Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
презентация к уроку литературы (8 класс) по теме

Путина Зоя Фроловна

Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с внешней политикой России в первой четверти 19 века.Подводит учащихся к погиманию закономерной взамосвязи между составляющими структуру общественного развития: политической(внешний аспект) и культурной (литературный аспект).Воспитывает патриотические чувства, национальную гордость за историческое прошлое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в  первой четверти  XIX века на примере  поэтического творчества М.Ю. Лермонтова  и А.С.Пушкина

Цели:

История:

* на основе фактического и событийного материала  познакомить учащихся с внешней политикой России в первой четверти 19 века;

*обозначить причинно-следственную связь между событийным материалом и личностями – участниками исторических событий;

* подвести учащихся к пониманию закономерной  взаимосвязи   между  составляющими структуру общественного развития: политической (внешний аспект)  и культурной (литературный аспект)

  1. продолжить работу над тематической  терминологией,  тестовой технологией, развитием исторических навыков и умений (мышления и логики, сравнения, сопоставления и  т.д.);
  2. воспитание патриотических чувств, национальной гордости за историческое прошлое;

Литература:

 познакомить с поэтическим творчеством Лермонтова и Пушкина в истории России

научить видеть связи истории и литературы

развивать речь, внимание и любовь  к своей «малой» Родине

стимулировать детей к социальной активности и творчеству

Оборудование урока:

Тематические карты «Внешняя политика Российской империи в первой четверти 19 века», портреты исторических личностей и поэтов, схема « Направления внешней политики России в первой половине 19 века», презентации, мультимедийная доска, проектор, ноутбук,  экран, выставка исторической литературы и художественных произведений.

Основная терминология урока:

История:  Внешняя политика, коалиция, договор, историческая личность

Литература:  поэтическое творчество, романтизм.

Межпредметные связи: история, литература, политика, культура,  этика, социология, музыка

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала.

                                   План.

1.Основные характеристики внешнеполитического развития России.

2.Внешняя политика и личности в ней.

3.Русские поэты о событиях 1 четверти 19 века.

Учитель истории:

Добрый день! Мы начинаем урок по теме «Внешняя политика Российской империи в пер.четв. XIX в.  и в поэтическом творчестве Лермонтова и Пушкина.

Наша задача увидеть   взаимосвязь внешнеполитических событий  с  творчеством  поэтов

Политика определяется в первую очередь теми людьми, кто имеет власть.

Таким человеком  был и  император России - Николай I.

(просмотр слайда 1,2; выступление учащегося)

Учитель истории: 

Что означает в истории  выражение  внешняя политика? И с какими  понятиями  она взаимосвязана?

(слайд 3 — терминология)

Направлениями российской внешней политики первой четверти XIX в.  были:

(просмотр слайда 4,5; комментарий учителя; работа учащихся в рабочей тетради (схема- зарисовка))

Учитель  литературы:

История всегда была важной темой русской литературы. Мы можем многое понять о российской внешней политике, погружаясь в мир  литературных произведений. Большое внимание теме истории уделяли в  своем творчестве поэты:  Лермонтов и Пушкин.

(просмотр слайдов - портреты 6,7)

С их героями мы путешествуем по Кавказу,  мысленно участвуя в событиях того времени... («Кавказ» Пушкин, читает Иннокентий Смоктуновский)

(просмотр слайдов 8-14) Но  Кавказ был не только  одной из главных тем  стихов, поэм, прозы известных авторов. Каждый их них оставил свои рисунки об этом благодатном крае. Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму. Но, несмотря на романтическую интонацию, все картины совпадают с реальным описанием этих мест в произведении.

Учитель истории:

Внешнеполитические события были воплощением направлений внешней политики России.

(работа  с текстом учебника, параграфы 6,7; озвучивание дат внешнеполитических фактов; вывод слайдов - внешнеполитические события, 15-18).

В истории происходящее значимые, но все же сухие факты...

Учитель литературы: 

Русские поэты через свое поэтическое творчество видели эти же события  несколько  иначе...  

 Любопытен и такой эпизод, сохранившийся в черновых записках к "Путешествию в Арзрум".

Пушкин в пути несколько отстал от конвоя, засмотревшись на буйный Терек. Его предостерег подошедший солдат:

- Не останавливайтесь, ваше благородие, убьют.

- А за что?

- Да так, ни за что, убьют и все. Кругом враги.

- Враги? Чьи?

- Как чьи? Вот пальнут сейчас в вас, тогда и узнаете, чьи враги.

- Значит, они мои и твои враги?

- Ваше благородие, непонятно изволите говорить.

Пушкин спросил: "Откуда родом? " Ответ был: "Рязанские".

- Вот эти самые люди с гор были в твоей деревне? Сожгли твой дом?..

- Вы такое, прости Господи, говорите... Удаляясь, солдат произнес: "Служба наша, ваше благородие, такая..."

Таких страниц  воспоминаний много.

( слайд о войне 19, 20) А М..Лермонтов становится непосредственным участником военных событий, он даже пишет, что «вошёл во вкус войны…» В сражении при реке Валерик, что  с чеченского означает река смерти) поэт проявил необыкновенное мужество, генерал Голофеев подал прошение на высочайшее имя о награждении его  за мужество и храбрость, но Лермонтова не отпустили даже в отпуск.  Это , действительно,  было так. Много солдат погибло с обеих сторон.  Поэт не мог оставаться в стороне, он  заговорил о бессмысленном смертоубийстве на войне, написав стихотворение «Валерик».

Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.

Что нужды? Здешние полки

Народ испытанный...

В штыки, Дружнее! раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди...

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня...

Ура! – и смолкло. –

Вон кинжалы, В приклады! – и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Учитель истории:

 Личность  и история...  Взаимосвязь очевидна. Внешняя политика выделила из миллионов тех, кто был   ее участником, кого она заставила действовать, чувствовать, оценивать происходящее независимо от звания и рангов, социального происхождения, вероисповедания и т.д. Оставаться оказывалось невозможным.

(слайд  21. Исторические личности)

Все происходящее  не могло не быть отражено и в документальной исторической хронике, и в стихах поэтов.

(работа с  историческим документом слайд 22; слайд 23  — рукописное  стихотворение)

Видение происходящего различно, но ведь так и должно было быть. То, что происходило, становилось частью судьбы, жизни, эпохи и, наконец, истории.

Завершая обсуждение всех вопросов, запланированных на этот урок, мы можем подвести итоги. Слайд 24.

 И можем подвести итоги:

  1. оформление главных тезисов в рабочую тетрадь (слайд самое главное)

Заключительное слово учителя

Учитель истории.

Все, что происходит в истории государства невозможно без человеческой личности.

Успех событий, войн, реформ и прочих государственных дел напрямую зависит от того, кто находится у власти, кто ей противостоит, кто несет через историю зло и добро…

История многогранна:  она   хранит ценнейшую информацию через литературные произведения , архитектуру,  живопись, музыку, экономические  достижения и нравственные ценности.

Учитель литературы.

Вывод очевиден: надо знать, понимать и быть активным участником того, что называется русской историей…

Пройдет немного времени и вы сами станете участниками внешнеполитических событий и наверно вы понимаете насколько важно сделать правильный и осознанный выбор...

Закрепление изученного материала:

*выполнение  межпредметного  теста  учащимися

* прослушивание романса «Молитва» на стихи Лермонтова в исполнении Анатолия Титова

*предложение индивидуальных заданий (слайд 26 для любопытных)

 Комментарий активной и познавательной деятельности и  оценок учащихся (оба учителя)

Домашнее задание.

История: параграф 6, 7. Записи в рабочей тетради и индивидуальные задания.

Литература: чтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Подготовить ответ на вопрос «Что значило жить в понимании Мцыри?»



Подписи к слайдам:



 

Комментарии

Мартынова Ольга Владимировна

Спасибо за интересный урок, коллега!