Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме:
    Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

    Михайличенко Марина Сергеевна

     

     

    Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы

     «Всё уже сказано. К счастью, не обо всё ещё подумано»

    (Станислав Ежи Лец)

    (Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

    в 9 классе)

    2 часа

    Автор: учитель русского языка и литературы

     Михайличенко М.С.,

    учитель высшей квалификационной категории

            Форма урока: урок «открытых мыслей».

    Цель: через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    Задачи:

    1) образовательные:

    1. актуализация знаний по комедии  А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
    2. формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
    3. выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.

    2) развивающие:

    1. развитие исследовательских способностей;
    2. формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
    3. стимулирование самостоятельности  учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
    4. стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;
    5. формирование рефлексивных умений.

    3) воспитательные:

    1. воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
    2. усвоение  знаний через свой субъективный опыт, через свою систему отношений;
    3. соотнесение своей позиции с позицией другого;
    4. выражение своего отношения к содержанию произведения;
    5. стимулирование процесса самопознания,
    6. формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей;
    7. актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;
    8. воспитание читательской культуры учащихся.

    Методы и приемы:  1) по источнику получения знаний:

    1. практические  (упражнения);
    2. наглядные (текст художественного произведения).

                                      2) по уровню активности познавательной деятельности:

    исследовательские методы:

    1. развитие умений видеть проблемы;
    2. развитие умений выдвигать гипотезы;
    3. развитие умений задавать вопросы;
    4. развитие умений классифицировать;
    5. развитие умений наблюдать;
    6. развитие умений взаимодействия с парадоксами;
    7. развитие умений высказывать суждения;
    8. развитие метафорического мышления.
    9. развитие дивергентного мышления.

                                    3) по способу подачи материала:

    1. индуктивно-дедуктивный.

     4) по способу организации деятельности:

    1. парная;
    2. групповая.

    Оборудование к урокам:

    1. раздаточный материал «Итоговые задания к комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», «Афоризмы великих людей», «Толковый словарь» С.И.Ожегова;
    2. памятки  «Правила работы в группе», «ПОПС-формула»;
    3. текст произведения А.С.Грибоедов «Горе от ума»;

    Литература к уроку:

    1. Великие мысли великих людей. В 3-х кн. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007;
    2. Ирина Чернышёва. Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума». «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» № 22/ 2007.
    3. Вера Белкина. Индивидуальная система ценностей ученика и урок литературы. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» № 21/2008.

    Ход урока:

    Методический

    комментарий

    I. Стадия вызова.

    1. Вступительное слово учителя.

            Когда-то, объясняя свои творческие принципы, А.П.Чехов говорил: «Я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы увидите в ней то, чего раньше не видали, не замечали: её отклонения от нормы, её противоречии…». Вот и нам предстоит сегодня «увидеть то, чего раньше мы не видали, не замечали». А в качестве темы урока мы возьмем слова польского писателя  Станислава Ежи Леца: «Всё уже сказано. К счастью, не обо всё ещё подумано». Поэтому давайте попытаемся увидеть - и в комедии, и в жизни, и,  самое главное, в самих себе - то, чего мы не замечали, не видели, о чём не задумывались.

    2. Актуализация опорных знаний.

         

    Учитель: Сейчас вам надо будет продолжить высказывание. Учтите, то под местоимением может подразумеваться любой персонаж комедии «Горе от ума». Работаете в постоянных парах.

    1. Он необходим в комедии: в его образе писатель воплотил…………………………
    2. Без него пьеса……………………………..
    3. Если бы «общество» не пустилось в россказни о сумасшествии Чацкого, мы бы……………………

    Фронтальное обсуждение ответов отдельных пар.

    II. Стадия осмысления.

    3. Выполнение упражнений на выявление новых смыслов.

    1. Упражнение №1.

            Учитель:  Комедия Грибоедова насыщена афоризмами, о которых мы уже с вами говорили. А теперь нам предстоит познакомиться с афоризмами других великих людей (Приложение 1), сказанных совершенно по другому поводу и взятых из другого контекста. Ваша задача (сначала в постоянных парах, а затем учащиеся объединяются в 3 группы):

    1. Прочитать афоризмы;
    2. Подумать и написать в графе «Комментарий-ассоциация» к кому из персонажей можно было бы отнести данный афоризм, кого из персонажей можно было бы охарактеризовать данным высказыванием. Ваше понимание афоризма.
    3. Какими афоризмами вы могли бы охарактеризовать себя, своё представление о мире?

          При ответе используйте памятку «ПОПС-формула» (Приложение 2)

         Выступление нескольких учащихся.

    1. Упражнение №2.

    Работа по «Итоговым заданиям по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»   (Приложение 3).  Работая с текстом, можете пользоваться любой литературой: справочниками, словарями, текстами, записями в тетрадях.

    Работа в малых группах.

    Фронтальное обсуждение ответов.

     III. Стадия рефлексии.

        1.  Учитель:  О чём мы сегодня с вами подумали, что открыли нового в себе и в комедии Грибоедова?

          Какими  афоризмами вы могли бы охарактеризовать собственную систему ценностей? А систему ценностей современных подростков?

        2.  Свой ответ можно выразить составлением синквейна (варианты: в понимании Грибоедова, героев комедии Грибоедова «Горе от ума», в личном понимании):

     Афоризм                  Ценности

     Ум                            

           Урок заканчивается чтением и объяснением написанных вариантов ответа.

                   

       

      3. Домашнее задание.  

    А) Литература для самостоятельного прочтения, поднимающая те же нравственно-психологические проблемы, что и комедия А.С.Грибоедова:

    «Каникулы Кроша» А.Рыбаков

    «Жестокая проба» Н.Дубов

    «Верблюжий глаз» Ч.Айтматов

    «Станция первой любви» В.Амлинский

    «Неравный бой» В.Розов.

    Б) Написать сочинение-эссе на одну из тем:

    «Возможен ли современный Чацкий?»

    «Чацкий и мой современник»

    «Кто «блаженствует на свете»… Чацкие или Молчалины?»      

    Формулирование учителем целей урока.

    Задание «Продолжи высказывание» развивает компетенции:

    - понимать и интерпретировать текст,

    - уметь отбирать в соответствии с целями и потребностями информацию,

    - видеть проблемы,  - высказывать суждения.

    Задание направлено на развитие компетенций:

    - взаимодействия с парадоксами,

    - выделять основной смысл текста,

    - удерживать одновременно несколько смыслов,

    - уметь отбирать информацию,

    - находить личностный смысл в произведении искусства,,

    - высказывать суждения,

    - порождать разнообразные оригинальные идеи,

    -развитие метафорического мышления,

    -  обосновывать утверждения, пользуясь информацией, представленной в разных  текстах.

    Задание позволяет  выявить уровень развития следующих компетенций:

    - понимание текста,

    - интерпретация текста,

    -  видеть проблемы,

    - сравнивать  и наблюдать,

    - работать со справочной литературой.

    Формирует компетенции:  

    - делать выводы,

    - находить личностный смысл  в произведениях литературы, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.

    Домашнее задание направлено на воспитание читательской культуры учащихся.

    Сочинение-эссе позволяет выявить умения создавать собственный текст в заданном жанре.

    Афоризмы

    Комментарии-ассоциации.

    Моё понимание афоризма

    1. Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.

    Джозеф Конрад

    2. Всё уже описано. К счастью, не обо всё ещё подумано.

    Станислав Ежи Лец

    3. Глупость обычно бывает логична.

    Хуго Штейнхаус

    4. Горе тому, кто умён, но не наделён при этом сильным характером.

    Никола Шамфор

    5. Сколько времени нужно умному говорить, пока поверят, что он – умён! Глупому же стоит только молчать, и все считают его умным.

    Моисей Сафир

    6. Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний.

    Жан де Лабрюйер

    7. Никогда не следует быть исключением. Если живёшь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным.

    Александр Дюма – отец

    Приложение 1.

    1 группа

    2 группа

    Афоризмы

    Комментарии – ассоциации.

    Моё понимание афоризма

    1. Многие, хоть стыдно в том признаться,

    С умом людей боятся

    И терпят при себе охотней дураков.

    Иван Крылов

    2. Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

    Франсуа де Ларошфуко

    3. Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память.

    Леонардо да Винчи

    4. С такими друзьями враги не нужны.

    Лоренс Питер

    5. Чтобы стать верным другом, не обязательно быть собакой.

    Леонид Сухоруков

    6. Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты.

    Джонатан Свифт

    7. Мы сами распространяем о себе злобную клевету, когда стремимся опровергнуть её перед теми, кто о ней слыхом не слыхивал.

    Андре Моруа

    3 группа

    Афоризмы

    Комментарии – ассоциации.

    Моё понимание афоризма

    1. Блажен, кто словом крепко правит и держит мысль на привязи свою.

    Александр Пушкин

    2. Настоящая победа бывает только тогда, когда сами враги признают себя побеждёнными.

    Клавдиан

    3. Быть искренним и правдивым – значит намеренно наступать другим на ноги.

    Жюль Ренар

    4. Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности; низкая душа предполагает всегда самые низкие побуждения у благородных поступков.

    Цицерон

    5. Всякий слышит лишь то, что понимает.

    Плавт

    6. Страсти придают ума самым глупым людям и делают глупыми самых умных.

    Сенека

    7. Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадёжен.

    Цицерон

    Приложение 2.

    Памятка

    Соблюдай правила работы

    1. Умей не только говорить, но и слушать.
    2. Говори понятно, избегай избыточности информации.
    3. Учись задавать вопросы, помогающие понять сообщение.
    4. Критикуй идею, а не личность.

    При ответе на вопросы используй «ПОПС – формулу»

    «ПОПС – формула»

    П – позиция ( «Я считаю, что…………………………………..»)

    О – обоснование («Потому что…………………………………»)

    П – пример («Я могу доказать это тем, что……………………..»)

    С – суждение («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…………………….»)

    Приложение 3.

    Итоговые задания к пьесе «Горе от ума»

    В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Пётр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество”.

    Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж – это технический приём в искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и форме; произведение искусства, выполненное таким образом), который, казалось бы, противоречит идее “языкового конфликта”:

    А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
            Губители карманов и сердец!
            Когда избавит нас творец
    От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
            И книжных и бисквитных лавок! —
            По шутовскому образцу:
    Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
    Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
    Движенья связаны, и не краса лицу;
    Смешные, бритые, седые подбородки!
    Как платья, волосы, так и умы коротки!..

    Задание

    1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.

    2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать своё мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно обнаружить в пьесе, и на какой намекает данный текст?)

    3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.