Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пушкина,для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaete_li_vy.doc36 КБ
Office presentation icon znaete_li_vy....ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

«Знаете ли вы …»Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 5-6 классе.

Цели: проверить эрудицию и память;

дать интересные сведения по теме;

развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, выставка рисунков пятиклассников  по теме, презентации к уроку, созданные учениками и учителем.

Ход урока:

 Знакомство с условиями игры: игра проводится, как путешествие по станциям:

  1. «Сказочная»- разминка.
  2. «Литературные герои»- для набравших большее количество очков.
  3. «Лексическая» - для вышедших в финал.
  4. «Знаете ли вы пушкинские рифмы» - поощрительная для игроков, имеющих очки.

Станция «Сказочная».

1.Сколько всего сказок написал поэт? Назовите их.

2. Дайте точное название сказки о царе Салтане.

3. В основе каких сказок лежат русские народные сюжеты? ( «Сказка о попе…», «Сказка о царе Салтане…», « Сказка о медведихе», « Сказка о мертвой царевне…»).

4. Когда написаны все сказки? (в 30-е г.г.)

5. Какое сказочное число использует Пушкин в зачинах сказок?

6. На каком острове живет Гвидон?

7. Чем отличается месть мачехи в «Сказке о мертвой царевне…» и в русской народной сказке, записанной со слов няни?

8. Кто из сказочных персонажей умер от любви и восхищения, а кто -  от зависти и тоски?

9. Сколько и каких желаний старухи выполнила золотая рыбка?

10. Какая сказка завершается концовкой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок? ( «Сказка о золотом петушке».)

Станция «Литературные герои»(Знаете ли вы героев пушкинских сказок).

Угадайте пушкинских героев.

1.В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ… (Салтан)

2.И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

-Кто эта тетка? (повариха)

3.Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася  в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась…(Лебедь)

4.Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До светла все у него пляшет…(Балда)

5.… царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи (Шамаханская царица)

6.С берега душой печальной

Провожает бег их дальний .(Гвидон)

7.Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется? (Елисей)

8.Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый

Старый друг его…(скопец).

Станция «Лексическая».(Знаете ли вы значения слов).

1.А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.

(«подбирая подол платья»)

2.Все порядком убрала…

3.Жил-был поп,

Толоконный лоб…(насмешливое отношение к попу; толокно-толченая овсяная мука).

4.В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу(вид пшеницы низкого сорта, каша из нее).

5.А что значит имя Балда? (молот, кулак; в нижегородском говоре-палица, дубина).

6.С сватьей бабой Бабарихой(шуточное прозвище бабы).

7.В колымагах золотых

Пышный двор встречает их (в больших каретах, отделанных под золото).

8.Со злости инда плакал царь Дадон.

9.Я там был; мед, пиво пил-

И усы лишь обмочил.

10. «Что ты, баба, белены объелась?»- спрашивает старик у старухи. Что такое белена? (ядовитое растение с одурманивающим запахом. Здесь в значении-«одуреть».)

Станция «Знаете ли вы пушкинские рифмы?»

1.В синем небе звезды блещут,

В синем море волны…(хлещут).

2.Днем свет божий…(затмевает),

Ночью землю освещает.

3…кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой…(изразцовой).

4.Постой,-

Отвечает ветер буйный,-

Там за речкой…(тихоструйной)

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

5.Угадайте по рифме сказку.

1)……………….средство

   ……………….бедство

   ……………….невмочь

    ………………точь-в-точь. («Сказка о попе…»)

2)……………….дней

   ……………….вестей

   ……………….сраженье

   ……………….донесенье («Сказка о золотом петушке»)

Станция «Итоговая».

А.С.Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное -  прелесть и свободу сказочного чуда. В них - весь мир, красота человека, фантазия, мечта.

Обмен мнениями.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Использованная литература:

Бельская Л.Л. Литературные викторины-М.:Просвещение,2005.

Пушкин А.С.Сказки - любое издание.

Составила : Дмитриева Ирина Павловна – учитель МОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №3»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаете ли вы сказки А.С.Пушкина.

Слайд 2

«Что за прелесть эти сказки!» Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Слайд 3

Испытайте себя ! Сказочная Литературные герои Лексическая Знаете ли вы пушкинские рифмы

Слайд 4

Это интересно. Знаете ли вы, что источником сюжета «Сказки о золотом петушке» послужила «Легенда об арабском звездочёте» американского романтика В. Ирвинга.

Слайд 5

Сказка ложь, да в ней намёк!

Слайд 7

В них- весь мир… А.С.Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное-прелесть и свободу сказочного чуда.

Слайд 8

Награждение победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

УРОК-ИГРА: «ВСТРЕЧА В КЛУБЕ СЕРЬЁЗНЫХ МАТЕМАТИКОВ» по теме: "Решение квадратных уравнений" 8 класс

Внеклассное мероприятие по теме: "Решение квадратных уравнений"...

Урок игра.Физика в сказке.

Учитель. Ребята! Мы завершили изучение разделов физики, посвященных строению вещества и механическому движению. Начав изучать  новый предмет,  мы обнаружили, что физические явления окружают ...

Урок-игра "Биржа знаний" по теме "Повторение: Арифметической и геометрической прогрессий". 9-й класс

Цель: обобщить и закрепить знания по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"Задачи:развитие навыков решения задач на арифметическую и геометрическую прогрессии;интерес к задачам данного...

Урок-игра "Путешествие в страну «Funny games» с применением сервера LearningАpps.org" 2 класс.

Урок-игра "Путешествие в страну «Funny games»  с применением сервера LearningАpps.org" 2 класс.Активные методы обучения АМО  направлены преимущественно на развитие само...

Конспект урока-игры "Наши любимые сказки" 2-3 класс

Закрепление и обобщение знаний учащихся о русских народных и литературных сказках...


 

Комментарии