Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Задачи:

- обучающие: умение анализировать учебный материал.

-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

-воспитательные : формирование навыков работы в команде.

Тип урока: литературно-тематический вернисаж.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая ,фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Александрова Маргарита Алексеевна

Место работы

МОУ Становская сш Ржевского района Тверской  обл  

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

10

Тема и номер урока в теме

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.

4 урок

Базовый учебник

В.И.Коровин. « Литература, 10 класс»

  1. Цель  урока:доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».

9. Задачи:

- обучающие: умение анализировать учебный материал.

-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

-воспитательные : формирование навыков работы в команде.

  1. Тип урока: литературно-тематический вернисаж.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая ,фронтальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, экран или интерактивная доска( для демонстрации презентации) .
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя. ( Обращаю внимание на основные мотивы творчества поэта) : а) мотив свободы и воли  , б) мотив одиночества , в) мотив трагедии поколения , г) мотив назначения художника. 
  2. Литературно-тематическое исследование : мотив свободы и воли в лирике М.Ю . Лермонтова и романе « Герой нашего времени».

 Мотив свободы и воли :

  1. Стихотворение « Прощай , немытая Россия». Побег лирического героя за «стену Кавказа».Комментированное чтение.
  2. Действие романа также происходит на Кавказе: Печорин также покидает Россию в поисках независимости и духовной свободы. Комментированное чтение эпизодов.

          3.Литературоведческие загадки:

  1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать вам мотив свободы в прокомментированном стих-нии ?
  2. Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый нрав Печорина?

4. Литературно-тематическое исследование. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе:

  1. Комментированное чтение стих-я « Выхожу один я на дорогу».Помочь увидеть одиночество лирического героя ( по схеме анализа стих-я).
  2. Этот мотив отчетливо звучит в романе. Печорин  одинок. Комментированное чтение эпизодов. Раскрыть индивидуализм Печорина ( с использованием материалов характеристики героя в 9 классе).  

5. Иллюстрации к стих-нию «Выхожу один я...» и к роману . Помогает ли иллюстрация раскрыть идею произведения ? Предложите свои варианты иллюстраций к данным произведениям(Использую Интернет — ресурсы с сайта  http://www. Lermontov.info/biograf.shtml)                                                                                

 6.  Художественно-творческое задание. Определите, к каким произведениям созданы иллюстрации. Каких героев вы узнали?(Материалы сайта http://lermontov.niv.ru)                                                                                                                        

7.    Итог урока: принципы романтического контраста в художественном мире поэта.

8.     Дом. Задание: Развернутый ответ на один из проблемных вопросов: Есть ли в биографии М.Ю. Лермонтова еще не изученные страницы?  Можно ли  рассматривать биографию и   творчество М.Ю. Лермонтова как единство его жизненного и духовного пути?                                           

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...