Урок "Любовная лирика Маяковского" в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Соболева Ирина Юрьевна

Этот урок относится к категории уроков с постановкой проблемы и постепенным ее решением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl._lyub_lir_mayak.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе. Тема: «Любовная лирика В.В.Маяковского».

Цели и задачи: 

  1. дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
  2. закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
  3. заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

Оформление доски:

  1. тема урока
  2. эпиграф урока:

Любовь – это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны, 
Считая 
своим соперником…

(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.

Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.

В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.

Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.

Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.

  1. Поэма “Облако в штанах”,
  2. “Флейта – позвоночник”,
  3. “Люблю”,
  4. “Про это”,
  5. Стихотворения: “Юбилейное”,
  6. “Любовь”,
  7. “Лиличка”,
  8. “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,
  9. “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

Эпиграф.

Обратите внимание на записанный на доске эпиграф. Мне бы хотелось, чтобы вы его прочитали. В конце урока опираясь на изученные стихотворения и эпиграф, вы должны будете постараться ответить на вопрос – какая же любовь царит в душе Маяковского-поэта.

Биографический комментарий.

Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминал: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям).

Сообщение учащихся “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”.

Я хочу предостеречь вас от слишком буквального отождествления реально существующих людей и героев лирики поэта, ведь искусство всегда стремится конкретно-единичный случай осмыслить как общезначимый.

Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде. 
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и су́етных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ:

- Объясните неологизмы Маяковского, которые встретились в тексте. Возможно ли их понять? Как создает свои неологизмы поэт? (Объясняют. Понять можно, т.к. создаются при помощи известных словообразовательных средств: опожаренном (обожженном), выреветь (выплакать, высказать) и др.)

– Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.

– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?

– Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?

(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).

Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…

– Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?

– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

Любовь

  1. Забота о любимом
  2. Порядочность
  3. Нежное отношение
  4. Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков
  5. “Отдавание” себя
  6. Ты – моя собственность дарение
  7. Я тебя хочу
  8. Сделка (я люблю тебя за…)
  9. Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив
  10. Желание сделать любимого лучше, чем он есть
  11. Не ожидать ничего взамен

– Скажите, а такую любовь вы встречали в жизни?

– А что преобладает в жизни?

(Учитель записывает на доске “нижнюю ступень”)

(т.е. низший и высший уровень)

Риторический вопрос:

– На каком уровне находитесь вы?

Каждый сам для себя отвечает на этот вопрос.

1-я ступень – это легко, это “как все”, это ревность и т.д. И, в конечном счете, когда жизнь проходит, понимаешь, что ты не был счастлив.

2-я ступень – это сложно, это “ не как большинство”. Но именно это заставляет человека почувствовать себя счастливым. (Это мое личное мнение)

Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)

Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

“ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

Простите
        меня,
             товарищ Костров,
с присущей
          душевной ширью,
что часть
         на Париж отпущенных строф
на лирику
         я
          растранжирю.
Представьте:
            входит
                  красавица в зал,
в меха
      и бусы оправленная.
Я
 эту красавицу взял
                   и сказал:
- правильно сказал
                   или неправильно?-
Я, товарищ,-
             из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
       девиц красивей,
я видал
       девиц стройнее.
Девушкам
        поэты любы.
Я ж умен
        и голосист,
заговариваю зубы -
только
      слушать согласись.
Не поймать
          меня
              на дряни,
на прохожей
           паре чувств.
Я ж
    навек
         любовью ранен -
еле-еле волочусь.
Мне
   любовь
         не свадьбой мерить:
разлюбила -
            уплыла.
Мне, товарищ,
             в высшей мере
наплевать
         на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
                 не двадцать,-
тридцать...
           с хвостиком.
Любовь
      не в том,
                чтоб кипеть крутей,
не в том,
         что жгут угольями,
а в том,
        что встает за горами грудей
над
   волосами-джунглями.
Любить -
        это значит:
                   в глубь двора
вбежать
       и до ночи грачьей,
блестя топором,
               рубить дрова,
силой
     своей
          играючи.
Любить -
        это с простынь,
                       бессонницей
                                  рваных,
срываться,
          ревнуя к Копернику,
его,
    а не мужа Марьи Иванны,
считая
      своим
           соперником.
Нам
   любовь
          не рай да кущи,
нам
   любовь
          гудит про то,
что опять
         в работу пущен
сердца
      выстывший мотор.
Вы
   к Москве
           порвали нить.
Годы -
       расстояние.
Как бы
       вам бы
             объяснить
это состояние?
На земле
        огней - до неба...
В синем небе
            звезд -
                   до черта.
Если бы я
         поэтом не был,
я б
   стал бы
          звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
       стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
    авто
        по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
        умницы:
человек -
         в экстазе.
Сонм видений
            и идей
полон
     до крышки.
Тут бы
      и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
     с какой-то
               грошовой столовой,
когда
     докипело это,
из зева
       до звезд
               взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
          хвост
               небесам на треть,
блестит
       и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
                     на звезды смотреть
из ихней
        беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
              и вести,
                      и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
           головы
                 спиливать с плеч
хвостатой
         сияющей  саблей.
Себя
     до последнего стука в груди,
как на свиданье,
                простаивая.
прислушиваюсь:
              любовь загудит -
человеческая,
             простая.
Ураган,
       огонь,
             вода
подступают в ропоте.
Кто
    сумеет совладать?
Можете?
       Попробуйте...

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.

– Что значит для поэта любовь?

(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.

– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.

“Письмо Татьяне Яковлевой”.

Если предыдущее стихотворение приобретает общественный характер (потому что адресовано официальному лицу), то это произведение изначально не предназначалось Маяковским для печати. Тема предстаёт с иной, драматической стороне.

В поцелуе рук ли,
                 губ ли,
в дрожи тела
            близких мне
красный
       цвет
           моих республик
тоже
    должен
          пламенеть.
Я не люблю
          парижскую любовь:
любую самочку
             шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
                     сказав -
                            тубо -
собакам
       озверевшей страсти.
Ты одна мне
           ростом вровень,
стань же рядом
              с бровью брови,
дай
   про этот
           важный вечер
рассказать
          по-человечьи.
Пять часов,
          и с этих пор
стих
    людей
         дремучий бор,
вымер
     город заселенный,
слышу лишь
          свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
             молний поступь,
гром
    ругней
          в небесной драме,-
не гроза,
         а это
              просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
           не верь сырью,
не пугайся
          этой тряски,-
я взнуздаю,
           я смирю
чувства
       отпрысков дворянских.
Страсти корь
            сойдет коростой,
но радость
          неиссыхаемая,
буду долго,
           буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
         жены,
              слезы...
                      ну их!-
вспухнут вехи,
              впору Вию.
Я не сам,
         а я
            ревную
за Советскую Россию.
Видел
     на плечах заплаты,
их
  чахотка
         лижет вздохом.
Что же,
       мы не виноваты -
ста мильонам
            было плохо.
Мы
   теперь
         к таким нежны -
спортом
       выпрямишь не многих,-
вы и нам
        в Москве нужны,
не хватает
          длинноногих.
Не тебе,
        в снега
               и в тиф
шедшей
       этими ногами,
здесь
     на ласки
            выдать их
в ужины
       с нефтяниками.
Ты не думай,
            щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
         иди на перекресток
моих больших
            и неуклюжих рук.
Не хочешь?
          Оставайся и зимуй,
и это
     оскорбление
               на общий счет нанижем.
Я все равно
           тебя
               когда-нибудь возьму -
одну
    или вдвоем с Парижем.

– Докажите текстом, что признание в любви соединяется с размышлениями о жизни.

Именно эта двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения.

Подведение итогов. Выводы.

– Обращение к эпиграфу урока и ответ на заданный в начале урока вопрос.

  1. Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.
  2. Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.
  3. Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.

Д.З. Письменная работа.

“Что в личности, жизни и творчестве Маяковского меня привлекло?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Тест "А. С. ПУШКИН Лирика" 6 класс

Эта работа может быть использована на уроках литературы в 6 классе. Тестовая форма поможет активизировать знания учащихся, вопросы, требующие развернутого ответа, тоже здесь представлены. Целесообразн...

С.Есенин. Лирика. 11 класс

Презентация предназначенена для изучения лирики С.Есенниа по учебнику Русский язык и литература 11 класс под ред. Т.Ф.Курдюмовой...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике В.А.Жуковского, А.С. Пушкина (9 класс)

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века,комедии «Горе от ума», лирике В.А.Жуковского, А.С. Пушкина (9 класс)...