Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Фомина Александра Александровна

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает  прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Медведь на воеводстве", "Соседи", "Карась - идеалист", "Баран непомнящий", "Чижиково горе", "Дикий помещик".  Урок состоит из 4 этапов, на которых учащимся предстоит решать, отгадывать, рассуждать, обобщать. Класс работает в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-viktorina.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                            УРОК - ВИКТОРИНА    

                      ПО СКАЗКАМ  М.Е. САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА.

Задачи: повторить такие понятия, как сатира, юмор, гипербола, гротеск;

              проверить учащихся на знание произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина,

              учить делать обобщения и заключения, отвечая на проблемные вопросы;

              развивать познавательную активность, творческое мышление, внимание

Оборудование: портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, плакаты, обозначающие этапы викторины, рисунки к сказкам   М.Е.Салтыкова-Щедрина, карточки для этапа «Размышляйка».

Ход урока.

Класс поделен на команды. В каждой – капитан, фиксирующий активность каждого в процессе викторины. Все ответы учащиеся вносят в бланки.

           

1 ЭТАП. «ПРИПОМИНАЙ-КА!»

1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »?         (пятак серебром)

2. До какого чина дослужился чижик в  «Чижиковом горе»? (майор)

3. Назовите идеал генерала Крокодилова?       (кутузка)

4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольный баран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до смертного конца?      («Баран непомнящий»)

5. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке?  (100 с лишком)

6. Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? ( перед волком)

7. Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном  и северном климатах», «менее доступен великодушию»?   (волк, «Бедный волк»)

8. Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки?   («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»)

9. С кем и о чем спорил карась – идеалист?  ( С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась – идеалист»)

10. Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел – меценат»?

(«Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать…»)

11. Как звали соседей в сказке «Соседи»?   ( Иван Богатый, Иван Бедный)

12. В чем мужик готовил суп для генералов?   (В пригоршне)

 

13. Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?   (собственный сапог)

14. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

15.Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

2 ЭТАП. «РАЗГАДАЙ – КА!»

Чтение учителем отрывков из сказок. Существительные заменены словом «ку-ку».

Узнать в таком виде сказку М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1. Однажды Ку-Ку перед Ку-Ку провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего Ку-Ку, а Ку-Ку увидел его и кричит: «Ку-Ку! Остановись, миленький!»

 А Ку-Ку не только не остановился, а еще пуще Ку-Ку прибавил. («Самоотверженный заяц»)

2. И начал Ку-Ку на Ку-Ку разводить, как бы ему своих Ку-Ку порадовать за то, что они его ,Ку-Ку, жаловали и мужицким его Ку-Ку не гнушалися! И выстроил он Ку-Ку не Ку-Ку, а такую Ку-Ку, чтоб можно было Ку-Ку переплыть вплоть до самой ку-ку. («Повесть о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил»)    

3. Узнала лесная ку-ку, к ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась.

Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по – своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку  ползали, а в ку-ку никто маршировать не хотел.

(«Медведь на воеводстве»)                

3 ЭТАП. «УТОЧНИ-КА!»

Уточнить название сказки. Учитель называет одно слово, учащиеся – остальные.

  1. Медведь…(на воеводстве)

  1. Премудрый …(пискарь)

  1. Бедный…(волк)

  1. Дикий…(помещик)

  1. Верный…(Трезор)

  1. Орёл…(меценат)

  1. Недреманное…(око)

  1. Соседи(-)

  1. Здравомысленный…(заяц)

  1.  Баран…(непомнящий)

4 ЭТАП. «РАЗМЫШЛЯЙ-КА!»

 

  1. Что такое сатира? Чем отличается от юмора? Что такое гипербола, гротеск, аллегория?

  1. С какой целью Салтыков-Щедрин прибегал в своём творчестве к форме сказки?

  1. Сказочны ли по сути и по форме персонажи, населяющие его сказки, или же это аллегории, сатирические маски?

  1. Что указывает на родство сказок Салтыкова-Щедрина с народными: язык, герои, ситуации, стилистика?

  1. Какое место в сказках отводится действиям персонажей и какое  – их рассуждениям?

  1. В чём писатель видел главные беды своего времени? Как это отразилось в его сказках?

  1. В каких сказках Салтыков-Щедрин  выразил обобщённое представление о жизни народа?

  1. Тургенев считал, что в «Салтыкове-Щедрине есть нечто свифтовское », Гаршин дает название статье о «сказках»  Салтыкова-Щедрина «Русский Свифт». Какие основания есть у критиков сближать творчество Салтыкова-Щедрина  с творчеством прославленного английского писателя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"

Урок литературы в 10 классе  с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...