Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей"
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Попова Александра Валерьевна

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей". Как приложение к уроку используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_skazke_h_k_andersena_solovey.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 21.

Урок изучения нового материала.(анализа произведения)

ТЕМА УРОКА:     «Ханс Кристиан Андерсен  “Соловей ”.

                           Истинные и мнимые ценности».

Друзей не ищи за три моря,

В глаза тем, кто рядом взгляни,

В минуты несчастья и горя

Поймут и помогут они.

Наталья Белостоцкая «Птица жизни»

По мотивам сказки Х. К. Андерсена «Соловей»

 ЦЕЛИ:

- познакомить уч-ся с краткой историей жизни и творчества Х. К. Андерсена; рассмотреть сказку Х. К. Андерсена «Соловей»; выявить нравственный смысл сказки;

- развивать навыки аналитического чтения; сравнения разных текстов; навыки связной монологической речи;

- на примере сказки Х. К. Андерсена показать значение дружбы в жизни человека;

- нравственное воспитание.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, мультимедийная установка, слайды.

Опережающее домашнее задание к уроку: прочитать сказку Х.К. Андерсена; сравнить живого соловья и искусственного соловья.

                                                              План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя об Х. К. Андерсене. (5-7 мин.)
  3. Анализ сказки. (25 мин.)
  4. Подведение итогов урока.  (5-7 мин.)                                                         

                                           ХОД УРОКА.

        I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие класса, проверка присутствующих и готовности  к уроку.

II.  Сообщение и целей урока.

Сегодня мы с вами продолжаем изучение литературный сказок и приступаем к изучению творчества Ханса Кристиана Андерсена и его сказки «Соловей». Откройте свои тетради и запишите тему нашего урока (слайд 1). Наша тема сегодня сопровождается эпиграфом – это строки из стихотворения Наталии Белостоцкой «Птица жизни», написанного по мотивам сказки «Соловей». Спишите его пожалуйста. Эпиграф записывается в правом углу листа.

  1. Эпиграф – короткая цитата, помещаемая в начале произведения и выражающая основную мысль, замысел автора.

Наша тема имеет подзаголовок «Истинные и мнимые ценности». Посмотрите ан доску и спишите , что обозначает слово мнимый (слайд 2).

III.  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

В нашей сегодняшней теме обозначена фамилия, которая, наверное, многим из вас знакома очень давно – фамилия Х. К. Андерсена.

 - Кто такой был Х. К. Андерсен?

- Вспомните названия сказок Х. К. Андерсена, которые вы читали?

- Что вам особенно запомнилось в этих сказках?

По мотивам многих произведений Х. К. Андерсена сняты фильмы, поставлены спектакли, нарисованы картины…

Перед тем, как мы приступим к изучению творчества Х. К. Андерсена, мне бы хотелось вас познакомить с некоторыми моментами его жизни немного рассказать о его творчестве.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании в городе Оденсе.Отец его был башмачником, мать – прачкой; мальчик посещал школу для бедняков, а в 1818 году переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актером.

Творчество Ханса Кристиана Андерсена – одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы XIX века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830–1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др.

Своеобразие этих замечательных сказок заключается в том, что Андерсен, с  одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих сказок. С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода становятся героями его произведений. Одной из  героинь его сказок  - Русалочке – в столице Дании Копенгагене даже поставлен памятник. Взгляните. (слайд 3) Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык, в чем вы уже могли убедиться, читая дома сказку «Соловей».

Андерсен наделяет мир игрушек, животных, птиц и растений чертами, присущими людям. Он по-новому осмысляет вещи и явления для характеристики своих положительных и отрицательных персонажей.

Писатель сближает сказку с жизнью, реальным миром. Однако от того, что люди, явления природы, вещи становятся героями сказок и живут необычной жизнью, сама сказка не теряет волшебства. Бессмертные  персонажи сказок Андерсена живут  сегодня в Дании и на всем земном шаре. Неслучайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого датского сказочника. Это международная золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена.

 

IV. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

Дома вы должны были прочитать сказку Андерсена «Соловей». Давайте вспомним, где происходит действие сказки? (в Китае )

- Что является главной достопримечательностью Китая в сказке Андерсена? (дворец императора)

- Кто такой император? (слайд 4) (Учитель поясняет ответ уч-ся, при необходимости уч-ся записывают определение в тетради.)

          - Как описывает Андерсен дворец, его убранство? (дворец был шикарным, весь богато украшен, даже на роскошных цветах в саду висели серебряные колокольчики, чтобы проходя мимо придворные не забывали их нюхать)

- Что противопоставляет автор императорскому дворцу? (лес, в котором живет соловей)

- Как называется этот литературный прием? (антитеза)

- Каким образом император узнает о соловье? (из заморской книги)

- Найдите и зачитайте отрывок, в котором описана встреча министра  и соловья. Как ведет себя каждый из них в этой встрече? (министр важничает, именует себя знатной особой; соловей ведет себя просто, незаносчиво) Обратите внимание на изображение соловья на доске перед вами (слайд 5 )

- Опишите встречу императора и соловья. Какую награду предложил император за пение, и почему соловей от нее отказался? Что для него оказалось дороже? (соловей отказался от золотой туфли, заявив, что слезы на глазах императора для него дороже всего)

- Однажды императору доставили большой пакет, в котором оказался искусственный соловей. Он был похож на настоящего, поэтому при дворе решили, что птицы должны петь дуэтом. Но дело не пошло на лад. Автор вновь прибегает к антитезе. Зачем? Найдите и зачитайте описание подаренного императору искусственного соловья. (автор противопоставляет живого соловья искусственному, потому что птицы совершенно разные)

- Давайте их сравним по «устройству», манере пения, внешности. (Уч-ся высказывают свои характеристики, после чего появляется слайд 7)

- Как отнеслись во дворце императора к подарку? Почему? (очень обрадовались, ценили его не за голос, а за украшения и золото, потому что превыше всего ставили роскошь, богатство, внешнюю красоту)

- Что произошло с настоящим соловьем? Как это восприняли во дворце? ( улетел, никто не пожалел о его отлете, все обращали внимание только на золотую птицу)

- Как развивались события дальше? Что произошло с искусственной птицей?(сломалась)

- Что происходит дальше с императором и как при этом ведут себя его придворные? Почему? (В минуту болезни его все покинули, ждали его смерти)

- Каким образом соловей спасает жизнь императору? (чудесной песней)

- Почему соловей не соглашается вновь остаться во дворце, что он предпочитает? (свободно летать, петь и для простых рыбаков и для императора, он выбирает свободу) Зачитайте этот отрывок.

         V. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ УРОКА.

Взгляните на эпиграф, записанный у вас в тетрадях, и на отрывок из того же стихотворения на доске. (слайд 8)

- Какой вывод вслед за автором сказки делает в своем стихотворении Н. Белостоцкая? Как вы понимаете выражение  «душа золотая»? (друг тот, кто рядом в самую тяжелую минуту жизни; «золотая душа» - хороший, верный преданный характер, всегда готовый прийти на помощь)

- Мы с вами уже говорили сегодня, что Андерсен неоднократно прибегает к антитезе в сказке. Скрыта она в теме нашего урока: “Истинные и мнимые ценности”. Как вы поняли, что же для автора сказки важно в жизни, а что нет? Посмотрите на доску и выберите нужные для  ответа словосочетания. (слайд 10)
(Андерсен прославляет свободу, простоту, дружбу, взаимопомощь, красоту живой природы; мнимые ценности в сказке – показное богатство, любовь к власти, деньгам, золоту, любование своим высоким положением, награды, почести, механическое подражание)

VI. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

  VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1.  Написать письмо Х.К. Андерсену “За что я люблю ваши сказки”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей".Презентация к уроку.

Презентация к уроку по сказке Х.К. Андерсена "Соловей"....

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой с использованием ИКТ...

урок литературы в 5 классе "Истинные и мнимые достоинства человека" по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Данный урок является вторым в системе уроков по сказке А. Погорельского, материал подготовлен для учащихся 5 класса...

Сочинение по литературе. Истинные и мнимые ценности ( по рассказу Чехова «Крыжовник»)

Предалагаю сочинение по рассказу Чехова "Крыжовник". Оно может помочь в работе над сочинем по направлению "Путь"....

«Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Данная работа - это конспект урока литературы по теме «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»....

Урок литературы «Подлинные и мнимые ценности жизни»

Урок литературы «Подлинные  и мнимые ценности жизни»  (по повести Л.Н. Толстого  « Юность»)...

Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.

Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...