Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме:
    Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

    Скажутина Лариса Николаевна

    Урок - сопоставление творчества двух поэтов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    fet_i_tyutcev.docx21.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скажутина Лариса Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

    НОУ школа-интернат №26 ОАО «РЖД»

    г. Нижнеудинск

    Урок литературы в 10 классе

    «Фет и Тютчев»

    (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

    ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний (Урок анализа текста)

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Компьютер с телеэкраном для демонстрации слайдов и видеоматериалов;

    Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета;

    Репродукции художников – импрессионистов;

    Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);

    Раздаточный материал для сопоставительного анализа;

    Презентация к уроку.

    ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

    Дидактические:

    Обучение различным приемам анализа  поэтического текста;

    Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

    Развивающие:

    Развитие образного мышления;

    Развитие умений анализировать и синтезировать;

    Развитие навыков сопоставительного анализа;

    Воспитательные:

    Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать  красоту слова);

    Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);

    Воспитание патриотизма.

    ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

    Апробация диагностической карты анализа урока;

    Исследование эффективности гибкой модели урока литературы;

    ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ:

    Развитие профессиональных навыков ( умение планировать гибкую модель современного урока литературы и ее реализация)

    Развитие личностных качеств.

    Проект урока.

    Постановка цели перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.

    Обращение к эпиграфу:

                                    Не то, что мните вы, природа:

                                    Не слепок, не бездушный лик –

                                    В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                    В ней есть любовь, в ней есть язык…  (Ф.И.Тютчев)

    Природа – сфинкс. И тем она верней

    Своим искусством губит человека,

    Что, может статься, никогда от века

    Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)

    Покуда на груди земной

    Хотя с трудом дышат я буду,

    Весь трепет жизни молодой

    Мне будет внятен отовсюду.  (А.А.Фет)

    1 этап: организационный, целенаправляющий:

    Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством.  Прислушайтесь!

    Проблемные вопросы по эпиграфам:

    1. Почему в качестве эпиграфа взяты 2 отрывка из стихотворений Тютчева и лишь один – из стихотворений Фета?
    2. Похожи ли отрывки из стихотворений Тютчева? Если нет, то в чем заключено противоречие?
    3. Как характеризуют авторов отрывки?

    Над этими вопросами, написанными на доске, учащиеся размышляют в течение всего урока.

    2 этап. Создание психологического настроя.

    Учащиеся читают стихотворения  Тютчева и Фета. Чтение сопровождается музыкой Чайковского,  Шопена, на экране слайд- шоу с пейзажами, подобранными к стихотворениям.

    Стихотворения Фета А.А. :

    «Это утро, радость эта…»

    «Георгины»

    «Первый ландыш»

    «Я жду… Соловьиное эхо…»

    Стихотворения Тютчева Ф.И.:

    «Видение»

    «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

    «Смотри, как на речном просторе…»

    «Первый лист»

    «Как неожиданно и ярко…»

    Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения.  Делают выводы и записывают их в таблицу:

    Образ мира

    А.А. Фет

    Ф.И.Тютчев

    Лирический герой и автор

    Нет сословных характеристик.

    Я = природа

    Я и мироздание. Космическое сознание

    Эмоциональный тон

    Радость

    Печаль о несовершенстве бытия и мироздания

    Взгляд на мир

    Созерцатель

    Мыслитель

    Образ Музы

    Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия.

    Поэзия божественная, небесная

    Язык

    Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

    Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика.

    3 этап. Сопоставительный анализ текстов.

    Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)

    Краски

    Звуки

    Запахи и вкусовые ощущения

    Образы

    Ночь у Фета

    Серебристый лист, свет полночный

    Не вздохнет; тишиною грудь полна

    Тоньше запах сочных трав; воздух чист

    Ум светлей, мирнее нрав

    Ночь у Тютчева

    Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой.

    Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул

    Сладко дремлется, сладко светит

    Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном.

    или

    «Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета. (2-я группа)

    Эпитеты, определения

    Глаголы

    Образы, сравнения

    «Что ты клонишь над водами…» (Тютчев)

    Дрожащими листами, жадными устами, белую струю

    Об иве:

    Клонишь, ловишь, томится, трепещет

    О струе:

    Бежит, плещет, блещет, смеется

    Ива – девушка, ее любовь несчастна.

    «Ива» (Фет)

    Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад

    Лирический герой:

    Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь

    Ива:

    Ветви перегнулись, бороздят

    Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.

    4 этап: делаем выводы.

    Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.

    5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.

    Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.

    6 этап: рефлексия.

    Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.

    Синквейн – белый стих строго заданной формы:

    1 строка – любое существительное.

    2 строка – 2 прилагательных

    3 строка – 3 глагола движения

    4 строка – крылатое выражение

    5 строка – слово, усиливающее содержание.

    7 этап: домашнее задание.

    Сочинение – анализ одного из разобранных стихотворений.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов"Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов" проводится первым уроком по теме. Урок разработан по нов...Мудрость Древнего КитаяРазработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая"....Поэмы о людях и богахРазработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Поэмы о людях и богах"....Урок закрепления знаний в 5 класе по теме "Древний Китай"Данный урок закрепления знаний по теме "Древний Китай" предполагает использование мультимедийного учебного пособия ...Столица искусств ЭлладыРазработка урока по истории Древнего мира в 5 классе на тему:  "Столица искусств Эллады"....РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классовНастоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стан...ИКТ в образованииВыступление на РМО учителей физики 11.11.2011...Поурочное планированиеПоурочное планирование 3-8 класс к УМК "Enjoy English"...Контрольные работыКонтрольные работы 6-8 класс к УМК "Enjoy English"...Система английских временТаблица времен: употребление, формы образования в пассивном и активном залогах...