желанием вернуться на Подъяческую к своим кухаркам).

       Итак, писатель активно работает в «Повести…» только с «единицей» и «двойкой».   

       Обратимся к следующему члену числового ряда.

 Познакомимся  с семантикой  числа “три”, которое традиционно квалифицируется как “совершенное число”. Оно символизирует “гармонию, совершенство, обновление”.  Мы помним, что христианская Троица (Триединый Бог) соединяет в едином Боге Отце  Сына и Святого Духа, то есть число “три” может заменять собою число “один”. В словарях указано, что “это возможно при обозначении более   мощного союза”.

       Спросим, а почему писатель не использует это число?

 Учащиеся:  Такого союза в “Повести...” Салтыкова-Щедрина нет.

 Учитель:  Слелаем выводы:

       В результате   исследования мы увидели, что семантика чисел в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», которую использует М.Е.Салтыков - Щедрин, вполне художественно обоснована.

 Кроме того, отсутствие “тройки”   позволяет нам увидеть в персонажах “Повести...” людей, в которых одно из начал преувеличено за счёт отказа от другого.

Это позволяет сделать вывод:

 Нет гармонии внутри человека, не может быть её и в обществе. (На доске)

      Таким образом,  “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” – это произведение о человеке вообще, о сосуществовании в нём разнонаправленных начал (это добро и зло), установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня. (Запись выводов в тетради).

Домашнее задание: Дать развёрнутое определение слову гармония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Тест по литературе по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Тест по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" проверяет у обучающихся знание содержания произведения. Тест состоит из 8-ми вопросов для первог...

Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

М.Е.Салтыков-Щедрин  "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...