"Смерть чиновника" А. П. Чехов
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Шевченко Ольга Леонидовна

План-конспект открытого урока литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov._smert_chinovnika..doc43.5 КБ
Office presentation icon chehov._smert_chinovnika..ppt113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова - рассказчика. «Смерть чиновника».

Эволюция «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

Цель: дать краткий обзор биографии писателя; охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторить юмористические рассказы писателя; раскрыть художественное мастерство Чехова; обсуждение рассказа «Смерть чиновника».

Оборудование: портрет Чехова, иллюстрации к рассказам, сообщения уч-ся, слайды для мультимедийной системы, словарь, тексты.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подготовка к экзамену

 Особенности классицизма как литературного направления (по творчеству Державина или Ломоносова)

III. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

«Чехов – это Пушкин в прозе» - так ещё при жизни своего младшего современника оценил его творчество     Л. Толстой, утверждая этим самым и огромное значение чеховских художественных открытий, и право писателя на бессмертие. И действительно, творческое наследие Чехова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.

  1. Индивидуальные задания уч-ся по темам:

- Краткая биография писателя. Детство.

- В Москве.

- Эпоха Чехова. «Безвременье».

IV. Повторение.

- Какие рассказы А. П. Чехова вы помните, и о чём они? (Работа с иллюстрациями)

- Что характерно всем рассказам Чехова?

Слово учителя.

Чеховские  шутки, юмор, анекдоты, остроумные, увлекательные, вызывают быструю, живую реакцию читателей. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален. Не сводится только к игре слов. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он в совершенстве овладел  комическим поворотом темы, был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, любил динамические, быстрые композиции с неожиданным началом, сразу вводящими в суть изложения, с финалами контрастно повёрнутыми к началу рассказа, широко использовал живые диалоги с комическими оборотами разговорной речи, вводил гиперболические приёмы, пародийные фамилии.

V. Работа с опорными тезисами

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

  1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
  2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
  3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
  4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
  5. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность;  речь героев – в соответствии с характером.
  6. Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
  7. Наличие подтекста

VI. Работа со словарём.

Найти значение слова «подтекст».

VI. Знакомство с рассказом «Смерть чиновника» (Выразительное чтение)

- На чём строится сюжет рассказа?

VII. Анализ рассказа по опорным тезисам

- Подтекст: душевное рабство.

VIII. Итог урока

- Что повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- В чём же заключается мастерство Чехова?

- Оценка работы уч-ся.

IX. Домашнее задание:

1. Прочитать рассказ Чехова «Тоска».

2. Произвести анализ по опорным тезисам

3. По билетам:  

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

  1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
  2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
  3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
  4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
  5. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность;  речь героев – в соответствии с характером.
  6. Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
  7. Наличие подтекста

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)

  1. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность;  речь героев – в соответствии с характером.

6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

7.Наличие подтекста

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)

  1. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность;  речь героев – в соответствии с характером.

6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

7.Наличие подтекста

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)

  1. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность;  речь героев – в соответствии с характером.

6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

7.Наличие подтекста

Эпоха «безвременья»

В истории русского освободительного движения эпохой «безвременья» называют периоды правительственной реакции. В 80-е годы «безвременье» ударило по разночинной интеллигенции. Именно её идеи – идеи шестидесятников и народников 70-х годов потерпели поражение: перед новым поколением встал вопрос: как жить дальше.

Безвременье ещё и потому так называется, что давит на личность, заставляя её всё больше дорожить материальным благополучием. В эти годы Чехов-художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяетсам, каким он станет, что в любых условиях человек может и должен остаться человеком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Конспект урока - Антон Павлович Чехов "Смерть чиновника"

Может использоваться учителями литературы при изучении творчества Чехова в 9 классах....

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».Ход урокаI. Вступительное...

Технологическая карта урока литературы на тему "А.П.Чехов "Смерть чиновника".

Коллеги! Очень продуктивно проходят курсы на Красноярском краевом сайте КИПК. Работают замечательные высококвалифицированные преподаватели. Данный урок - продукт работы на краевых курсах. Может кому-т...