Анализ лирического стихотворения. С.Я.Надсон "Заря лениво догорает..."
методическая разработка по литературе по теме

Панарина Татьяна Викторовна

Анализ лирического стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stiha.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выборгский филиал АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С.Пушкина»                                           Факультет психологии                                                                                                   cтудентка 5 курса заочного отделения Панарина Т.В.

Анализ лирического стихотворения                                                            Надсон Семён Яковлевич  «Заря лениво догорает...»

Пейзажная лирика с элементом любовной лирики                                                        1.Тема: описание летней ночи                                                                                  Идея: восхищение красотой ночи («Какая ночь!»), любовь к родной природе, желанье счастья и любви.                                                                                                        «Природа – как вечно живой источник красоты, покоя и блаженства». 2.Размер стихотворения – четырёхстопный  ямб                                                                                                       Стихотворная форма: четверостишие или катрен.                                                                  Схема рифмования: АВАВ (перекрёстная рифма).                                                                                                   Чередование ЖМЖМ ( женской рифмы и мужской рифмы)                               создают неповторимую напевность, музыкальность стихотворения. Положено на музыку Ц.А.Кюи, Э.Ф.Направником, А. А.Спендиаровым,                  А. Таскиным. 

3. Средства выразительности:

Художественно – выразительные средства

Лексические средства       выразительности

1.Простые

Сравнение:

 деревья, как великаны

Эпитеты:

в ночи голубой; в глубокой мгле;

изумрудные поляны; с отрадой жадной, в капризных странных очертаньях, в роскошных сочетаньях;

2.Сложные

Олицетворения:

заря лениво

село засыпает; песня, замирая, звучит; ручеёк, играя, бежит; деревья стоят; поляны спят;  несутся тучки; свет с тьмой лежит; закипает желанье; грудь вдыхает;  

Метафоры:

в уснувшем воздухе; деревья сонные;

1.Антонимы:

свет с тьмой

2.Историзм:

с отрадой ( с радостью,

удовольствием)

Фонетические средства выразительности

Звукопись (аллитерация)

частое повторение звуков [c]-[з]

Начало строк – в основном предлоги и союзы

В стихотворении нет НИ одной точки! ( только  ;  …)

4.Композиция                                                                                                                                                      Стихотворение делится на 2 части.                                                                                                                  В первой части (1, 2,3, 4  катрены) разворачивается тема красоты природы - летней ночи. Мир природы у С. Я.Надсона живет полной жизнью.                                                                                                                                                   Во второй части (5 катрен) читатель вместе с лирическим героем переживает   гармонию нахлынувших чувств, явленная человеку в природе, яркие сердечные интонации.

5.Способ выражения авторского сознания:                                                                              - лирический герой:  созерцание природы,  чувство восхищения ею становятся импульсом  к переживанию, эмоциональному отклику, желанье счастья и любви                                                                                                                                   

- предметный мир представлен в описании летней ночи

- ролевая лирика:  авторское «я» скрытое

6.Ритм стихотворения

В этом стихотворении чередуются двустишия, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов               (9—8, 9—8 и т. д.), одинаковое число ударений — по 3 в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах в каждой строке                            (2—4—8 слоги), на всех четных строках ударение падает на последний слог, на всех нечетных — на предпоследний, концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц.

Анализ лирического стихотворения

Надсон Семён Яковлевич  «Заря лениво догорает...»

Заря   лениво   догорает

На   небе   алой   полосой;

Село беззвучно засыпает

В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,

В уснувшем воздухе звучит,

Да ручеек, струей играя,

С журчаньем по лесу бежит...

Какая ночь! Как великаны,

Деревья сонные стоят,

И изумрудные поляны

В глубокой мгле безмолвно спят...

В капризных, странных очертаньях

Несутся тучки в небесах;

Свет с тьмой в роскошных сочетаньях

Лежит на листве и стволах...

С отрадой жадной грудь вдыхает

В себя прохладные струи,

И снова в сердце закипает

Желанье счастья и любви...    (1879)

                     Надсон Семён Яковлевич

НАДСОН Семен Яковлевич ( [14(26).XII. 1862, Петербург]— [19(31).I.1887]), Ялта.                                         Поэт родился в семье мелкого чиновника — поэт. В 2-летнем возрасте потерял отца.                     В 1872 И. С. Мамонтов (дядя Семёна) определил его пансионером в Петербургскую военную гимназию, а через год от чахотки умерла его мать. По окончании гимназии Семен Яковлевич был отдан опекуном в Павловское военное училище. В 1882 он вышел подпоручиком в Каспийский полк, расквартированный в Кронштадте. Военная служба тяготила поэта, и в 1884, уже безнадежно больной туберкулезом, он с трудом добился отставки. Некоторое время был секретарем редакции «Недели». Однако здоровье его быстро ухудшалось. Надсон выехал лечиться за границу. Но лечение в Германии, Швейцарии, Франции не дало результатов. Последние годы поэт жил на Украине, сотрудничая в киевской газете «Заря».Надсон Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег. В 1878 появилось первое стихотворение — «На заре» в журнале «Свет». Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело» и других. В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А.Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки». В своей автобиографии поэт писал о Плещееве: «Его я считаю, своим литературным крестным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу». Сближается поэт с литераторами демократического лагеря — Салтыковым-Щедриным, В. Шелгуновым, Гаршиным и другими. На юношеской лирике Семена Яковлевича сказалось влияние Плещеева и Некрасова. Расцвет поэтической деятельности Надсона С.Я. приходится на 80-е гг.                    В 1885 вышла первая книга его стихотворений. В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное. За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. Либерально-буржуазные критики (Голенищев-Кутузов, Грот, Арсеньев и другие) оценили книгу в целом положительно, но не признавали в Надсоне поэта-гражданина, а считали его певцом уныния, покоя и примирения. В действительности же поэзия Семена Яковлевича имела гражданский характер: она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности.

.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического стихотворения

Предложена схема анализ лирического стихотворения...

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"

Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...

Комплексный анализ лирического стихотворения.

В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност...

Обучение анализу лирического стихотворения

В разработке представлен план анализа лирического стихотворения....