Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе бездомных животных и помочь им сделать правильные выводы: за торжество добра необходимо бороться, а привычка отмалчиваться и стоять в стороне только на руку тем, кто творит зло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_rasskazu_shatohi_na_konkurs_5.odt29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Макурова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МКС(К)ОУ

школа — интернат 5 вида

УРОК  ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ ПЕТРА КРАСНОВА «ШАТОХИ»

(  7 класс)

Тема: «Мы отвечаем за тех, кого приручили».

Цели:  - прочитав произведение, самостоятельно сделать выводы о его идейной направленности;

  1. осуществляя дифференцированный подход к учащимся, развивать их речь путём использования пересказа, рассуждения, составления связного рассказа, чтения образцов художественного слова;
  2. способствовать нравственному воспитанию учащихся, пробуждению у них любви к братьям нашим меньшим.

Оборудование:    1. Запись на доске:

                               «Мы отвечаем за тех, кого приручили».

                               «Свою цель вижу в том, чтобы вместе со всеми учиться любить Родину свою, малую и большую, её историю и современность, не противоречить правде и надеяться на лучшее впереди. И не только надеяться, но и что-то делать для этого».

              П. Краснов

  1. Выставка книг о животных.
  2. Рисунки учащихся к рассказу П. Краснова «Шатохи».

                        ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня у нас особенный урок. Мы поведём разговор об очень непростых проблемах, волнующих каждого думающего человека и, конечно, нас с вами.

Это проблемы отношения человека к природе, к животным, к братьям нашим меньшим.

Этой теме посвятили свои лучшие произведения и русские писатели: И.С.Тургенев, М.М.Пришвин, В.Бианки, К.Г.Паустовский, - и писатели зарубежные: Д.Лондон, Эрнест Сетон — Томпсон и другие.

       Сегодня мы поразмышляем о том, где добро и где зло, почему в жизни, к сожалению, не всегда побеждает добро.Мы будем говорить об отношении человека к древнейшему из его друзей — собаке.

       И наш разговор начнём отрывком из стихотворения Д. Нартова «Человек и собака».

(читает заранее подготовленный ученик)

    ...Было такое.

Дорогою древней,

Глядя на эти же звёздные блики,

Тихо брели к первобытной деревне

В шкурах охотник

   и пёс полудикий.

Лес им не страшен -

ведь стало их двое!

Объединились,

друг другу поверя,

Чтоб защититься от волчьего воя,

Прачеловек и подобие зверя...

Кто-то надменный сказал,

что он вреден -

Пёс,

к батарее таскавший снаряды

И защитивший меня от медведя.

Я перед ним в долгу буду вечном.

И не понять тем, кто мыслит иначе,

Что человеку,

чтоб стать человечней,

Преданность надо увидеть собачью.

Как я хочу,

 чтоб в грядущем столетье

Так же, как мы,

Средь осеннего мрака

Шли по тропе,

По созвездьям вот этим

Двое друзей -

     человек и собака.

Учитель:

О судьбе бродячих собачьих стай рассказывает в своём произведении Пётр Краснов. Это рассказ «Шатохи».В нем рассматриваются не только экологические, но и нравственные проблемы.

   В наше непростое время, когда всем нам нелегко живётся, у вас может возникнуть вопрос:

а нужно ли сегодня говорить о бродячих собаках? Ведь вокруг много других проблем.

Я уверена, что необходимо говорить и именно сегодня.

В связи с этим хочется напомнить одну из великих мудростей жизни, о которой сказал французский лётчик Антуан де Сент — Экзюпери в своей сказке «Маленький принц»:

«Мы отвечаем за тех, кого приручили!» Это и будет темой нашего сегодняшнего разговора.

Ребята! Вы заметили,что имена почти всех наших мастеров слова связаны с живописными деревенскими местами?

Имя Пушкина неразрывно связано с Михайловским и Болдином, Тургенев — со Спасским-Лутовиновом, Лев Толстой — с Ясной  Поляной.

Продолжая традиции русской классической литературы, Пётр Краснов и вводит нас в жизнь современной деревни.

В этой жизни всё взаимодействует, всё неразрывно, всё неделимо.

Рассказ о Петре Краснове (заранее подготовленный ученик).

В нашу литературу пришёл интересный, самобытный писатель, бесконечно преданный деревне и её людям.

П.Н.Краснов долгое время жил в деревне, работал агрономом. Именно это и определило характер и особенности его произведений. Почти все его герои связаны с землёй и природой.

В своих рассказах Пётр Краснов пишет о том, что его волнует: о незабываемых впечатлениях детства, о бедственном положении природы, размышляет над причинами появления душевной чёрствости, потребительского отношения к жизни.

    При этом сам писатель свято верит в добро, честность, бескорыстие и передаёт свою веру любимым героям-земледельцам, пастухам, деревенским старикам, мальчишкам. Это дед Сашка, бывший тракторист, чувствующий душу земли, как свою собственную (из рассказа «Сашкино поле»), пенсионер Петрович, вставший на защиту родной природы ( рассказ «Горечь калины»), дед Иван,оберегающий чистые роднички (рассказ «Наше пастушье дело») и многие другие.

      Произведения Петра Краснова привлекают не только судьбами героев, но и языком — метким,  сочным, передающим живую разговорную речь.

     В основу произведений писателя положены действительно происходившие случаи, характеры встречавшихся ему людей.

    Пётр Краснов говорит: « Свою цель вижу в том, чтобы вместе со всеми учиться любить Родину свою, малую и большую, её историю и современность, не противоречить правде и надеяться на лучшее впереди. И не только надеяться, но и что-то делать для этого».

Работа над содержанием произведения.

Учитель:

Рассказ «Шатохи» очень драматичен. Он о событиях, разыгравшихся в небольшом селе в течение трёх дней, о событиях, которые показали сущность каждого участника — кто есть кто.

    На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох». Вас, наверное, заинтересовало значение этого слова. Как вы его поняли?

(Ученик: В «Толковом словаре» этого слова нет. Но, думается, что оно образовано от слова «шататься» - бродить).

Учитель:

Читая рассказ, вы встретили незнакомые  слова .Дело в том, что Пётр Краснов использовал слова, понятные лишь жителям определённой местности. Как называются такие слова?

( Ответ ученика: диалектные).

Работа с «Толковым словарём» С. Ожегова.

Пользуясь словарём, учащиеся дают определение лексического значения слов

пажить, пажа

чёсанки

катух

охвостник

Учитель:

Итак, какие же обстоятельства привели домашних собак в стаю?

(Ответ ученика:

Разные пути привели их в стаю, но все они оказались здесь по вине людей: одних выбросили, потому что они не нужны, других так обидели хозяева, что они сами убежали.)

Учитель:

Расскажите о судьбе вожака стаи Лютого.

Рассказ ученика:

Лютый несколько лет жил у пастуха Анисина, стерёг вместе с ним коров, был ему очень предан, а Анисин жестоко избивал его. Вот как об этом написано в рассказе: «Лютый, он умнущий,- страсть!Только людей не любит, дикий стал,» - говорит о Лютом Кузька.

Учитель:

Можно ли с этим согласиться? Что же случилось?

Ученик:

Я думаю, утверждать, что Лютый людей не любит, нельзя. А случилось вот что...( далее следует художественный пересказ и выборочное чтение текста).

Учитель:

Почему собаки напали на Гришука?

Ученик:

Гришук нарушил правило: бегать от собак нельзя. Они сразу же кинутся за человеком, хотя бы из любопытства. Но Гришук очень испугался и побежал, хотя и знал это правило.

Учитель:

Собаки набросились на Гришука, могли загрызть, разорвать его. А как при этом повёл себя Лютый?

Работа с текстом, выборочное чтение.

Учитель:

Почему Лютый спас мальчика? Что это — милосердный жест сильного по отношению к слабому?А может быть, это мудрость взрослого по отношению к ребёнку? Или это всё-таки собачья преданность человеку, которую людям так и не удалось уничтожить своей жестокостью? Автор не даёт нам прямого ответа. А как вы думаете?

Учащиеся:

  1. Я думаю, что Лютый уже взрослая собака и поэтому он понимает, что перед ним ребёнок. Собаки обычно детей не обижают.
  2. Мне кажется, что Лютый просто пожалел Гришука.
  3. А я считаю, что это собачья преданность человеку. Ведь Лютый долгое время верой и правдой служил человеку. И жестокость пастуха Анисина не смогла убить эту преданность.

Учитель:

Все вы по-своему правы. Самое главное ,что беду от мальчика отвёл пёс, которого страшно обидел человек. Какова же реакция людей на «человечный» поступок Лютого?

Ученики:

  1. Конюх Пантелеев бросился на помощь мальчику. Когда конюх подъехал к Гришуку, Лютый уже увёл стаю. А перед ним был весь покусанный мальчик. И поэтому дядя Пантелеев пригрозил: «Погодите, шатохи, отучим!»
  2. Фельдшерица Тамара Павловна  тоже возмущалась поведением собак, ведь  она за два года перевязала уже 5 человек, покусанных собаками. Она первая и предложила расправиться с собаками.

Учитель:

И вот на третий день после происшествия с Гришуком в селе собралась группа людей для расправы с бродячими собаками. Кто эти люди?

Ученик:

Это Понырин — бывший фронтовик, конюх Пантелеев, шофёр Боборыкин, счетовод Филька, любитель выпить, Васька Котях, Кузька, друг Гришука. Туда же пришёл и Гришук.

Учитель:

Среди них были те, кто готов был самым жестоким образом расправиться с собаками на глазах у детей и даже привлекая их к этому. Кто они?

(Учащиеся называют Понырина, Ваську, Кузьку и зачитывают отрывки из текста.)

Учитель:

А кто из участников расправы самый отвратительный и жестокий?

(Ответ: Понырин.) Далее цитируется текст.

Учитель:

Какая же самая главная черта характера Понырина?

( Ответ: безжалостность, жестокость).

Учитель:

Да, он настолько жесток и безжалостен, что испытывает удовольствие от этого кровавого дела. Равнодушная жестокость стала нормой его поведения.Помните, в рассказе говорится, что осенью он просто так убил собаку своего соседа. Человеческое сострадание  и жалость Понырин воспринимает как что-то ненормальное.( Чтение отрывков из текста).

Учитель:

Итак, Понырин собрал группу людей для расправы с собаками. А есть ли в селе люди, которые ужаснулись такой жестокости? Кто они?

Ученик:

Это Филька-счетовод. Он, хоть и немного выпил, сразу понял, что здесь готовится какое-то грязное, бесчеловечное дело. Ещё Харин, только что вернувшийся с работы.

Учитель:

Столкновение Понырина и Фильки — самый напряжённый момент рассказа, его кульминация. Здесь столкнулись две жизненные позиции. Как вы считаете, кто из них прав?

Ученик:

Я думаю, что прав Филька. Особенно запомнились его последние слова: «Мальчишек приучаете, а они вам потом сами головы поотвернут...» Пример жестокости взрослых очень заразителен для мальчишек.

Учитель:

Так почему же расправа всё-таки состоялась? Почему зло победило? Ведь большинство сельчан собрались совсем не для того, чтобы творить зло. Они пришли сюда посудачить, посмотреть.

Ученик:

Я думаю, расправа состоялась потому, что Понырин действовал напористо, нагло. Он подталкивал людей к расправе. А Филька и Харин выступили против, покричали и ушли. Они не стали бороться за свою правду.

Учитель:

Какие сцены в рассказе вас больше всего потрясли?

(Ответ: расправа с Волной и её щенками и гибель Лютого).

Выразительное чтение художественного текста.

Учитель:

Да, ребята, чтобы добро и справедливость могли победить, за них надо бороться. Нельзя жить по принципу: «Моя хата с краю». Нельзя уходить и прятаться, надо доводить правое дело до конца.

Скажите, а вам приходилось быть свидетелями людской жестокости по отношению к животным?

( Выступления учеников).

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Степана Щипачёва «Чёрное дуло».

У забора, забрызганного грязью,

Где тополя на ветру звенят,

Застрелили...собаку бродячую

И в мешок побросали щенят.

Она металась, металась,

От забора бежать пыталась,

И снова — под самое дуло — к щенкам,

К тёплым слепым ползункам.

Она не показала оскала.

До этого ль! Жарко дышалось ей.

Чёрное дуло искало

Белое пятнышко между ушей.

Не знаю, плачут собаки или не плачут.

Но можно ли, волю давая курку,

Не увидеть в глазах собачьих

Почти человечью тоску?

Учитель:

Очень хочется, чтобы каждый из нас постоянно задавал себе вопрос: «Мы отвечаем за тех, кого приручили?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)

Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств....

«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )

УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формирован...