«Парадоксы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Вашкевич Олеся Дмитриевна

Урок-исследование по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paradoksy_komedii_griboedova_gore_ot_uma.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Парадоксы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Урок- исследование (2 часа).

Ум и дела твои вечны в памяти русской… (надпись на могиле Грибоедова).

  1. Вступительное слово учителя.

Среди огромных богатств русской классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная им в 1824 году, занимает особое место.  Созданная в эпоху подготовки рыцарского подвига декабристов – людей, «кованных из чистой стали» (Герцен), комедия «Горе от ума» рассказала о конфликтах и настроениях того напряжённого времени, вызвала споры, которые длятся до сих пор, уже почти два столетия, и обрела таким образом вечную жизнь.

Еще в 19 веке о «бессмертной» комедии  высказался весь цвет русской литературы и критики всех направлений. Однако, по справедливому замечанию Александра Блока, «Горе от ума» - одно их самых загадочных и до сих пор неразгаданных произведений русской литературы. Парадоксы его судьбы начались до его официального рождения. Комедия, разошедшаяся в списках, была выучена читающей Россией до её публикации.

Обратите ещё раз внимание на название: КОМЕДИЯ «ГОРЕ от ума». Одно название уже есть парадокс. Итак, парадоксы загадочной комедии.

  1. Художественный метод.

Традиционно «Горе от ума» считается первой русской реалистической комедией. Вы согласны? (дети знакомы с этим художественным методом).

?  В чём выражается реализм в комедии?

- нет счастливого  финала.

-типизация характеров,

-типизация обстоятельств,

-нарушение целого ряда жанровых и сюжетно- композиционных канонов построения классицистских пьес (например - традиционное разделение героев на положительных и отрицательных, отсюда - различие критических оценок, данных образам Чацкого и Софьи).

? Но это не предел. Черты каких ещё художественных направлений присутствуют в комедии?

-классицизм (единство времени и места, говорящие фамилии, традиционные амплуа: обманутый отец, недалёкий военный, субретка- наперсница, 4 действия - в 3-кульминация, в 4- развязка).

-романтизм (черты личности Чацкого, непонятость его окружающими, его максимализм, патетика его речи, выдвижение своих идеальных представлений в противовес окружающей действительности путешествие главного героя как спасение от прошлого).

 3.  Парадоксы жанра.

              Я дам вам лишь начало доказательств:

История Чацкого – (это трагедия сильной, непонятой личности, обречённой на одиночество).

Судьба Софьи - (драма человека, сотворившего себе кумира и пережившего страшный миг  прозрения).

? Так почему же «Горе от ума» не трагедия, а комедия?

В названии произведения есть слово «горе». То, что происходит с Чацким, мы называем драмой. Почему же жанр произведения мы вслед за Грибоедовым определяем как комедию? Вряд ли удастся добиться ясности в ответе на этот вопрос, тем более что сам автор в заметках определяет жанр как «сценическую поэму», а исследователи предлагают диапазон от поэтической лирики до повести и романа. Так или иначе, если перед нами комедия, то новаторская, не случайно её не поняли многие современники Грибоедова.

Пьеса писалась с 1816 по 1823 года, в момент зарождения декабризма, и Чацкий, громящий крепостников среди крепостников, мог, по Грибоедову, выглядеть фигурой нелепой, комической.

? Перед кем он произносит свои гневные монологи «А судьи кто?» или о французике из Бордо?

? А могли бы тирады Чацкого вызвать улыбку всего через год, в 1825 году?

(Авторы подобных речей вышли из гостиных на Сенатскую площадь, а в 1826 году поплатились за них свободой, жизнью. Трагизм комедии усугублялся жизнью: в 1846 году умрёт Кюхельбекер (один из прототипов Чацкого) ему оставят после каторги жизнь, но не дадут жизни его произведениям. В 1856 году уйдёт из жизни другой прототип- Чаадаев, объявленный при жизни сумасшедшим. Грибоедов фактически предсказал судьбу Чаадаева в комедии).

  1. Парадоксы сюжета.

Вспомним первое появление Чацкого в доме Фамусова (1-7).

(чтение фрагмента в лицах  Чацкий-Лиза – Софья).

? Как ведёт себя Чацкий, после трехлетнего отсутствия в Москве, при встрече с Софьей, самим  Фамусовым?

?Почему так холодна с ним Софья?

?Что делает Чацкого (в 1 действии) поистине комедийным героем?

Несколько запоздало Чацкий всё же пытается выяснить, в кого же влюблена Софья. И что же?

(чтение диалога Софьи и Чацкого 3-1)

? Софья практически признается в любви к Молчалину. Почему умный Чацкий этого не понимает, вернее, понимает наоборот («она его не любит»)?

?Почему неглупая Софья предпочла Чацкому неумного Молчалина?

Кульминационная сцена объявления Чацкого сумасшедшим тоже полна противоречий.

(чтение фрагмента 3, 14-21)

? Что считается истинной причиной безумия героя?

(то, что приносит пользу Отечеству, славу нации. « Ученье!»)

? Почему слухи, сплетни о безумии главного героя исходят от Софьи?

(если  Софья, таким образом, мстит Чацкому за Молчалина, так ведь грубость Чацкого можно понять и объяснить ревностью влюблённого и отвергнутого мужчины. «Шутка» Софьи : «вот нехотя с ума свела» переводит ГОРЕ от любви Чацкого в ГОРЕ от ума)

? третье действие заканчивается монологом Чацкого о французике из Бордо, после которого все кружатся в вальсе «с величайшим усердием», и Чацкий остаётся один. В чём противоречивость этой сцены?

(свой французик из Бордо, обласканный в гостиных, салонах Москвы и чужой русский из Москвы, которого объявляют сумасшедшим и изгоняют из общества).

? почему, наконец, развязка (4-14) оказалась заложена в завязке (1-5)? Слова Лизы «В любви не будет этой прока»).

Потому что одно из главных действующих лиц - фамусовская Москва.

4 действие комедии - серия катастроф: прозревает Софья, изгоняя из дома Молчалина, уезжает Чацкий (увозя свой «мильон терзаний»), Лиза, скорее всего, отправится в деревню. Да и уязвлённый Фамусов во избежание сплетен («Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» готов отправить дочь в глушь, в Саратов.

? В чём парадокс такой развязки? (Все герои наказаны. А ведь у комедии, как жанра, финал всегда счастливый).

? и главный парадокс развязки: финал в отсутствие финала?

Открытый финал дал основание ещё в 19 веке считать комедию незавершённой и породил эпидемию пьес «Горе от ума-2», в которых вычислялась судьба главных героев.

  1. Парадоксы характеров (кто есть кто).

Группа учащихся получила к уроку опережающее задание творческого типа - о дальнейшей судьбе Чацкого, Молчалина, Софьи.

- Сообщение «Куда уезжает в своей карете Чацкий?»

Варианты «ухода» Чацкого при всей неопределённости финала ограничены, так как предопределены судьбой прототипов Чацкого.

-Сообщение о прототипах главного героя.

- Сообщение «Какова дальнейшая судьба Молчалина?»

(безродный Молчалин, выгодно женившись да имея два таланта - умеренность и аккуратность, дойдёт до степеней известных)

За кого выйдет замуж Софья и выйдет ли вообще, если отец обещал сослать её «в деревню, в глушь, в Саратов»?

Итоги.

Комедия полна парадоксов. Это можно объяснить смешением жанров, художественных методов, историческими обстоятельствами.

Судьба идеи и страны привела к метаморфозе жанра: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как ТРАГИКОМЕДИЯ: ведь смех и ум в ней двойственные  ум бунтаря Чацкого и ум дипломата Молчалина; зубоскальство Скалозуба и «смех сквозь слёзы», полный сарказма, Чацкого).

?«Горе от ума» можно назвать пьесой-пророчеством, предупреждением. Почему?

(Ум не должен быть обречён на горе, потому что трагедия одного Чацкого стала оборачиваться трагедией страны, изгоняющей из Москвы умы и обрекающей себя на безумное существование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прошедшего житья подлейшие черты» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока:1) дать сопоставительную характеристику главным героям комедии, опираясь на текст произведения;2) развитие умения выразительного чтения текста комедии; выразительного чтения наизусть отрывк...

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....

Тесты по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Четыре варианта разнообразных тестовых заданий с самостоятельной формулировкой ответов...

Разработка урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Разработка урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"....

Итоговое занятие по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Данный урок проводится с целью выявления степени  усвоения учащимися пройденного материала;  продолжить формирование навыков анализа литературно -художественного произведения....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...