Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Швецова Елена Анатольевна

В основе урока -  деятельностный подход.

                   Занятие начинается с небольшого музыкального вступления: отрывка из фильма «Герой нашего времени». Эмоциональное вступление настраивает учащихся на предстоящий разговор по теме урока.

       Основной этап урока посвящен анализу дневниковых записей Печорина из повести «Княжна Мери». Фронтальная работа сочетается с деятельностью в парах: ученики учатся выстраивать ход мысли при анализе поступков Печорина.

        На протяжении всего занятия учащимся предлагаются вопросы проблемного характера. Беседа включает в себя текст художественного произведения (на уроке звучат цитаты), школьники комментируют  детали, авторскую оценку  героя.

         Использование на занятииметодов наглядной передачи информации: презентации, видео - активизирует познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

         Осуществляется метапредметный подход: ученики учатся мыслить, размышлять, получаютдополнительные знания по поэтике, психологии, морали, истории.Учащиеся осваивают технику позиционного анализа, ведут полипозиционный диалог, что способствует развитию проблематизации, целеполагания, самоопределения.

         В целом весь урок построен на нравственной основе, учебный материал параллельно соприкасается с жизнью. Музыкальный фон удачно сочетается с художественным словом и ориентирует учеников на образ главного героя романа и обеспечивает единую канву деятельности. Все этапы оправданы, так как отвечают основному требованию деятельностного подхода: учащиеся «открывают» знания в процессе собственной деятельности, они не  пассивные слушатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._9_klass.doc62 КБ
Файл prezentaciya.rar598.43 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

 с углубленным изучением

 иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

 Урок по литературе в 9 а классе

Тема: «Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)»»

Учитель Швецова Елена Анатольевна

2011г

Тема: «Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)»

Цель:

1. Дать определение понятий «самопознание», «психологизм», «нравственность» через раскрытие истории души Печорина.

2. Развивать умения учащихся анализировать художественный образ с использованием приема психологизма:  психологический анализ в форме внутреннего монолога.

3. Воспитывать у учащихся ответственность как внутреннюю потребность в самооценке поступков.

Оборудование:

Ход урока:

I. Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня не просто урок, а встреча… со мной, с вами, с писателем, героями. Она нам нужна.  Постарайтесь это почувствовать.

I. Вступление в тему урока

Слайд №1

Звучит музыка из фильма «Герой нашего времени»

- Какие мысли, чувства вызвала у вас услышанная музыка? (беспокойство, тревогу, неопределенность в поступках, опасение, жизненные искания, метания, неразрешенность проблем…)

- Велика сила музыки: она « побуждает… мыслить»

- Прозвучала музыка к экранизации литературного произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Слайд №2

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

В.Г.Белинский писал: «В этом романе…есть что-то неразгаданное»

- Мы не ставим задачу что-то разгадать: прежде чем разгадать, надо понять. По пути понимания мы и пойдем.

I. Сообщение и толкование темы учебного занятия

Слайд №3

Тема:

«Самопознание героя М.Ю.Лермонтова.

Психологизм» (по роману «Герой нашего времени»)»

- Как понимаете значение слова «самопознание»? (познание самого себя);

Если будет неконкретный ответ, то задать вопросы:

- А что познает человек о себе? (поступки, действия);

- Но сами по себе действия не происходят (необходимы мотивы, мысли)

Слайд №2

Самопознание –

Анализ своих мыслей, поступков, желаний,

симпатий и антипатий.

- О самопознании какого героя романа будет идти разговор? (Григория Печорина);

- Как вы думаете: что было  задачей автора – рассказать историю жизни героя или историю души его? (показать историю души героя, то есть внутренний мир, переживания, чувства);

!!!Если дадут ответ: и то, и другое, необходимо спросить:

- зачем тогда нужно было нарушать хронологию событий? (по хронологии: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бела», «М.М.»)

- Найдите в тексте обоснование вашему ответу (правильному) – предисловие к Журналу Печорина»: «История души человеческой,..едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…»

- Ваша задача – попытаться понять внутренний мир героя, чтобы легче идти к неразгаданному, о чем и говорил Белинский.

В художественной литературе изображение внутреннего мира персонажа называется психологизмом.

Слайд №3

Психологизм –

изображение внутреннего мира персонажа

II. Самопознание Печорина

1. Журнал Печорина

а) Прием психологизма

- В каких повестях подробно раскрывается душа Печорина? (в дневниковых записях: «Княжна Мери» и «Фаталист»);

- Каким образом Печорин посвящает нас в тайны своей души? (через психологический анализ в форме внутреннего монолога).

Слайд №5

Прием психологизма:

Психологический анализ

в форме внутреннего монолога.

б) Цель дневниковых записей Печорина

- Какую цель преследовал герой, ведя дневниковые записи?

Слайд №6

Портрет Печорина, силуэт дневника (иллюстрация)

Цель Печорина:

- проанализировать свои помыслы и чувствования

 как «семена и плоды» собственных действий.

- объясните схему реализации цели героя.

 Слайд №7

Силуэт дневника (рис.)

Идея – действие

Действие – идея

- Каким чувством  одержим? (страстью)

- Получается своего рода «страстная философия»

- Зачем она ему? (проверить, насколько он прав);

- Какой характер приобрела его жизнь? (характер эксперимента, проверки)

Слайд №8

Жизнь Печорина – эксперимент над собой

и над окружающими

- Над кем он проводил эксперимент? (по повести «Княжна Мери)

 (над Мери, Верой, Грушницким);

Мери:

- расскажите, что собой представлял собой эксперимент над Мери?

1. Необходимо было влюбить ее в себя, так как она была холодна по отношению к нему, иногда роняла колкие фразы в его адрес. Кроме этого, причинить боль Грушницкому, потому что тот был влюблен в княжну.

- Что для этого делает?

2. Стал обращать на себя внимание, то есть быть недалеко от княжны во время прогулок; стал бывать в доме княжны, встречаться и вести разговоры; приглашать на танец на балах; показал широкий жест в эпизоде «покупка ковра»; слово, стал ухаживать за княжной.

- А если я скажу «не верю». То, о чем вы рассказали, еще не говорит, что это эксперимент.

- Необходима идея, помноженная на страсть, ставшая толчком к действию.

 

в) Практическая часть (работа в парах)

- А теперь поработаем в рабочих листах, поучимся выстраивать ход мысли при анализе поступков героя.

Рабочий лист  (заготовка)

Задание: доказать, что действия Печорина по отношению к Мери – эксперимент (по повести «Княжна Мэри»)

Эксперимент над княжной Мэри – влюбить в себя.

Идея:

1. _______________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________________

5. _______________________________________________________________________________

Действия:

Бывает в доме княжны, встречается и ведет разговоры; танцует на балах; показал широкий жест в эпизоде «покупка ковра»; пытается одновременно навредить и причинить боль Грушницкому, ухаживая за княжной.

Результат:

__________________________________________________________________________________

Ответ Печорина: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Во имя чего (кого?) все делал?

__________________________________________________________________________________

Рабочий лист (что должно получиться)

Задание: доказать, что действия Печорина по отношению к Мери – эксперимент (по повести «Княжна Мэри»)

Эксперимент над княжной Мэри – влюбить в себя.

Идея:

1. от 13 мая (16 мая) «После обеда часов в шесть…- «Вы не на шутку сердитесь, милая княжна; погодите, то ли еще будет»

2. от 23 мая (от 29 мая) «Она не дослушала, отошла прочь» - «Я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!»

3. от 23мая (от 29 июня) «Все эти дни…» - «Если вы мне объявите войну, то я буду беспощаден».

4. от 29 мая (от 3 июня) «Все эти дни…» - «Ни разу не отступил от своей системы».

5. от 29 мая (3 июня) «Я пристально посмотрел на нее» - «Еще два дня не буду с ней говорить».

Действия:

Бывает в доме княжны, встречается и ведет разговоры; танцует на балах; показал широкий жест в эпизоде «покупка ковра»; пытается одновременно навредить и причинить боль Грушницкому, ухаживая за княжной.

Результат:

Эксперимент удался: Мери искренне полюбила Печорина.

Ответ Печорина: «Я вас не люблю»

Размышления Печорина от 3 июня: «Если б она мне показалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия»

Во имя чего (кого?) все делал?

Ради себя, потому что  его «страстная философия» ведет героя только к эмоционально-волевому порыву.

- Нравственны ли поступки героя?

Вывод: помыслы и чувствования Печорина были лишены нравственности.

- Что такое нравственность?

Слайд №9

Нравственность –

правила, определяющие поведение;

духовные и душевные качества,

необходимые человеку в обществе.

- На время отойдем от героя.

2. Составление таблицы духовности

(провести параллель между таблицей умножения и таблицей («золотые правила») духовности)

- Какие бы составляющие вы включили в таблицу духовности?

- Можно и такую:

Слайд №10

Любить – понимать – принимать – сострадать - помогать

- обратите внимание на связь, определяющую последовательность  слов:

«любить» затрагивает сферу чувств, без которой изначально немыслима духовность;

«понимать» несет в себе смысловое, интеллектуальное начало, то есть знания как основу духовности;

«сострадать» передает состояние души;

«помогать» приводит чувство и мысль в действие, поступок;

«принимать» - центральный, связующий глагол несет в себе идею общения, вне которого ничто не имеет смысла.

- А теперь вернемся к Печорину (работаем по таблице духовности)

- Любил ли Печорин? (да-нет)

Вера

«Я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал. – «Все к лучшему!»

- Почему же он, по егословам, стал нравственным калекой?

Вывод:

Искаженные представления о нравственных ценностях у Печорина возникают в атмосфере искусственной жизни петербургского «света», где, как в кривом зеркале, все истинно человеческое теряет свои естественные очертания и приобретает неправильные пропорции.

Отрывок из фильма как подтверждение сказанному выводу.

Слайд №11

Портрет Печорина

Высокие       (рис. зеркала)

помыслы

- Обратите внимание на цвет рабочего листа.

- Почему выбрала красный цвет? (красный цвет в данном случае – признак душевного неспокойствия  героя).

- А теперь понятно поведение Печорина?

III. Вывод по уроку:

1. Без знания каких понятий трудно обойтись в жизни?

Нравственность

Самопознание

Психологизм

2. Почему самопознание Печорина не помогло ему обрести счастье?

Он все делал  для себя, для собственного удовольствия и не мог насытиться. Его душа была испорчена светом.

IV. Домашнее задание к следующему уроку:

1. Исследуйте поступки Печорина по отношению к Вере (воспользуйтесь рабочим листом как подсказкой)

2. Чужой дневник читать нельзя, но мы читаем. Откуда такое право? (найти ответ в тексте).

Слайд №12

Музыка мажорного характера

- Наш урок закончим  музыкой, зовущей в дальнейший поиск. Вокруг героя – сплошные вопросы, а значит, разговор не закончен.

- В начале урока я сказала, что сегодня урок- встреча, встреча с писателем, героем и со мной и что она важная.

- Пусть в вашей душе звучит только та мелодия, которая помогает жить, жить достойно, по законам нравственности.



Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к вводному уроку литературы по роману "Герой нашего времени"

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при обобщающем повторении. На слайдах представлен материал по...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"...

Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"

Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...

Контрольная работа по литературе: "Биография М.Ю. Лермонтова и роман "Герой нашего времени" (9 класс).

Задача контрольной работы - проверить знания учащихся о биографии поэта и романе "Герой нашего времени". Контрольная работа содержит тестовые задания и задания с кратким ответом. В работе 2 ...

Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"

Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"...