методическое пособие "Тесты по литературе"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Данное пособие может применяться на уроках литературы в средних специальных учебных заведениях, в школах по программе "Русская литература 20 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._posobie.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Региональный политехнический колледж»

Сборник тестов

по дисциплине: «Литература»

Для студентов 2 курса

Разработала:

Преподаватель русского

языка и литературы

Коломойцева Е. В.

Буденновск, 2012 г.

    Е. В. Коломойцева

  Сборник тестов по  дисциплине «Литература».

  Сборник тестовых заданий соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Литература».

   Данное пособие содержит задания по темам:  «Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна», «Творчество Н. С. Гумилева», «Ранняя лирика А. А. Ахматовой», «Произведения С. А. Есенина», «Произведения В. В. Маяковского, «Пьеса Горького «На дне», «Произведения А. А. Блока», «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»,  «Лирика Б. Пастернака».

   Они предназначены для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний по данной общеобразовательной дисциплине; организации самостоятельной работы студентов на занятии или домашней самостоятельной работы.

    Пособие предназначено для студентов 2 курсов групп НПО и СПО, изучающих дисциплину «Литература».

   Рассмотрено на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО РПК г. Буденновска.

  Протокол № _____ от ________ 2012 г.

   Утверждено на заседании научно-методического совета ГБОУ СПО РПК г. Буденновска.

  Протокол № _____от__________ 2012 г.

Рецензия

на сборник тестов

по дисциплине «Литература»

для студентов 2 курса НПО и СПО.

  Настоящий сборник тестовых заданий разработан преподавателем ГБОУ СПО РПК Коломойцевой Е.В. для использования в процессе самостоятельной работы по закреплению учащимися полученных теоретических знаний на занятиях по дисциплине «Литература».

   Главной целью данного сборника является: проверить знания студентов по дисциплине и подготовить к сдаче зачета и экзамена. А также научить студентов самостоятельно систематизировать и закреплять полученные теоретические знания по данной дисциплине; углублять знания в соответствии с заданной темой; развивать творческую инициативу, самостоятельность и организованность.

   Оформление данного сборника соответствует требованиям Госстандарта, предъявляемым к учебно-методической  документации.

  Рецензент ________________________________________

Рецензия

на сборник тестов

по дисциплине «Литература»

для студентов 2 курса НПО и СПО.

  Настоящий сборник тестовых заданий разработан преподавателем ГБОУ СПО РПК Коломойцевой Е.В. для использования в процессе самостоятельной работы по закреплению учащимися полученных теоретических знаний на занятиях по дисциплине «Литература».

   Сборник  включает повторение основных тем по «Литературе XX века» и обеспечивает проверку усвоения знаний учащимися по темам:  «Творчество И. А. Бунина и А.И. Куприна», «Творчество Н. С. Гумилева», «Ранняя лирика А. А. Ахматовой», «Произведения С. А. Есенина», «Произведения В. В. Маяковского, «Пьеса Горького «На дне», «Произведения А. А. Блока», «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»,  «Лирика Б. Пастернака».

   Данный сборник составлен для студентов среднего профессионального образования, с целью научить студентов применять полученные знания и навыки.

   Данный сборник тестовых заданий оформлен и разработан в соответствии с требованиями ЕСТД ЕСКД и рекомендуется как для студентов, так и для преподавателей.

Рецензент _______________________________________

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………….6 стр.
  2. Тест по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна………………….7 стр.
  3. Тест по творчеству Н. С. Гумилева…………………………………8 стр.
  4. Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой……………………………9 стр.
  5. Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………...10 стр.
  6. Тест по произведениям В. В. Маяковского………………………...10 стр.
  7. Тест по теме: «Пьеса Горького «На дне»…………………………...11 стр.
  8. Тест по произведениям А. А. Блока…………………………………12 стр.
  9. Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»…………...13 стр.
  10.  Тест по теме: «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»………………14 стр.
  11.  Проверочная работа по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».16стр.
  12.  Тест по лирике Б. Пастернака………………………………………..17 стр.
  13.  Литература……………………………………………………………..18 стр.

 

Пояснительная записка

   Тестовые задания составлены на основе материала учебников по «Литературе» для студентов средних специальных  учебных заведений и учебников  по «Литературе» для 10 – 11 классов. Они обеспечивают проверку усвоения учащимися учебного материала по темам: «Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна», «Творчество Н. С. Гумилева», «Ранняя лирика А. А. Ахматовой», «Произведения С. А. Есенина», «Произведения В. В. Маяковского, «Пьеса Горького «На дне», «Произведения А. А. Блока», «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»,  «Лирика Б. Пастернака», что дает возможность при закреплении темы акцентировать внимание именно на этих недостатках.

     Предлагаемые задания помогут осуществить контроль за уровнем грамотности студентов, проверить знание теоретического материала по литературе, а также подготовить учащихся к сдаче зачета.

     Работа рассчитана на 30 – 40 минут (в зависимости от подготовленности учащихся).

    Критерии оценок: если выполнено 90 % -  «отлично», 70 % - «хорошо», 50 % -  «удовлетворительно», менее 50 % - «неудовлетворительно».

Тест по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Вариант 1.

  1. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А. Блоку            б) А. Куприну             в) А. Чехову          г) И. Бунину

   2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «…тучный, высокий, серебряный старец… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом…, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми полукругами…»

   3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина: «…Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное…»

   4. В каких произведениях русских писателей мы встречались с темой «маленького человека»? Перечислите героев этих произведений. Можно ли отнести к той же проблематике рассказ «Гранатовый браслет» и почему?

   5. Каким образом в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показаны полное ничтожество и безликость существа главного героя?

Вариант 2.

  1. Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

а) М. Горький         б) И. Бунин             в) А. Куприн           г) Л. Андреев

  2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «…Оригинальную красоту ее лица… нельзя было позабыть… Прелесть его (лица) заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности…»

  3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина «…Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах…»

  4. Что вы знаете о жанре мелодрамы и о сути конфликта мелодраматических произведений? Можно ли отнести рассказ «Гранатовый браслет» к жанру мелодрамы и почему?

   5. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» - как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Тест по творчеству Н. С. Гумилева.

Вариант 1.

  1. К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н. С. Гумилева?

       а) футуризм        б) акмеизм           в) имажинизм           г) символизм

2. Дайте определение акмеизму.

3. Кто вместе с Н. С. Гумилевым руководил «Цехом поэтов»?

4. Какие традиции русской литературы развивает акмеизм?

5. Как вы понимаете высказывание С. Городецкого: «Борьба между акмеизмом и символизмом… есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время…»

6. Согласны ли вы с мнением литературоведа В. М. Жирмунского: «Гумилев не воплощает… душевной напряженности… в лирической песне, непосредственно отражающей эмоциональность поэта. Его стихи бедны эмоциональным и музыкальным содержанием; он редко говорит о переживаниях интимных и личных, как большинство поэтов «Гиперборея», он избегает лирики любви и лирики природы, слишком индивидуальных признаний и слишком тяжелого самоуглубления». Обоснуйте свое мнение.

7. О ком из поэтов сказано С. Городецким:

   Он верит в вес, он чтит пространство,                 Строфы послушную квадригу

   Он нежно любит матерьял                                     Он любит – буйно разогнав –

   Он вещества не укорял                                           Остановить. И в том он прав,

   За медленность и постоянство.                             Что в вечности покорен мигу.

Вариант 2.

  1. Что такое «адамизм»?
  2. Назовите литературное объединение, которым руководил Н.С. Гумилев.
  3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

 а) А. А. Ахматова      б) К. Д. Бальмонт       в) О. Э. Манднльштам   г) Г. Иванов

     4. Кто написал декларацию «Некоторые течения в современной русской поэзии»?

     5. Каков смысл названия цикла Н. С. Гумилева «Капитаны»?

     6. В статье «Преодолевшие символизм» литературовед В. М. Жирмунский пишет о Н. С. Гумилеве: «Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму». Приведите примеры из произведений Гумилева, подтверждающие эту точку зрения.

    7. О чьих подвигах пишет С. Городецкий?

                Назвать, узнать, сорвать покровы

                И праздных тайн, и ветхой мглы –

                Вот первый подвиг. Подвиг новый –

                Живой земле пропеть хвалы.

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой.

Вариант 1.

  1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.
  2. К какому поэтическому направлению начала XX века относится творчество А. Ахматовой?

       а) футуризм           б) символизм            в) акмеизм            г) модернизм

  1. покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк?

                 Я на правую руку надела

                 Перчатку с левой руки…

                 В этом сером, будничном платье

                 На стоптанных каблуках…

  1. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?
  2. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?

Вариант 2.

  1. Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

                  А) «Романтические цветы»                 а) 1911

                   Б) «Вечер»                                            б) 1912

                   В) «Четки»                                            в) 1914

   2. Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?

   3. Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой?

  4. В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?

  5. Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?

Тест по произведениям С. А. Есенина.

1. К какому литературному течению одно время принадлежал  С. Есенин?

    1. символизм,       2. футуризм,           3. имажинизм,       4. акмеизм

2. Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

                       Белая береза                          1. Эпитет          

                       Под моим окном                   2. Метафора

                       Принакрылась снегом,         3. Сравнение

                       Точно серебром.                   4.  Метафорическое сравнение

 3. В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне?          а) «Русь Советская»;    

 б) «Отговорила роща золотая…»;    в) «Сорокоуст»;        г) «Письмо матери»

 4. Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

    1. «Рассвет рукой прохлады росно / Сшибает яблоки зари».

    2. «Синь то дремлет, то вздыхает».       3. «Как сережки, зазвенит девичий смех».             4. «Звонко чахнут  тополя»          а) олицетворение      

    б) звукопись           в) метафорические сравнения         г) метафоры

 5. Из какого произведения Есенина эти строки?

               Мы все в эти годы любили,

               Но, значит,

               Любили и нас.                       1. «Собаке Качалова»    

    2. «Анна Снегина»          3. «Письмо к женщине»       4. «Персидские мотивы»

6. Верно ли, что образ «черного человека» из одноименной поэмы является вторым «я» лирического героя?                1. да                               2. нет.

Тест по произведениям В. В. Маяковского.

1. К какому литературному течению принадлежал Маяковский?

           1. Футуризм,                 2. Акмеизм,             3. Эгофутуризм

2. Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб. / Грабь. / Гробь. / Груб»?     1. Метафора      2. Ассонанс       3. Сравнение        4. Эпитет

3. Стихотворением, громко заявившем о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского:

      1. «Левый марш»             2. «Юбилейное»             3. «Прозаседавшиеся»

4. О какой из своих поэм Маяковский сказал: «Четыре крика четырех частей»?   1. «Левый марш»     2. «В. И. Ленин»      3. «Хорошо!»      4. «Облако в штанах»

5. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал

    1. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»   4. В поэме «Хорошо!»

     2. Во вступлении к поэме «Во весь голос»    3. В стихотворении «О дряни»

6. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

   1. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

   2. Один из тропов, художественное преувеличение.

   3. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

Тест по теме: «Пьеса Горького «На дне».

  1. Что является основным лейтмотивом пьесы:   а) правда утешительной лжи                б) правда веры в человека                  в) правда факта, реальности

  2. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

     а) Бубнов,         б) Сатин,            в) Клещ,             г) Лука  

  3. Какому герою пьесы принадлежит фраза «Человек – это звучит гордо!».

     а) Сатину,              б) Луке,            в) Бубнову,         г) Барону

  4. «Маленькая драма» в пьесе становится большой трагедией. В чем ее суть?

     а) в том, что ночлежники оказались на «дне» жизни

     б) в трагическом финале пьесы (смерть Актера, Анны)

     в) в развенчании мифа о возможности социального равенства

     г) в отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки

  5. Что является главным предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне».           а) социальные противоречия действительности       б) пути разрешения социальных противоречий        в) проблемы обитателей ночлежки

       г) сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости

  6. Что составляет своеобразие драмы как рода литературы?

      а) предназначена для постановки на сцене

      б) пространство, время и количество действующих лиц ограничено

      в) активная динамика сюжета, авторская позиция выражена прямо

      г) основная нагрузка ложится на конфликт.

  7. Кому автор бросает своим произведением главное обвинение?

          а) страннику Луке                          б) обитателям ночлежки

      в) социальному устройству общества            г) хозяевам ночлежки

  8. В чем проявляется драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне»?    а) в столкновении социальных противоречий

             б) в столкновении лжи и правды

  9. Кто из героев пьесы до ночлежки был:

      А) чиновником в казенной палате                               а) Лука

      Б) сторожем на даче                                                      б) Барон

      В) Телеграфистом                                                          в) Сатин

      Г) Слесарем                                                                    г) Клещ

      Д) Скорняком                                                                 д) Актер

      Е) Артистом                                                                    е) Бубнов

 10. Каким персонажем пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловия, поговорки:

А. Шум смерти не помеха                                                   а) Барон

Б. Такое жилье, что как поутру встал, так и за вытье      б) Пепел

В. Жди от волка толка                                                         в) Бубнов

 Г. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство                    г) Сатин

 Д. Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают       д) Лука

 Е. Старику где тепло, там и родина

 Ж. Все хотят порядка, да разума нехватка

 З. Не любо – не слушай, а врать не мешай.

       

Тест по произведениям А. А. Блока.

  1. К какому направлению относится раннее творчество Блока?

       1.Футуризм                 2. Акмеизм                    3. Символизм

  2. Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики.         1. Мотив мрачной разочарованности.         2. Мотив Родины

          3. мотив назначения поэта и поэзии       4. Мотив «страшного мира»

      а) «Фабрика»         б) «К музе»        в) «Осенняя воля»   г) «Я стар душою»

  3. К какому этапу  творчества («трилогия вочеловечения») Блок  отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

              1. Теза                              2. Антитеза                   3. Синтез

  4. Из какого произведения Блока эти строки:

           В синем сумраке белое платье       1. «Незнакомка»            

           За решеткой мелькает резной.     2. «В ресторане»     3. «Соловьиный сад»

  5. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

     1. На историческую тему.           2. О современности.

      3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

  6. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

       а) Марш           б) Танго            в) Частушка          г) Романс

  7. Какие приемы использует Блок в следующих примерах?

      1. «Весенний и тлетворный дух».

      2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу».

      3. «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?»

          а) метафора                  б) анафора            в) оксюморон

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?

а) кольцевая композиция          

б) хронологический порядок развития событий

в) параллельное развитие трех сюжетных линий

г) параллельное развитие двух сюжетных линий

 2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?

       а) в основу положен принцип двойничества

       б) персонажи объединены общей идеей произведения

       в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира           г) система образов построена по принципу антитезы

 3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создается новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

      а) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый храм

      б) речь идет не о вере, а об Истине

      в) автор передает смысл библейской притчи

  4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

      а) соответствие библейскому сюжету

      б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу

      в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру

      г) автор стремится показать Иешуа бедняком

  5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажей, проникающих в оба этих реальных мира).

    Гелла, Азазелло, Воланд, барон Майгель, Бегемот, Левий Матвей, Маргарита, Алоизий Могарыч, Тузбубен, профессор Стравинский, Банта, Иван Бездомный, Александр Рюхин, Иуда, Арчибальд Арчибальдович, Наташа, Низа, Марк Крысобой, Пилат.

    а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором

    б) красота и ее служба силам тьмы

    в) герои выполняют функцию палачей

    г) предатели, несущие справедливое наказание

    д) образ ученика-последователя

    е) верный друг, безотказный помощник

  6. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?

      а) в романе нет традиционного любовного треугольника

      б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей

      в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире.

Тест по теме: «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Вариант 1.

  1. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть               б) роман      в) роман-эпопея       г) исторический роман

     2. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

         а) Первой Мировой войны                     б) Гражданской войны

         в) Великой Отечественной войны         г) установление советской власти

     3. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

         а) показать героизм народа             б) показать, что делает с человеком война

         в) показать бессмысленность войны          г) поднять дух народа

     4. Какие реальные исторические лица фигурируют в романе «Тихий Дон»?

        а) Александр I         б) Подтелков           в) Голицын          г) Меншиков

     5. Описания каких персонажей приведены?

       а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеленоватых глаз»; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;

      б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

      в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгяд… текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

      г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.

    6. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?

   7. Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну

               а) Георгиевский крестом                     б) медалью «За отвагу»

               в) орденом А. Первозванного             г) отпуском на родину.

   8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

         а) гутарить             б) кизяки             в) завеска           г) взгальный

   9. Исследователь творчества Шолохова В.Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

   10. Докажите мнение Д. Бреговой о том, что в конце романа для Григория Мелехова характерна «полная опустошенность…, глубочайший моральных крах».        

   11. Как представлены в романе домостроевские традиции? В чем проявляется протест Аксиньи против исторических пережитков в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравов?

   12. В чем проявляется то, что ядро «Тихого Дона» это «курень и хутор»?

Тест по теме: «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Вариант 2.

  1. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г.               б) 1939 г.               в) 1940 г.                      г) 1946 г.

  2. Фамилия Натальи до замужества:

     а) Мелехова             б) Астахова           в) Коршунова         г) Кошевая

  3. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

      а) героизм Красной Армии                        в) трагедию народа

      б) героизм белых                                        г) ее неизбежность

  4. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

      а) Николай II           б) Корнилов            в) Каледин            г) Долохов

  5. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

     а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина» двигалась медленно и тяжело»;

     б) «…кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

     в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того т сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

     г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца».

  6. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

  7. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей мелехов?

      а) есаул             б) сотник             в) поручик          г) старший урядник

  8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

      а) ухнали             б) коловерть                в) чикилять             г) баз

  9. Исследователи творчества Шолохова Ф.Г. Бирюков и В. Байц считают, что Шолохову особенно родственна традиция европейского Возрождения, в частности, его величайшего представителя – Шекспира».

     В чем проявляется эта родственность?

  10.   Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

  11. В чем проявляется симпатия Шолохова к кулакам? Должно ли художественное произведение обязательно должно выполнять задание какого-то класса?

  12. Каким настроением проникнут у Шолохова разговор героя с сыном? В чем его символизм?  Каково описание природы в финале «Тихого Дона»? Какова роль подтаявшего льда в этом описании?

         

 

Проверочная работа по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

  1. Кто из поэтов-классиков XIX века ближе всего Твардовскому по характеру литературно-общественной деятельности? Каковы жанровые и стилевые параллели между творчеством этих двух поэтов?
  2. С какими словами рифмуются в «Книге про бойца» имя и фамилия главного героя? Какие из этих рифм передают отношение автора к своему герою  и определяют масштаб художественного обобщения в образе Теркина?
  3. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? как зовут разных Теркиных?
  4. Какие фрагменты «Василия Теркина» посвящены бытовым подробностям жизни на войне? Как проявляется в этом внимании к окопному быту отношение автора и его героя к войне?
  5. Каким из принадлежащих Теркину предметам одежды даны в поэме следующие развернутые описания?

        а) Знаменитая, пробитая

            В бою огнем врага

            Да своей рукой зашитая,-

            Кому не дорога!

                б) Тот, в котором жизнь проводишь,

                     Не снимая, - так хорош! –

                     И когда ко сну отходишь,

                     И когда на смерть идешь…

   Какими принципами руководствуется автор, отбирая необходимые для воссоздания бытового армейского фона детали?

  1. Найдите в тексте «Василия Теркина» такие примеры использования тропов и стилевых фигур, когда благодаря иносказанию на героя переносятся общие признаки воюющего народа.
  2. Попробуйте коротко описать боевой путь Теркина:

- когда и где происходит его боевое крещение?

- каковы важнейшие этапы его фронтовой биографии?

- где Теркин встречает окончание войны?

Каковы принципы построения сюжета «Книги про бойца»?

  1. Какова степень композиционной самостоятельности отдельных глав «Василия Теркина»? Как вы объясните такой принцип композиции книги? Каким образом главы связываются друг с другом?
  2. Каким образом автор определяет свое отношение к герою? Каково место образа автора в поэме?
  3.  Как организована строфа текста в «Василии Теркине»? Как эти особенности связаны с содержанием книги?

Тест по лирике Б. Пастернака.

  1. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

              а) Ленинской премии в области литературы

              б) международной премии «Этна Таормина»

              в) Нобелевской премии

  1. Какие мотивы преобладали в лирике Б. Ю. Пастернака?

а) любовная лирика                          в) гражданская лирика

б) христианские мотивы                  г) тема поэта и поэзии

  1. В чем заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»?

           а) философичность

           б) специфика понимания образа креста

           в) использование символики

           г) использование рефрена

  1. По словам литературоведа В. Альфонсова, «поэзия Пастернака – поэзия дорог и разворачивающихся пространства». Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
  2. Назовите черты, отличающие лирику Б. Л. Пастернака от поэзии его современников.

             а) пафосность, гражданственность

             б) публицистичность, идеологическая направленность

             в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность.

             г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления

  1. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении?

             а) тема любви и страсти                             в) мотивы творчества

             б) урбанистические мотивы                       г) мотив природы

  1. Прочитайте стихотворение «Во всем мне хочется дойти…», открывающее сборник «Когда разгуляется». Какие художественные средства использует автор для создания напряженной, словно задыхающейся интонации?
  2. Восстановите пропущенные слова в строчках Пастернака:

а) В кашне, ладонью заслоняясь,          б) И чем случайней, тем вернее

    Сквозь фортку крикну детворе:             Слагаются стихи …..

    ………………..?

в) Когда строку диктует чувство,         г) Не спи, не спи, художник,

    Оно на сцену шлет раба,                        Не предавайся сну, -

    И тут кончается искусство                    Ты - ………….

    И дышат …………..                                У вечности в плену!

  1. Анна Ахматова сказала о Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством». Как вы понимаете это высказывание? Поясните ответ.

Литература.

  1. Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 кл.: Метод. пособие. М., 2002.
  2. Красновский Э. А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Литература. М., «Интеллект-Центр», 2004.
  3. Литература. 11 класс. Методические советы. Под ред. В.П. Журавлева. М., 2000.
  4. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. М., 2001.
  5. Русская литература XX века: 11 кл.6 Практикум Учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Кунарев, А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др., М., 2000.
  6. Русская литература XX века: Учеб.- практ. для учащихся общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого. М., 2000.
  7. Русская литература XX века. 11 класс. Ч. 1. Под ред. В. В. Агеносова. М., 2002.
  8. Русская литература XX века. 11 класс. Ч. 1. Под ред. В. П. Журавлева. М., 2002.
  9. Русская поэзия Серебряного века. Антология. М., «Наука», 1993.
  10.  Семенов А. Н., Семенова В.В. Русская литература XX века в вопросах и ответах: В 2 ч. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...