"Свеча Пастернака" (урок литературы в 11 классе)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Нелидина Ирина Николаевна

Лирика Б.Пастернака "на слуху" у людей, интересующихся поэзией. Учащимся нужно помочь полюбить произведения этого замечательного поэта. Особо это касается нас, живущих в Балашовском районе Саратовской области, потому что Б.Пастернак был в нашем городе, написал стихотворение "Балашов", которое входит в сборник "Сестра моя - жизнь". Урок строится на основе стихотворения "Зимняя ночь" из романа "Доктор Живаго".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svecha_pasternaka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Свеча Пастернака

(урок литературы в 11 классе)

Нелидина И.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Старый Хопёр

Балашовского района Саратовской области»

Цели и задачи урока:

      1) Обучающие:

  1. Помочь учащимся вникнуть в суть стихов лирика-философа Б.Пастернака;
  2. Выявить особенности восприятия поэтом мира;
  3. Ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха, подчеркнуть его музыкальность.

 2) Развивающие:

  1. Развитие логического и образного мышления на примере стихотворения «Зимняя ночь»;
  2. Формирование навыков выделения главного в материале, обобщения и формулировки выводов;

         3) Воспитательные:

  1. Формирование интереса к творчеству Б.Пастернака, стремление  изучить более глубоко творческое наследие писателя.

Методы и приёмы:

Частично-поисковый, словесный, практический, элементы  творческой мастерской.

Оборудование:

Раздаточный материал (ксерокопии стихотворения «Зимняя ночь»), записи песен на стихотворение Пастернака, тест по творчеству поэта.

Подготовка к уроку:

Домашнее задание. Повторить основные даты жизни  и творчества Б.Пастернака.

Индивидуальные задания. Найти песни на стихотворение «Зимняя ночь»; нарисовать иллюстрации к стихотворению; создать презентацию к этому произведению; выучить наизусть стихотворение Б.Пастернака на выбор.

Ход урока

I. Вступительное слово  учителя.

 Бориса Пастернака называют лириком-философом. Его восприятие мира отличается  определённым, только ему присущим своеобразием. Сопричастность к миропониманию поэта мы попытаемся почувствовать на сегодняшнем уроке, посвящённом  лирике  Б.Пастернака. Прекрасную возможность  показать особенности его  восприятия мира мы можем на примере стихотворения «Зимняя ночь». Осмысливая его идейно-образное своеобразие, можно сделать ещё один шаг к дальнейшему пониманию творчества великого русского поэта, лауреата Нобелевской премии.

Мы проводим этот урок  совместно с учащимися 10 класса, которым предстоит более подробно знакомиться с творчеством Пастернака в следующем году. Учащиеся 11  класса знают биографию и основные темы лирики поэта. Поэтому все цели и задачи урока будут направлены на то, чтобы десятиклассникам захотелось познакомиться с произведениями этого замечательного писателя, а ученикам-выпускникам в дальнейшей своей жизни ещё неоднократно обратиться  к книгам Б. Пастернака.

II. Работа с классами.

Тестирование учащихся 11 класса по основным фактам жизни и творчества Б.Пастернака. Ученики 10 класса слушают краткую биографию поэта, особое внимание обращается на увлечения поэта музыкой, философией, звучит и материал, касающийся приезда Б.Пастернака в  город  Балашов и одноименное стихотворение.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися наизусть подготовленных дома стихотворений поэта. Но предварительно в тетради по литературе ученики делают запись: «Природа у Пастернака наделена свойствами равноправного  с поэтом субъекта, она сама является лирическим героем, а не просто фоном, на котором действует герой. Очень образно об этом сказала М.Цветаева: «До Пастернака природа давалась через человека. У Пастернака природа – без человека, человек присутствует в ней лишь постольку, поскольку она выражена его, человека, словами. Всякий поэт может отождествить себя, скажем, с деревом. Пастернак себя деревом – ощущает. Природа словно превратила его в дерево, сделала его деревом, чтобы его человеческий ствол шумел на её, природы, лад». После чтения учащимися стихов размышляем о том, каким видится поэт сквозь строчки его произведений («Февраль. Достать чернил…», «Никого не будет в доме…», «Быть знаменитым некрасиво», «Единственные дни» и другие). Учащиеся говорят о поэте-«трудяге», обращая внимание на особую энергетику произведений. Учитель приводит слова: «На одном из «разносов» Пастернака кто-то из современников проницательно воскликнул: «Ну что сделать с Пастернаком? Это вулкан! Что можно сделать с Везувием?!!». Как это справедливо!

IV. Исследовательская работа.

Переходим к исследовательской работе по идейно-образному восприятию стихотворения из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» «Зимняя ночь». Его можно открывать и открывать заново. Поэт вкручивает в мир смыслы, как лампочки в пустые плафоны: цепь оживает, и свет входит в тьму. Так электричество начинает бежать по цепи его метафор с параллельным или последовательным соединением; и начинает сиять  то, что только что было пустотою в стеклянном колпаке.  У каждого ученика перед глазами стихотворение «Зимняя ночь», которое звучит в исполнении учителя.  Затем учащиеся читают текст самостоятельно, осмысливают его, а учитель в это время проверяет тесты и  выставляет оценки за его выполнение ученикам 11 класса.

Беседа начинается с вопросов:

–  О чём стихотворение?

– Подчеркните слова-опоры, выражающие  пространственный образ («угол», «стол», «пол»…)

–   Подчеркните слова, передающие настроение, состояние, чувство (только «соблазн»!).

–   Почему стихотворение о чувствах содержит так мало слов об этом?

–  В стихотворении любовь? Счастье? Безумство? Тревога? Почему?

–  Найдите в тексте стихотворения сравнительные обороты.

–  Почему «кружки» и «стрелы»? (может, символы мужского и женского начал?).

–  Почему «два башмачка»?  (вспомните у В.А.Жуковского в «Светлане»: «…за ворота башмачок, сняв с ноги,  бросали…». Можно было бы, наверное, написать: «И падали два сапожка…»,  «Две туфельки слетали с ног  со стуком на пол…»?

–  «Два крыла» – ангел. Но почему «крестообразно»? ( Запрещающе? )

–  «Весь месяц…». Месяц счастья?

–  Каково состояние лирического героя?

–  Свеча – это символ чего, на ваш взгляд? (надежды, тепла, света?)

Учащиеся записывают в тетрадь свои ответы на все вопросы. Делается обобщающая запись: « Свеча – не просто бытовая «подробность»; прежде всего это многозначный и ёмкий символ, подлинный смысл и значение которого раскрывается только зимней ночью. Горящая свеча уподобляется не только человеческой судьбе, жизни, всецело отданной творчеству, но и вере – истинной, животворящей, деятельной вере. В таком понимании символика свечи восходит к словам  Христа, сказанным в Нагорной проповеди: «…зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф 5,15 ).  Образ -  символ горящей свечи проходит через всё повествование романа «Доктор Живаго», с которым вам предстоит познакомиться в дальнейшем, связывает  и организует  его эстетическое завершение, выходящее из-под пера Юрия Живаго стихотворением «Зимняя ночь».

Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но  свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали  ценителей поэтического искусства. Поэзия Б.Пастернака призывает вслушаться, всмотреться в мир, ни в коем случае не вторгаясь в него, дабы не нарушить существующую гармонию.

V. Стихотворение «Зимняя ночь» и  музыка.

Мы привыкли к тому, что многие шедевры поэзии становятся песнями, причём мелодия органично дополняет поэзию. Стихотворение «Зимняя ночь» тоже стало песней.  Во время выполнения индивидуального домашнего задания ученикам удалось найти несколько вариантов данного произведения. Можно послушать её в исполнении разных исполнителей (А. Пугачёвой, А. Мирзаяна,  Н.Носкова).  Во время звучания песни учащиеся могут подумать над вопросами и записать ответы в тетради:

  1. Дополняет ли, на ваш взгляд, музыка  стихотворение?
  2. Одинаково ли ваше восприятие  стихотворения и песни?
  3. Обогатила ли музыка стихи? (да, нет, почему?).

После прослушивания песни учащиеся высказывают свои мнения, иногда противоположные. Одни считают, что мелодия созвучна стихам, другие говорят о том, что мелодия нарушает целостность, загадочность, камерность  произведения Пастернака. Рассматриваются также иллюстрации, выполненные учащимися к стихотворению «Зимняя ночь», просматриваются презентации.

В конце урока обращаюсь к словам И.Эренбурга: «…вдруг начинаю про себя бормотать стихи Пастернака. Из мира их не выгонишь: они живут». Да, живут и продолжают «светить», свеча Пастернака не гаснет на ветру, не поддаётся никаким невзгодам, упорно светит, озаряя современный мир.

VI. Домашнее задание.

       «Свеча горела на столе…».  Строчка запоминается сразу.  Даётся  домашнее задание  на выбор:

  1. Напишите поэтический или прозаический текст, начинающийся этой строчкой, попытайтесь выразить настроение автора или своё собственное.
  2. Найдите  стихи Пастернака, в которых упоминается свеча.
  3. Выпишите из произведений поэта строки, которые вас особенно взволновали, особенно вам понравились.

Учитель читает пример поэтического текста собственного сочинения:

Свеча горела на столе

И было тихо,

Хотя метель по всей земле

Металась дико.

И тихо сон заполонял

Пространство комнат…

А мне казалось – это май,

Сиренью полон…

Библиографический список

Вахрушев В.С., Захаров В.М. Проникновение в былое: Учебное пособие для учителя. Балашов: Изд-во БГПИ, 1992, 67с.

http://www.parny.by.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://pasternak.niv.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Пастернак.Урок в 11 кл.

Автор Навальная О.Н.Источник-интернет...

Мир природы и мир человеческой души в лирике Бориса Пастернака. Урок-практикум в 11 классе (2 часа)

Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе, на которых подробно анализируются следующие стихотворения Б. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...