"Я весь мир заставил плакать … " по творчеству Б.Л.Пастернака
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Расширение и углубление знаний учащихся о жизне и творчестве русского поэта и писателя Б.Л.Пастернака

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК -  МОНТАЖ

ТЕМА:       Я весь мир заставил плакать …  по творчеству  Б.Л. Пастернака.

ЦЕЛЬ:         Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве  великого русского поэта и писателя Б.Л. Пастернака;

Ознакомить с  наиболее интересными стихами и прозой;

Воспитание чувства гражданственности;  

Развития навыков  самостоятельности чтения и анализа стихов ,произведений.

 Оборудование: плакат со стихотворными строками Б.Л. Пастернака :

Природа ,мир, тайник Вселенной

Я службу долгую твою ,

Объятый дрожью  сокровенной

В слезах от счастья отстою…

Репродукции с картин И. Левитнан Золотая осень, И.Репина Под конвоем литературной бюллетень Венок поэту ,выставка произведений Б . Пастернака , М. Цветаевой ,А. Ахматова ,Я. Мондельштама , С .Есенина, Н . Бумелева , А .Блока ,А.Пушкина , Портреты писателей и поэтов, грамзаписи с произведениями П.И.  Чайковского(“Времена года”), Г. Глиэра Концерт для голоса с оркестром , А Рубинштейна  Ария Демона в исполнении Г.Отса

Эпиграфом к уроку взяты строки из стихов. Б . Пастернака        Нобелевская премия

                                      Я весь мир заставил плакать

                                       Над красотой земли моей  

                                                               Ход урока

          Слово учителя ( звучит сочинение  П.И.Чайковского Время года –ноябрь )

           - Международный планетный центр , который базируется  в США утвердил названия  группы малых планет открытых сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории. Это Планеты  Ф.Достоевского , М .Булгакова,  Б . Пастернака , обращающие между орбитами Марса и Юпитера .Это произошло накануне 100-летия со дня  рождения Пастернака , в пору восстановления справедливости  в отношении его имени  и его дела .

               Б.Пастернаку не пришлось  участвовать в жестоких расправах , не посылали его в сопредельные земли . Но он прошел свой путь. Анна Ахматова писала после  его  кончины:

                                            Он поведал мне , что передним

                                            Вьется путь золотой и крылатый ,

                                              Где он вышнею волею храним .              

Откуда и куда вел путь ставший символом  творческой судьбы Б.Пастернака ? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного Московского детства , смешного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции

                   1-й ученик делает краткое сообщение о жизни поэта _____________________________________________________________________________

    - Б. Леонидович Пастернак родился в 1890 г. В Москве . Отец его Леонид Осипович Пастернак – известный художник , мать- Розалия Кауфан- профессиональная пианистка. В доме Пастернаков бывали художники – живописцы И.Левитан , В.Перов . Писатели: Л. Толстой , В.Гиляровский , В .Маяковский . Мать , ученица известного композитора , музыканта Антона Рубинштейна привила сыну любовь к музыке

      Жизнь  вне музыки я себе не представлял… музыка была для меня культом – писал позднее Б.Пастернака .

      Рядом с музыкой жила живопись . Отец его был академиком живописи ,ваяния и зодчества. Перед глазами юного пастернака проходило более половины запасов нынешних галерей и государственных  хранений. Это плотная  Серова ,репина, Мясоедова, Сурикова и др.

                 Часто у них бывал Л.Н. Толстой . Отец  Б.Пастернака  иллюстрировал  произведения великого писателя . Учила русский грамоте мальчика детская писательница  Боратынская . В 1901  г. Б. пастернак поступил учиться в Московскую классическую гимназию , здесь упорно  занимались под руководством  известного композитора Р. Блиэра. Уже с 13 лет сочинял музыку. Его музыкальные сочинения получали одобрения композитора А. Скрябина. Ему предсказывалось композиторское будущее . Пастернака в юности увлекался и философией . В  1908 г. Он поступает на юридический факультет Московского университета. Но в 1909 году по совету Скрябина закончил по 1912 г. Едет в философии в 1912 г. Едет в Германию , занимается в Маргбурском.   Университете . Ему было предложено  остаться в Марбурге для получения докторской степени .Но он от этого наотрез, как отказался ранее от композиторского поприща .К этому времени уже было написано стихотворений.

УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак первую книгу стихов написал еще в 1913 году. После революции поэт много пишет и работает, и испытывает редкостный душевный подъем.  Именно тогда он целиком отдается литературной деятельности.

 Стал знаменитым после сборника «Сестра моя -жизнь» (1927 г.). Прочитав стихи этого сборника, А.Луначарский писал: «Слово я прошелся под черемухами» Книга посвящена М.Ю.Лермонтову.

   С первых шагов поэзии Пастернак обнаружил особый строй художественных приемов и средств.

   К его стихам надо было человекупривыкать надо было в них вживаться Я думаю – пишет  Ф. Искандер – самые невнятные его стихи – преимущественно музыкального происхождения . Однако он  всю жизнь стремился  к простате . Пройдя  трудный путь творчества , он  этого и достиг.

      Он пришел в русскую поэзию одновременно с Маяковским , Есениным , Цветаевой , Мандельштамом . Огромное влияние на формирование Пастернака оказался А. Блок и для Пастернака поэзия  стремление открывать прекрасное а природе, душе и сердце человека:

         Это – круто  налившийся свис

          Это щелкань сдавленных льдинок

          Это ночь , леденящая свист

          Это двух соловьев поединок

2-ой учении читает наизусть ст. Ветер , посвещенное А.Блоку


Блоковская метель врывается в  стихи Пастернака , в которых горит Пушкинская свеча. Ветер для Пастернака – символ обновления . У Блока он берет идею свободного творчества , идею служения отечеству , что было присуще   представителям классической литературы.

УЧИТЕЛЬ: Волновала Пастернака историческая  тема. Вскоре после революции он пишет поэмы 905 год «Высокая болезнь»

            Б. Пастернак никому не подрожал , поэтому его творчество не укладывалось в программирование расмки . Однако не отрицал своей внутренней связи  с Пушкином и мечтал о том времени , когда истинна  поэзия найдет путь к сердцам читателей.

             Через все творчество Б. Пастернака проходила любовь к русскому пейзажу , к России , к ее полям и лесам , к людям , труженикам. У поэта нет разделения природы на живую и неживую .

 у него дождь гуляет по газонам, разговаривает, стихи пишет, ветер грустит. (стих. «Деревья, только ради вас» ).

      Поэты серебренного века: Маяковский, Есенин, Блок, Пастернак, Ахматова, Мандельштам ратовали за красоту, которая должна спасти мир. Нельзя найти поэтов более близких по ощущению природы, чем Пастернака и Есенин.

      4-й ученик

Представителей классической литературы Лермонтова, Пастернака, Чайковского, Рубинштейна связывает мятежный дух Демона, презрение мира где господствует насилие над человеческой личностью. Образ Демона становится призывом к борьбе за права человека. (Читает стих. Пастернака «Памятник Демона»).

Прослушивание Арии Демона из одноименного сочинения А. Рубинштейна в исполнении Г. Отса.

    УЧИТЕЛЬ: Перед Пастернаком никогда не стоял вопрос – покинуть или не покинуть Россию.  Напротив, он всегда дорожил почвой, на которой появилась его судьба. Уже зрелый Пастернак писал после революции:«Уходит с Запада душа, ей нечего там делать. Душа с Запада уходит на простор России, простор, заполненный весной, весной бездонной. «Весна – это не только календарь природы, это календарь истории. История в облике современности вторглась в лирику и заставила поэта посмотреть на мир иными глазами.»

      5-й ученик

Трагические события в истории страны – коллективизация, надвигающийся  террор требовали перелома и в отношении к себе, к своей работе.

УЧИТЕЛЬ: Период, связанный с первым съездом писателей, стал временем наибольшей общественной деятельности Пастернака. Во многом это объясняется инициативой Горького и Бухарина. О Пастернаке говорили и писали. На него возгласили надежды. На съезде он был избран в праление Союза писателей, несмотря на то, что в своей речи он сказал: « При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников.

       В своих выступлениях Пастернак отстаивал свое мнение самостоятельного художника. Ему резко возражали. Все это тяготило художника.

       6-й ученик

О поездке на Урал Пастернак писал: «В начале 30-х годов было такое движение среди писателей – стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу.»

ТО, что я увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно не укладывалось в границе сознания. «Я заболел, целый год не мог спать.»

                              УЧИТЕЛЬ: «Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне голоден душой.»

С одной стороны – тяжелое положение крестьян, с другой – гонение на интеллигенцию, террор. Погибли Н. Гумилев, Алексей Ганин, С. Есенин. Пастернак не писал, ушел в одиночество. Путь гражданина, поэта избран, он с народом.

           7-й ученик

         Читает монолог Шмидта из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этом монологе боль и тревога самого Пастернака за все происходящее в стране. После гибели талантливых людей он все еще стремился закласть трагедию ссылками на исторические параллели, как это делали в свое время Пушкин и Лермонтов.

           УЧИТЕЛЬ: Б. Л. До войны и в послевоенное время занимался переводами. Его переводы шекспировских произведений самые лучшие.

          8-й ученик

          Читает «Грядущее на все изменить взгляд»

          - Зимой 1942г. и 42г. жил поэт в городе Чистополе. Трудной была жизнь, но он был терпелив и прост, вынослив и скромен. Писал стихи, переводил.

«Мил моему сердцу Чистополь,

И зимы в нем, и жители, и дома».

Сердечные, искренние воспоминания о Чистополе сохранил поэт до конца своей жизни. Он переписывался с писателем Авдеевым, и это стихотворение он написал в его альбом.

           Любовь  к народу, завещанная толстым характером, черта Пастернака. Он продолжил дело русских классиков, шел по своему пути, а не сталинских бытописателей народной жизни. Это бытописатели любили рисовать карикатурные образы интеллигентов, которым противоставлялись «героические народные типы»

 

          УЧИТЕЛЬ: В годы войны по-иному взглянули на мир, по иному оценили красоту родной земли. Рядом с героическими музыкальными произведениями родились лирические. Композитор, музыкально-общественный деятель, создатель, советской композиторской школы Геиндгольд Глиэр в своем «концерте для голоса с оркестром» воспел духовную красоту, чистоту и благородство советского человека.

           УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак с конца 1945 г. усиленно работает над прозой. Его роман «Доктор Живаго» не имел на Западе такого резонанса. Поэт повлиял на ход мировой политики. Его издатель в Милане Фельтринелли был вынужден уйти из Итальянской Компартии под нажимом Суслова и Хрущева.

           В августе 1946 г. снова начались репрессии. Пастернак жил в сознании, что его могут в любое время арестовать. Он не таился. С этого года его не печатают. Жесточайшее критике подвергли его за долго «Д. Ж..» Рапповская критика не принимала творчество Пастернака. Если и печатали, то после подвергали проработке. Принято было изображать Пастернака как отшельника, отгородившегося от эпохи и от народа. Придумали кличку «внутренний эмигрант». Эта кличка досталась и Анне Ахматовой.

            Пастернак горечи потери преодолевал стойко. С юношеских лет развивал способность обновления. В последние годы шести лет развивал способность обновления. В последние годы жизни он оставался юношей с седыми волосами.

         

            9-й ученик

           В 1954 г. в журнале «Знамя» появился стих. Ю. Живаго «Гамлет», «Белая ночь», «Рождественская звезда», «Ветер», «Магдалина» и др. (их 10). А роман «Доктор Живаго» был завершен в 1956 г. Предполагалось, что роман будет печататься в журнале «Новый мир». Получив отказ от редакции, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, вслед за этим присуждением Нобелевской премии в 1958 г. вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и на предложение покинуть страну, поэт отвечал что не мыслит себя все Родины.

               Пастернак еще тогда писал, что Нобелевская премия – это абсолютная (правда) победа, признание и честь оказанная всей русской литературе. Однако, эта премия не только за роман «Д. Ж.» она и за поэтические произведения. Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию выдвигалось уже не раз.

              УЧИТЕЛЬ: Полосы утомления, горя и мрака были нередки, но он их преодолевал стойко. У него не было возможности открыто писать в печати об искусстве, философии, самой жизни. Поэтом он писал частным лицам. Что важно, никогда не был озлоблен, отличался добротой, он себя называл чернорабочим в поэзии. По прежнему жил в подмосковном Переделкино, у него бывали старые друзья – поэты, писатели, композиторы. Трудился с огромной отдачей, писал стихи, статьи, был с народом, защищал правду, утверждал доброту в жизни.

             10-й ученик

              Читает стихотворение «Культ личности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака

Презентация посвящена жизни и творчеству Б.Л. Пастернака. В ней рассматриваются основные события жизни писателя, а также некоторые произведения Бориса Леонидовича....

Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"

1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...

Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака.

Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака....

Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака.

Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака....

Урок по творчеству Б.Л.Пастернака. 11 класс

Предлагаю разработку урока по творчеству Б.Л.Пастернака. Это один из самых удивительных авторов XX века....

Пьеса-подарок, который заставил плакать

В игровой форме изучаем грамматику английского языка...

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"

Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...