Художественный анализ стихотворения.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Предлагается алгоритм обучения художественному анализу стихотворения как раздаточный материал. Используется с 5 по 11 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Художественный анализ стихотворения

  1. Тема произведения.

- В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …

  1. Идея произведения.

   - Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.

         

  1. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.

       -Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим    наслаждаться    жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.

  1. Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой  

                                -  катрен ( четверостишие)

                                          -  пятистишие

                                          -  секстину (шестистишие )

                                          -  септиму  (семистишие)

                                          -  октаву    ( восьмистишие)

                               - онегинскую строфу (16 строк).

          4. Размер стиха. 

Произведение написано ямбом, дактилем…

- хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.  

- ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.

- дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.

- амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.

- анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.

       5. Рифма точная, неточная (…),  перекрёстная ( кольцевая, парная.)

              Мороз и солнце – день чудесный!

              Ещё ты дремлешь, друг прелестный,

              Пора, красавица, проснись,

              Открой сомкнуты негой взоры…                                                                    

- перекрёстная – а  б  а  б

- кольцевая      – а  б   б  а

- парная           - а  а  б  б  

  1. Лексические средства языка.

      В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные)  выразительные средства языка.

Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры…, необычные сравнения

Автор использует также синонимы …, антонимы… Мы видим и приём антитезы, который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …

В стихотворении есть и лексический повтор…, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.

-Преобладает прямой порядок слов …(инверсия…)

-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией

Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,

( точно передаёт переживания лирического героя).

         6. Морфологическая структура произведения.

    - Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …)  прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.

        7. Синтаксические средства языка.

        Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные  предложения… Они показывают  спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения ... имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…

     В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя  скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…

     Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.

         - В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…

    - Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…

      Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …

      В стихотворении есть и обращение…, вводные слова …, прямая речь, которая создаёт ощущение присутствия читателя.

       8.  Фонетические средства языка.

     Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н - …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е - …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.

   

       9.  Каким представляется мене лирический герой?

        Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный анализ стихотворения.

Предлагается алгоритм художественного анализа стихотворения как раздаточный материал, который поможет учителю обучать художественному анализу стихотворения с 5 класса....

Художественный анализ стихотворения

Алгоритм художественного анализа стихотворения предлагается использовать в качестве раздаточного материала....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"

Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...