Животные в творчестве А.П.Чехова
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Камьянова Елена Александровна

Разработка включает в себя презентацию по теме, сообщения учеников, индивидуальную карточку и конспект урока. Эту разработку целесообразно проводить в 4, 5 класе или в рамках классного часа "Мы в ответе за тех, кого приручили". Конспект предусматривает знание текстов "Белолобый" и "Каштанка". Можно использовать фрагменты мультфильма "Каштанка"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЖИВОТНЫЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА Беседа Жил на свете необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но и, главное, словами. Помогал он и больным и здоровым. Потому, что он был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов . В 1884г, окончив медицинский факультет Московского Университета, Чехов ещё не знал, кем он станет - доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка « Доктор Чехов», а в газетах и журналах, один за другим, появлялись его рассказы, подписанные смешными именами: «Человек без селезёнки», «брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антоша Чехонте», Вскоре Антон Павлович сделал выбор: он решил заниматься главным образом литературой. Он написал сотни замечательных рассказов, повестей, в которых показал людям, что жить так, как они живут, больше нельзя. Надо изменить, переделать жизнь.

Слайд 2

Весной 1890 года он решает поехать на остров Сахалин, чтобы увидеть самое страшное место в России - царскую каторгу. 11 тыс. вёрст он проехал из конца в конец России, из них больше половины - на лошадях. В пути случалось всякое. Но, несмотря на все тяготы путешествия, Антон Павлович не пожалел о том, что поехал на Сахалин. Там он прожил 3 месяца, написал книгу «Остров Сахалин». В Россию писатель вернулся морским путём. Он видел Индию, Цейлон, проплывал мимо берегов Египта. Ему пришлось побывать в Гонконге, Сингапуре и других южных городах. Помимо многих интересных вещей и сувениров, он привёз с собой с острова Цейлон 3-х зверьков, называвшихся мангустами.

Слайд 3

Антон Павлович шутливо писал в одном из писем: «Мангусты уже имеют имена. Один мангуст зовётся «сволочью» - так, любя, его прозвали матросы; другой, имеющий очень хитрые жульнические глаза, именуется «Виктором Крыловым» (плодовитый, но бездарный драматург, пьесы которого Чехов не любил), третья, самочка, робкая, недовольная и вечно сидящая под рукомойником, зовётся Смутовой (артистка, игравшая в пьесе Чехова «Иванов»). А.П. Чехов и мичман Г.Н. Глинка с мангустами. Возвращение с о. Сахалин на пароходе. Петербург. Фото 1890

Слайд 4

Потом у Чеховых остался только один мангуст. Это был чудесный и интереснейший зверёк. Он быстро приручился и стал вести себя в доме полным хозяином. Он исследовал каждую щель, лазил по столам, осматривал всё, что там лежало, перелистывал книги, заглядывал в чернильницы и даже макал в них лапки и потом оставлял следы. Смешной, но не совсем приятной особенностью мангуста было обследование карманов. Представьте себе картину: приходит гость, садится на стул. Вдруг к нему на колени прыгает зверёк размером со взрослого котёнка и начинает выворачивать карманы его пиджака, интересуясь каждой вещью, находящейся там. У женщин он разбрасывал сложенные в причёску волосы и вынимал все шпильки и гребёнки. Если мангуст находил щёлку или дырку в обоях, то немедленно разрывал её ещё больше, исследуя, нет ли там чего-нибудь.

Слайд 5

У себя на родине мангусты уничтожают ядовитых змей. Эту способность зверёк продемонстри-ровал летом на даче в Богимове. Как-то в парке из травы выползла большая змея. Михаил Павлович сбегал в дом и принёс мангуста. Сначала он, сжавшись в комок, как ёжик, долго смотрел на змею, затем прыгнул на неё и перегрыз ей голову. Мангуст очень любил людей, и когда его оставляли в одиночестве, он буквально плакал. Когда же кто-нибудь входил в комнату, он прыгал и ласкался, как собака. А ночью он обязательно спал на чьей-нибудь кровати, причём, мурлыкал, как кошка. И всё же с ним пришлось расстаться. Мангуст много проказничал, после него в комнатах всегда царил беспорядок. Любопытство его не имело границ. Его отдали в зоопарк, и сестра Антона Павловича Мария Павловна часто его там навещала.

Слайд 6

В 1892 Чехов вместе с семьёй переезжает в подмосковное имение Мелихово. Здесь новым хозяевам вместе с усадьбой и всем скарбом достались ещё и дворовые собаки, среди которых были Шарик и Арапка, а также щенки… Но писателю хотелось иметь породистых собак.

Слайд 7

У петербургского знакомого Чехова, редактора журнала «Осколки» Лейкина были таксы Апель и Рогулька. Весной 1893г. их щенки были доставлены в Мелихово Они быстро освоились на новом месте и стали хозяйничать в доме. На другое же утро из прихожей исчезли все калоши. Ночью они были растасканы щенками по всем комнатам дома. Это были чистокровные таксы на коротеньких кривых ножках, с вытянутым телом и забавными мордочками. Их длинные уши почти волочились по земле. Им были даны имена БРОМ и ХИНА. А когда они подросли и стали солидными и толстенькими, Антон Павлович прибавил им ещё и отчества: Хина Марковна и Бром Исаевич.

Слайд 8

Антон Павлович очень любил этих ласковых собачек и часто вёл с ними уморительные разговоры. Каждый вечер Хина подходила к нему, клала ему на колени лапы и жалостливо смотрела в глаза. Писатель оборачивал длинные уши вокруг морды собаки и кончики сжимал под « подбородком». Получалась смешная мордочка, похожая на старушку в платке. Чехов, глядя на неё с состраданием, говорил смешным старушечьим голосом: « Хина Марковна! Вам бы лечь в больницу! Вам ба там ба полегчало ба б...».

Слайд 9

В другой раз он, показывая на длинное распластанное тело Хины, с животом, почти касающимся земли, с коротенькими лапками, вдруг с серьёзным видом начинал уверять, что эта порода собак произошла от скрещивания простой дворняжки с крокодилом. Как-то Бром стал проявлять знаки внимания к одной из дворняжек. Чехов стал вести с ним «серьёзный разговор», упрекая его, как же это так он «влюбился» и заставляет страдать свою супругу Хину Марковну. Всю жизнь Чехов любил проводить свой досуг на лоне природы за двумя занятиями: рыбной ловлей и собиранием грибов. За грибами он ходил в сопровождении Брома и Хины. Они особенно любили помогать собирать грибы. Антон Павлович найдёт гриб, сорвёт его, а собаки тут как тут, тычут своими мордочками в то место, где рос гриб.

Слайд 10

Прототип -(от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.

Слайд 11

В рассказах Чехова о животных, таких, как «Каштанка», «Белолобый», «Событие», показано, что доброе отношение человека к животным важно не только для животных – оно гораздо важнее для самого человека.

Слайд 15

«Мы в ответе за тех, кого приручили» А.де Сент-Экзюпери



Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка» и «Белолобый»)

                                                                                                               Мы в ответе за тех, кого

                                                                                                                приручили

                                                                                                                                                    А.де Сент – Экзюпери                                                                                                                                                                    «Маленький принц»

Цели:

развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;

учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;

развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;

обогащать внутренний мир детей;

воспитывать любовь к животным

Учитель:

Вступительное слово слайд 1,2,3

Жил на свете необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но и, главное, словами. Помогал он и больным и здоровым. Потому, что он был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

В 1884г, окончив медицинский факультет Московского Университета, Чехов ещё не знал, кем он станет - доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка « Доктор Чехов», а в газетах и журналах, один за другим, появлялись его рассказы, подписанные смешными именами: «Человек без селезёнки», «брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антоша Чехонте»,

Вскоре Антон Павлович сделал выбор: он решил заниматься главным образом литературой. Он написал сотни замечательных рассказов, повестей, в которых показал людям, что жить так, как они живут, больше нельзя. Надо изменить, переделать жизнь.

Весной 1890 года он решает поехать на остров Сахалин, чтобы увидеть самое страшное место в России - царскую каторгу. 11 тыс. вёрст он проехал из конца в конец России, из них больше половины - на лошадях. В пути случалось всякое. Но, несмотря на все тяготы путешествия, Антон Павлович не пожалел о том, что поехал на Сахалин. Там он прожил 3 месяца, написал книгу «Остров Сахалин». В Россию писатель вернулся морским путём. Он видел Индию, Цейлон, проплывал мимо берегов Египта. Ему пришлось побывать в Гонконге, Сингапуре и других южных городах.
Помимо многих интересных вещей и сувениров, он привёз с собой с острова Цейлон 3-х зверьков, называвшихся мангустами.

Впоследствии у Чеховых остался только один мангуст. Это был чудесный и интереснейший зверёк. Он быстро приручился и стал вести себя в доме полным хозяином. Он исследовал каждую щель, лазил по  столам, осматривал всё, что там  лежало, перелистывал книги, заглядывал в чернильницы и даже макал в них лапки и потом оставлял следы. Смешной, но не совсем приятной особенностью мангуста было обследование карманов. Представьте себе картину: приходит гость, садится на стул. Вдруг к нему на колени прыгает зверёк размером со взрослого котёнка и начинает выворачивать карманы его пиджака, интересуясь каждой вещью, находящейся там. У женщин он разбрасывал сложенные в причёску волосы и вынимал все шпильки и гребёнки. Если мангуст находил щёлку или дырку в обоях, то немедленно разрывал её ещё больше, исследуя, нет ли там чего-нибудь.

(слайд 5)

Мангуст очень любил людей, и когда его оставляли в одиночестве, он буквально плакал. Когда же кто-нибудь входил в комнату, он прыгал и ласкался, как собака. А ночью он обязательно спал на чьей-нибудь кровати, причём, мурлыкал, как кошка. И всё же с ним пришлось расстаться. Мангуст  много проказничал, после него в комнатах всегда царил беспорядок. Любопытство его не имело границ. Его отдали в зоопарк, и сестра Антона Павловича Мария Павловна часто его там навещала.

(слайд 7,8)

У петербургского знакомого Чехова, редактора журнала «Осколки» Лейкина были таксы Апель и Рогулька. Весной 1893г. их щенки были доставлены в Мелихово

Они быстро освоились на новом месте и стали хозяйничать в доме. На другое же утро из прихожей исчезли все калоши. Ночью они были растасканы щенками по всем комнатам дома. Это были чистокровные таксы на коротеньких кривых ножках, с вытянутым телом и забавными мордочками. Их длинные уши почти волочились по земле. Им были даны имена БРОМ и ХИНА. А когда они подросли и стали солидными и толстенькими, Антон Павлович прибавил им ещё и отчества: Хина Марковна и Бром Исаевич

Слайд 9

Вывод: работа в индивидуальной карте (5 мин.)

У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах  деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди,  это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов  огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

Сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Каштанка» и «Белолобый», которые вы прочитали дома. Обычно у любого произведения есть прототипы.

 Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю - прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.

Слайд 10

 Как вы думаете был прототип у  героини  рассказа «Каштанка»?

 Ответы учеников:    Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто - то рассказал похожую историю.

Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.

Послушаем сообщения учеников  о  происхождении сюжета этого  произведения.

Сообщения ученика:

“Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время”… Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.

В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”.

Учитель:

 Существует еще одна история создания «Каштанки»?

Сообщение ученика:

 О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления  сбежала к старому хозяину.

Учитель

Кто является главной герои ней рассказа?

Ответы учеников:

Собака Каштанка

Почему рассказ называется именно так?

Почему именно Каштанка? Как связано с каштаном?

Ответ учеников:   Рассказ назван по имени главного героя. Собака была рыжего цвета.

 Каштан – дерево с плодами коричневого цвета, вероятно, шерсть у собаки была коричневая, каштановая, поэтому собаку назвали Каштанка.

Учитель:

Дайте  характеристику Каштанки, свои ответы подтвердите текстом

Ответы учеников:

Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.

Веселая, подвижная, умная, преданная

Работа в индив.карте №2,3

Учитель:

Теперь работа по группам

Каждой группе задание.

 1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?

  2  группа работает  с вопросом  - Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?

 3 группа работает с вопросом    - Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?

Ответы подтвердите текстом:

1 группа

Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанкою овладели отчаяние и ужас…, стала горько плакать, от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

 2 группа

С умилением и любопытством глядела на незнакомца, много съела, разлеглась среди комнаты, протянула ноги,  и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, … но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком

3 группа

Нравилось, что незнакомец дает много еды, обстановка, запахи не нравились. 

Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком.… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею… Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, … давал ей нюхать табаку…” Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, … ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон треклятая!” …где лучше – у незнакомца или у столяра?”

Учитель:

 Каштанке было хорошо  у незнакомца?

Ответы учеников:

У незнакомца Каштанке было хорошо, ее кормили, у нее было свое тепленькое местечко.

Учитель:

Какие чувства испытала Каштанка при встрече со старым хозяином?

Ответы учеников:

- Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. … “вместо слов “Талант! Талант!” услышать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение

Учитель: 

Каштанка чувствует бесконечную преданность и любовь к первому своему хозяину, другу. У каждого из вас есть собака , которая  по своей воле никогда вас не поменяет на другого хозяина, ваша собака всегда рада вам, с радостью бежит к вам навстречу, лижет руки, у нее никогда не бывает плохого настроения, она не может вас обидеть.

(Слайд 12)

Учитель  Юрий Никулин в своей книге «Почти серьёзно...» вспоминает, что в детстве часто плакал, читая рассказ «Каштанка». Маленькому Юре непонятно было, почему Каштанка убежала от доброго клоуна к злому пьянице-столяру... Беспородная собака Каштанка - помесь таксы с дворняжкой, мордой очень похожая на лисицу - по несчастливому стечению обстоятельств потерялась на улице. Ну, вот же, вроде бы здесь был ее хозяин - вечно пьяненький столяр Лука Александрыч, а уж и нет...

Волна опустошения и горечи утраты накатила на Каштанку, забыла она и побои, и частые голодовки, и издевательства Федюшки, сына столяра... Что это - тоска по потерянному дому, пусть и по плохонькому, но своему?

Инд.карточка вопрос №4

А теперь мы заглянем и узнаем, как живёт волчья семья…

Презентация  слайд 13

 Из рассказа «Белолобый»  А. П. Чехова мы узнаём о приключениях добродушного и веселого щенка Белолобого, вдруг попавшего из теплого хлева, где он спал вместе с ягнятами, в волчье логово. Писатель удивительно человечно рассказал о заботливой матери волчихе, о резвых волчатах. Об их игре с Белолобым.

       Если невнимательно отнесемся к животным, — как бы говорил писатель, – легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, победившего невинного Белолобого.

Уяснение позиции автора и читателей, развитие речи

Какие места в рассказе вам понравились? Что вы можете сказать об этом рассказе?

Рассказ смешной

– Что было смешно в этом рассказе? Перечитайте эти места.

(перечитывают места, где изображаются щенок и Игнат, объясняют.)

– Кто же смешно изображен?

– Щенок и Игнат.

– А чем оба смешны?

– Своей глупостью.

(Объясняют, почему Игнат тоже смешен. Перечитывают.)

– Какую особенность рассказов Чехова вы открыли. Когда читали его описание животных и людей, многие места вызывали смех. И животные, и люди изображаются им по – особому. Какой это смех?

– Это юмор. Это не злой смех, а теплый добрый.

–Рассказ этот красивый. В чем Чехов увидел красоту?

– Он хорошо описывает природу. Раннее утро (Читают.)

– Чехов говорит еще о красоте чувств. Чьих?

– Волчихи. Волчиха — главный герой рассказа.

(Далее рассказ о волчихе.)

– Где и как говорит Чехов о волчихе?

Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: помнила, соображала, ее мучил голод, она думала.

– Что в ней вам понравилось? Она заботливая мать. Чехов ее так изображает.

(Читают соответствующие место по тексту.)

– Какое чувство вызывает у вас волчиха?

– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.

– Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

А обратили ли вы, ребята, внимание, что особенного в описании животных у Чехова?

– Чехов высказывает думы волчихи. Она как человек, думает.

– Молодцы, что вы это заметили. Он пишет о волчихе так, как можно писать о человеке. Найдите эти места.

Перечитывает сам учитель: “По слабости здоровья . ..”, когда так говорят?

– Так говорят о человеке, когда жалеют человека, когда ему сочувствуют или уважают.

Белолобый главный герой рассказа.

– Кто же герой рассказа?

– Волчиха.

– А почему рассказ назван “Белолобый”?

– Белолобый — причина неудачной охоты.

Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

Прочитаем о Белолобом.

– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.

– А в конце рассказа жаль Белолобого.

– Почему?

– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.

Игнат — герой рассказа “Белолобый”.

– Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает?

Высказывания детей.

– Он добрый, и глупый,он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше.

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

Инд.карт вопрос №5

Выставка рисунков и книг

Своё отношение к героям  произведения вы также выразили в своих рисунках. Представьте свои работы.  

Выставка книг.

Доп.* Расширение читательского кругозора слайд 14

А хотите узнать побольше о волках?

Учащиеся, получившие задание в начале урока, озвучивают тексты, взятые из статьи « О волке и волках» в книге И. И. Акимушкина « Мир животных: млекопитающие». М.,1990.

а) « Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернётся отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад. А отношение волков к малышам, даже чужим заслуживает не только похвалы – подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат, вскормит их, вспоит, научит жить. У волков дружная семья, но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть из своего желудка кусок мяса и для собаки. Горе собрата их трогает. Однажды нашли волки ежа – один исколол морду в кровь. Другие поглядывают на раненого и тихонько скулят, выражая сочувствие».

б) « А ещё мы любим поиграть. Особенно любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх – свечкой (хорошо, что задние ноги у нас сильные), один перепрыгивает через другого. Чехарда, да и только! Играем в кошки – мышки. Вы не смейтесь, но волки и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная, весёлая, хитроватая, застенчивая. В общем, волчья улыбка».

Что из услышанного вас удивило, заинтересовало?

Подтверждает ли это мысль о том, что А.П.Чехов смог проникнуть в мир чувств и отношений животных?

Учитель

Ребята, давайте посмторим на эпиграф нашего урока. Правильно ли он выбран? Слайд 15

Эпиграф выбран правильно, ведь мы действительно не должны бросать тех, кто нас любит, тех, кого мы приручили.

Мы действительно несем ответственность за тех животных , которые были взяты в наш дом.

Учитель: Я согласна с вашими ответами и  уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку , вы добрые и отзывчивые ребята! Инд.карточка №6,7 - зачитать

     



Предварительный просмотр:

Сообщения ученика:

“Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время”… Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.

В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”.

Сообщение ученика:

 О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления  сбежала к старому хозяину.

1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?

  2  группа работает  с вопросом  - Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?

 3 группа работает с вопросом    - Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?

а) « Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернётся отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад. А отношение волков к малышам, даже чужим заслуживает не только похвалы – подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат, вскормит их, вспоит, научит жить. У волков дружная семья, но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть из своего желудка кусок мяса и для собаки. Горе собрата их трогает. Однажды нашли волки ежа – один исколол морду в кровь. Другие поглядывают на раненого и тихонько скулят, выражая сочувствие».

б) « А ещё мы любим поиграть. Особенно любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх – свечкой (хорошо, что задние ноги у нас сильные), один перепрыгивает через другого. Чехарда, да и только! Играем в кошки – мышки. Вы не смейтесь, но волки и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная, весёлая, хитроватая, застенчивая. В общем, волчья улыбка».



Предварительный просмотр:

                             Индивидуальная карточка учащегося

Ф.И.

Перечислите всех животных, которые жили у А.П.Чехова. Кто вам больше всех нравится и почему?

Расскажите о прототипе героине рассказа «Каштанка»…

Дайте характеристику Каштанке. Какая она?

Почему же Каштанка убежала от доброго клоуна к злому пьянице-столяру? Обоснуйте ваше мнение.

Кто на ваш взгляд главный герой рассказа «Белолобый»? Почему?

Какие пословицы вам вспоминаются после прочтения рассказов А.П. Чехова?

Понравился ли вам урок? Что нового и интересного вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....


 

Комментарии

Камьянова Елена Александровна

Разработка включает в себя презентацию по теме, сообщения учеников, индивидуальную карточку и конспект урока. Эту разработку целесообразно проводить в 4, 5 класе или в рамках классного часа "Мы в ответе за тех, кого приручили". Конспект предусматривает знание текстов "Белолобый" и "Каштанка". Можно использовать фрагменты мультфильма "Каштанка"