Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34.

 

Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rasputinu..docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

 Форма:  открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34.

Цели:

- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои         В.Распутина;

-развивать умение анализировать художественное произведение, коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;

- воспитывать у учащихся умение  представить точку зрения писателя и собственные суждения,  способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;

-корректировать социальное поведение при работе в группах, память, внимание, логическое мышление.

Тип урока:  комбинированный.

                                             Ход урока.

 Организация класса.

 Вступительное слово учителя.

15 марта 2012 года свой 75-летний  юбилей отмечает Валентин Григорьевич Распутин. Перед вами выставка книг писателя. (На стенде произведения В. Г. Распутина: «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний поклон», «Деньги для Марии» и другие). Критики полагают, что главное в творчестве В. Г. Распутина — «обнажение нравственных связей». Писателя интересуют те моменты человеческой жизни, когда возникает необходимость  совершить поступок, значимый не столько  для жизни другого человека, сколько  для самого себя, для самого главного в себе – для души. Произведениям Распутина созвучны слова французского  писателя 18 века Жозефа  Жубера: «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,  что следует делать». Это высказывание станет эпиграфом к уроку, посвящённому изучению рассказа  В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открываем тетради, записываем в тетрадь эпиграф.  А как  вы  понимаете слова французского писателя?

Ответы детей.

Наша задача на уроке – на примере рассказа «Уроки французского» выяснить, чего, по мнению Распутина, следует избегать в жизни   и что нужно в ней  делать.

Тема:  «Что говорит сердце… »  Записываем в тетрадь.

Начнём урок с проверки домашнего задания. Вы были разделены на группы.

Задание первой группы: рассказать о детстве писателя.

Сообщение 1 группы. Родился В. Г .Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном  на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он  только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », –  вспоминал писатель.

Вопрос к классу: что помогло Распутину получить образование и выйти в люди?

Вторая группа готовила сообщение о жизни героя в райцентре по плану:

 Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?

 Каковы были успехи героя в школе?

 Каково было душевное состояние мальчика?

 Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него  возложены  надежды родных и всей деревни: ведь он, по  единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

 Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (ответы учеников)

Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие. Как вы понимаете значение слова безнравственный? Как вы думаете, почему азартные игры – безнравственное занятие? Какие эмоции вызывает человек, проигравший в карты или рулетку? А вызывает ли такое чувство герой рассказа Распутина?  Как называется чувство, противоположное безнравственности? (нравственность)

Что такое нравственность? Как вы понимаете смысл слова?

Найдите определение в словаре и сравните со своим.

Нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в «чику»? ( Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для мальчика игра - единственно возможный способ выжить.  Голодный и постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного, плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство это – один рубль?)

Третья группа работала с вопросом: кому  посвящен рассказ «Уроки французского»?

Сообщение 3 группы.  Рассказ  «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери  друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основе  рассказа   – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении   своим именем. Это Молокова Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда в 1973 году вышел в свет  этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.

Вопрос классу: как вы думаете, почему автор посвятил рассказ своей учительнице? Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту произведения.

Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…»)

Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить)

Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не  удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)

Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок»).

Почему  главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но  спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?  (Главный герой считал выигранные деньги  честно заработанными, а   деньги,  доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны,  ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи)

Как вы относитесь к этому поступку учительницы?

Оцените поступок Лидии Михайловны с точки зрения нравственности.

Нравственно ли её решение  играть на деньги с собственным учеником?

 ( Помочь главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он не садился, подарков или денег не принимал, а дать ему работу по тем временам было бы ещё более безнравственно.)

 А  нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? Нравственной ли была бы профессиональная позиция нейтралитета?  (Нет, потому что в первую очередь это было бы бесчеловечным. Пусть она не воспитывала в нём высокой морали, не заботилась о его нравственном воспитании. Прежде всего, Лидия Михайловна заботилась о его физическом состоянии, о том, чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде).

Вывод учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем нравственное бездушие и профессиональный нейтралитет.

А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну?

Формально он прав. Но за этим скрывается  безнравственность и отсутствие человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от родного дома.

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,  что следует делать». Как соотносится это высказывание с произведением В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Вывод учителя. Самый грозный судья человека – он сам. Руководствуясь своими жизненными принципами, этическими нормами, мы все свои поступки в основном неосознанно подвергаем подробному анализу и строгой оценке, коря и виня себя за неверный шаг. И именно этот укор совести гораздо больнее осуждения общества, именно тихий мерзкий голосок, нашёптывающий: «Ах, как плохо ты поступил… не следовало бы…» выдвигает обвинения гораздо более страшные, чем самый жестокий приговор окружающих людей. И перед ним не оправдаешься. Потому что нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию: насколько человечен был поступок. И Лидии  Михайловне не в чем оправдываться. Она поступила по совести, так, как хотело её сердце.

Домашнее задание. Написать мини – сочинение на тему:  «Каким должен быть учитель, чтобы остаться  в памяти ученика»

Рефлексия.  Чему научил меня сегодняшний урок? Что я понял на уроке? Что заставило меня задуматься во время урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тема: " Истоки товарищества, героизма и предательства в произведении Н.В.Гоголя " Тарас Бульба"...

Открытый урок- игра во 2 классе по французскому языку

Открытый урок- игра во 2 классе по французскому языку на повторение и закрепление изученного материала (числительные, алфавит, вопросительные слова, навыки чтения) в рамках проведения лицейского мараф...

Открытый урок в 7-ом классе по французскому языку "Путешествие по Швейцарии"

Тип урока: творческий урок-практикум с использованием дифференциации домашнего задания, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся (учащиеся самостоятельно упражняются в практическом...

Открытый урок по произведению "Маленький принц"

Открытый урок по произведению "Маленький принц"...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

Открытый урок по произведению А. Платонова "Мир глазами детей".

Файл содержит материалы для проведения открытого урока по произведению А. Платонова "Мир глазами детей"....