Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Хлевная Виктория Николаевна

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_dekabristam.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока: «Любовью к Родине дыша» (по творчеству поэтов – декабристов).

Цели урока:

  1. Образовательная – сформировать у учащихся знание творчества поэтов – декабристов, его особенностей и значения для русской литературы и общественной жизни 19 века.

  1. Развивающая – развитие у учащихся культуры речи, образного мышления, языковой чуткости.

  1. Воспитательная – воспитание у учащихся нравственности, патриотизма.

Тип урока: урок - исследование.

Материально-техническое оснащение урока: электронная презентация «Поэты - декабристы», тексты стихов, исследовательские работы учащихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание, религия, эстетика.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

Любовью к Родине дыша,

Да всё для ней он переносит

И, благородная душа,

Пусть личность всякую отбросит.

Пусть будет чести образцом,

За страждущих – железной грудью,

И вечно заклятым врагом

Постыдному неправосудью.

К.Ф. Рылеев.  «Волынский. Думы».

  1. Организационный момент: перекличка, проверка готовности к уроку.
  2. Изучение новой темы.

 Эти слова, принадлежащие поэту Кондратию Фёдоровичу Рылееву, можно поставить эпиграфом к биографии любого из поэтов – декабристов, о которых мы сегодня и поговорим. Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок – исследование, под названием «Любовью к Родине дыша». Целью нашего занятия будет познакомиться с творчеством поэтов – декабристов, выявить его своеобразие и значение для русской литературы и общественной жизни 19 века.

Поэты и писатели – декабристы: Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Александр Бестужев – Марлинский и другие вписали в русскую поэзию одну из самых героических страниц.

Для них поэзия была важным общественным делом. В их произведениях отражалась любовь к Родине, идеи политической свободы, ненависть к крепостничеству. Художественное слово поэтов – декабристов – это слово гражданского долга и гражданского мужества.

Декабрь двадцать пятого года,

единственный в календаре.

Какая погода?

Свобода!

Свобода стоит на дворе.

Её проморгали заставы,

забыли шлагбаум опустить,

она от Читы до Митавы

торопится вам послужить.

На площадь к Сенату спешите,

туда, к перелому эпох.

Поглубже свободой дышите,

ведь это единственный вздох.

Е.Храмов. « Декабрь двадцать пятого года».

Душой восстания на Сенатской площади был пламенный трибун, романтик – Кондратий Фёдорович Рылеев. Он приветствовал А.А. Бестужева «первым целованием свободы».

Учитель: Вам, ребята, было дано задание подготовить исследование биографии и творчества К.Ф. Рылеева.

(Доклады учащихся или биография в «Говорящей книге»).

Не тот отчизны верный сын,

Не тот в стране самодержавья

Царю полезный гражданин,

Кто раб презренного тщеславья!

Но тот, кто с гордыми в борьбе

Наград не ждёт и их не просит.

И, забывая о себе,

Всё в жертву родине приносит.

Против тиранов лютых твёрд,

Он будет и в цепях свободен,

В час казни правотою горд

И вечно в чувствах благороден.

К.Ф.Рылеев. «Волынский».

(Стихи в исполнении учащихся).

Суд приговорил К.Ф.Рылеева к смертной казни.

В сознании декабристов, оставшихся в живых, образ Рылеева сливался с образом его героев – ратников и мучеников свободы. Этот образ стоял у них перед глазами, наполняя души узников мужеством.

(Звучит песня «Отслужи по мне, отслужи…» А.Розенбаума)

Учитель: Судьба русского писателя – декабриста Александра Александровича Бестужева – Марлинского ярка, многогранна, таинственна, подобно его любимой стихии – морю. Уникальная, всесторонне одарённая, мужественная, героически – легендарная личность А.Бестужева, его удивительная, полная подвигов и приключений, но такая короткая жизнь стала символом высокого романтизма. В его жизни и творчестве отразились мятежная стихия свободолюбивого и гордого человеческого духа, а также непростые исторические события начала 19 века, того времени, что мы теперь привычно называем Пушкинской эпохой.

(Звучит «Песенка кавалергарда»)

Вам, ребята, было дано задание подготовить исследование биографии и творчества А.А. Бестужева - Марлинского.

(Доклады учащихся или биография в «Говорящей книге»).

Я видел вас, граниты вековые,

Финляндии угрюмое чело,

Где юное творение впервые

Нетленною развалиной взошло.

Стряхнув с рамен балтические воды,

Возникли вы, как остовы природы!

Я видел вас! Бушующее море

Вздымалося в губительный потоп

И, мощное в неодолимом споре,

Дробилося о крепость ваших стоп;

Вам жаркие и влажные перуны

Нарезали чуть видимые руны.

Я понял их: на западе сияло

Светило дня, златя ступени скал,

И океан, как вечности зерцало,

Его огнём живительным пылал.

И древних гор заветные скрижали

Мне дивные пророчества роптали!

А.А. Бестужев – Марлинский. Финляндия.

(Стихи в исполнении учащихся).

Учитель: 

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И – лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! – цепями,

Своей судьбой гордимся мы.

B за затворами тюрьмы

В душе смеёмся над царями.

А.И.Одоевский. «Струн вещих пламенные звуки…»

Эти, ставшие уже хрестоматийными, строки принадлежат поэту – декабристу Александру Ивановичу Одоевскому – члену Северного тайного общества. Он был молод, горяч, душа его воспламенилась и потянулась к людям, жаждущим освобождения русского народа от многовековой кабалы и «самого самодурного деспотизма».

(Доклады учащихся или биография в «Говорящей книге»).

Одоевского приговорили к 15 годам каторги, лишили звания и чинов, поставили на колени и над головой преломили шпагу, сожгли на костре его офицерский мундир, одели в халат каторжанина, а затем отправили в далёкую Сибирь.

(Звучит песня «Сон декабриста» А.Розенбаума).

(Стихи в исполнении учащихся).

В 1837 году А.И. Одоевский был освобождён от поселения в Сибири и переведён рядовым на Кавказ, где вскоре гибнет. Смерть Одоевского потрясла М.Ю.Лермонтова, с которым сдружился опальный декабрист.

Но до конца среди волнений трудных,

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нём тихий пламень чувства не угас:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

Но он погиб далёко от друзей…

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землёй чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей.

М.Ю.Лермонтов.  «Памяти А.И.Одоевского».

Поэту Вильгельму Кюхельбекеру достался бесконечный «ряд горестей», и даже тени «гремящей славы» не довелось ему узнать. Но никогда он не пожалел, что встал рядом с теми, о ком скорбел в «Участи поэтов»:

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рождён;

Но юноша в свободу был влюблён…

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщённые мечтою,

Пожалися годиной роковою…

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! Чувства в них восторженны и пылки, -

Что ж? Их бросают в чёрную тюрьму,

Морят морозом безнадёжной ссылки…

(Доклады учащихся)

14 декабря 1835 года тюремные дни Кюхельбекера закончились. Он был отправлен на «вечное поселение» в Сибирь. Здесь узнал Вильгельм Карлович о смерти Пушкина. Он не мог даже плакать – не осталось больше душевных сил.

А я один средь чуждых мне людей

Стою в ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей.

В тот гроб бездонный, молнией сражённый,

Последний пал родимый мне поэт…

И вот опять Лицея день священный,

Но уж и Пушкина меж вами нет.

«19 октября 1838».

(Стихи в исполнении учащихся).

  1. Закрепление  изученного.

Не многим поэтам – декабристам суждено было дожить до амнистии и вернуться домой. Помилование пришло лишь после смерти Николая 1, через 30 лет. Много могил разбросано по сибирской земле, на Кавказе. Но имена этих отважных людей, людей, которые принесли свой поэтический дар на алтарь Отечества, живы. Творчество их, память о них, их имена передаются из поколения в поколение.

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой – нибудь страны

Вы что – нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны!

Н.А.Некрасов.

(Звучит песня «Гори – гори, моя звезда»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

Методическая разработка открытого занятия по литературе по творчеству В.Набокова.

Методическая разработка включает в себя конспект открытого занятия "Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова". В конспекте есть перечень стихотворений, используемых для анализа, опорная таб...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»...