Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Ольга Владимировна Чернова

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Тема урока «Мотивы  преступления Родиона Раскольникова»

  Цели урока:   

  1. Обучающие –
  1. познакомить учащихся  с  героем романа  Родионом Раскольниковым  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
  2. помочь им  понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления  Родиона Раскольникова;
  3. подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
  1. Развивающие
  1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;  
  2. формировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
  3. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  1. Воспитательные
  1. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы:  анализ художественного текста «вслед за автором».

Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова  по роману Ф.М. Достоевского.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.  Объявление темы урока.  Целеполагание. (Слайд №1)

               На предыдущем уроке  мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

 (Слайд №2):

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

-   Как родилось преступление? Что   заставило Раскольникова взять в руки топор?   На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

       ( Слайд №3 )

 В черновиках к «Преступлению и наказанию»  Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

Давайте назовем эти события.

       Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие  убийству.

Выстраивается схема: Слайд №4

Гл.6 Разговор студента и офицера

                                          Гл 5.Сон на Васильевском

                                                      Гл 4 Сцена на бульваре

                                         Гл 3 Письмо матери

                 Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

Гл 1. Петербург. Проба.

                    Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец,  о Лужине и Дуне.  (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка!...»)

Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

Вопросы, рассуждения:

  1. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
  2. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
  3. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
  4. Безобразен Петербург (уличные  сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный»,  интерьеры, лестницы,  цветовая гамма Петербурга  – желтый, желчный, злой)
  5. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали…»)
  6. Безобразна старуха – процентщица (портретная характеристика)

 Приходим к промежуточному выводу:

Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

  1. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
  2. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

Просмотр фрагмента    кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

  1. Какое слово постоянно повторяет герой?
  2. Думаю…
  3. Что рождается из этих чувств?
  4. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
  5. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной  мечте»? (зачитать)
  6. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

  1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова,  при этом  обращаются к фамилии   героя).

ВЫСТРАИВАЕТСЯ СХЕМА:

Отвращение   («Неужели я смогу…»)                        Зло (1   больше   100)                                        

БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА

Ум, создавший теорию                                               Добро (100 больше 1)

Вопросы к схеме:

  1. О чем мечтает герой?
  2. Какой смысл   вкладывает в слово «мечта»?
  3. Что побеждает?
  4. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал  (слайд № 5)

IV. Выводы (делаются   учащимися  совместно с учителем):

-   Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

 (Слайд №6)

СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство)

СТРАДАНИЕ (наказание героя)

СО - СТРАДАНИЕ

VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА Цели урока: познакомиться с героем романа; проанализировать мотивы преступления Раскольникова; формировать умения и навыки анализа художественного произведения; наблюдать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Слайд 2

«Ищу человеческое в человеке» Ф.М. Достоевский Роман-исследование Почему воскрес? Почему убил? Почему признался?

Слайд 3

«…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство» Ф.М. Достоевский (Из черновиков к роману «Преступление и наказание»)

Слайд 4

Глава 1. Петербург. Проба. Глава 2. Встреча с Мармеладовым. Глава 3. Письмо матери. Глава 4. Сцена на бульваре. Глава 5. Сон на Васильевском. Глава 6. Разговор студента и офицера Убийство

Слайд 5

Социальные «Он был задавлен бедностью» «…углубился в себя и уединился от всех» «…второй день как уж он почти ничего не ел» «Я тогда, как паук, к себе в угол забился» «столько злобного презрения» «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..» «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил» «Я просто убил; для себя убил, для себя одного» «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Причины преступления Нравственные

Слайд 6

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление». Страдание (неудовлетворённость окружающим миром) Рождение теории («безобразная мечта») Эксперимент (убийство) Страдание (наказание героя) СО-СТРАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Цель урока:  раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...