ЮморескиА.П.Чехова в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

гоменко татьяна валентиновна

Данный материал можно использовато на уроке литературы в 7 классе по теме "ЮморескиЧехова "Жалобная книга" и "Хирургия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anton_pavlovich_chehov.yumoreski.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Юморески А.П. Чехова «Жалобная книга» и «Хирургия»

1. Мотивация урока.

  1. Из какого произведения звучит отрывок?

“Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил

по комнатам.

  1. Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки!
  2.  Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

  1. Жеребчиков…Жеребковский… Жеребенко
  2. …Нет, не то! Лошадинский…Лошадевич
  3. …Жеребкович…
  4. Кобылянский…

. 2. Определение темы урока 

  1. -Значит, рассказы А. П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке.

(“Смешное и грустное в рассказах Чехова”. )

3. Сообщение целей урока. 2 мин.

  1. - Какие цели мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?

  1. Познакомиться с юморесками Чехова
  2. Доказать, что произведения Чехова – юморески.
  3. Выяснить особенности чеховских юморесок.

1. Индивидуальное задание к юмореске «Жалобная книга»

Исправить ошибки в жалобах:

  1. Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
  2. Кто писал, не знаю, а я дурак читаю.
  3. Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене.
  4. Господа! Тельцовский шуллер!
  5. Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать, я не мог найти постной пищи.

2. Индивидуальное задание к юмореске «Жалобная книга»

№1 Найти значение слов  «жалобный. Жалоба» в словаре.

 Заметили ли необычность названия  книги, когда стали читать это произведение? Как оцениваете название книги?

№2 Индивидуальное задание к юмореске «жалобная книга»

. Найти значение слова  «КОНТОРА и КОНТОРЩИК» в словаре. Как фамилия конторщика Самолучшева отразилась  на характере жалобы?

4. Анализ рассказов. Ответы на вопросы.

- Чтобы добиться этих целей, надо проанализировать юморески, прочитанные вами.

Работа над юмореской «Жалобная книга

  1. Интересно ли было читать? Какие жалобы особенно понравились?
  2. Над чем шутит Чехов?
  3. Сколько «авторов» насчитали в жалобной книге?
  4. Увидели ли ошибки?
  5. Каков жанр «Жалобной книги»? Заметили ли необычность названия  книги, когда стали читать это произведение? Как оцениваете название книги?
  6. Какая из записей подходит к категории «ЖАЛОБА»?
  7. Как назвать остальные записи? Какое забавное название можно им дать?

Проверка индивидуального задания . №1,3»

5. Объяснение учителя

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя это требование. Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» - это одна из любимых фраз Чехова. Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось

  1. Требования к юмористическим рассказам
  2. Яркое название
  3. «Говорящие» фамилии
  4. Сюжет, построенный на остром необычном положении
  5. Динамичность действия
  6. Выразительная деталь
  7. Сценичность диалога
  8. Простая, ясная речь автора

  1. Какие требования выполняются?

6.Беседа по рассказу «Хирургия»

Карточка 1.

 Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.

 1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

 2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

 3. Что скажешь, дружок? Где болит?

 Карточка 2.

 Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.

 1.Его нужно выдернуть.

 2. Его нужно вытащить.

 3. Его нужно удалить.

Узнайте героя

  1. «Толстый человек лет сорока, в поношенной чесунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице чувство долга и приятности. Между указательным и средним  пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние»

«Высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».

  1. Как догадались, кто это?( стр. 32-33)

Мы докажем, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

  1. Вспомним, что такое юмор. Правильно, юмор – это изображение чего-нибудь в смешном виде.
  2. Докажите. Что Чехов в юмористической форме изображает героев.
  3. Как фамилия фельдшера?
  4. Какие инструменты называл Курятин?
  5. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
  6. Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
  7. Назовите тему рассказа. 
  8. Некоторые из вас поучили дополнительное задание:

 7 Инсценирование эпизода, в котором фельдшер удаляет зуб дьячку. (Ученики исполняют сценку).

 

  1. Спасибо, ребята. Определите основную мысль рассказа. Правильно, «Коли не умеешь… так не берись».
  2.  Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее?. (Дьячок служитель церкви, а наша духовность берет начало из христианской религии.)
  3.  У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин? .
  4. Кто он? Кто такой фельдшер?  (Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора.)
  5.  Получилось это у него? Почему Курятин не смог сыграть роль врача.
  6. Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
  7. Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
  8. Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
  9. Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

 Делаем вывод.

  1. Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает? (При помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи, при помощи «говорящих» фамилий).
  2. Назовите общее в прочитанных вами рассказах А. П. Чехова? (Все они небольшие по объёму; художественная деталь играет существенную роль)
  3.  В чём особенность чеховского юмора?(В некоторых произведениях бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А некоторые произведения писатель бывает удивительно добрым, юмор кажется особым, тёплым. )
  4.  При помощи чего мы видим позицию автора?(При помощи художественных деталей. )

8.Викторина по иллюстрациям к произведениям Чехова ( Индивид. задание 1 группа – презентация учащихся)

9 Викторина по творчеству А.П.Чехова (Индивид задание 2группа – презентация)

10. Страницы биографии Чехова.(Инд.задание «Какие страницы биографии мне запомнились?» - презентация 3 гпуппы)

10.Домашнее задание Какой портрет литературного героя художественного произведения отчетливей всего сохранился в вашей памяти?

  1. Презентация  «Портреты литературных героев в иллюстрациях художников
  2. Составить викторину по портретным зарисовкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....