методическая разработка по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

голубева наталья николаевна

Тема "Серебряный век русской литературы" - сложная по нескольким аспектам: во-первых, современные ученики далеки от вопросов литературы и далеко не всегда интересуются поэзией; во-вторых, недостаточно часов для изучения это темы; в-третьих, серебряный век - сложное и противоречивое явление русской культуры.Основная цель уроков по данной теме - погружение в неповторимую атмосферу серебряного века, знакомство с основными течениями в литературе и искусстве той эпохи. Представленный урок - первый по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-lekciya_po_sv.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Серебряный век русской литературы

Цели:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире русской поэзии начала ХХ века; содействовать формированию единой картины внутреннего мира человека изучаемого периода и его выражения в искусстве; организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей эстетики поэзии серебряного века на конкретных произведениях.

Развивающие:

Использовать приёмы педагогических технологий для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к литературе изучаемого периода.

Оборудование:

- компьютер и проектор с презентацией материала;

- портреты  и стихотворные сборники поэтов серебряного века

Тип урока: урок-лекция.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…


Ахматова “Поэма без героя…”

1.Вступительное слово учителя

Серебряный век русской литературы в последние годы стал предметом искреннего внимания читателя. Словно из небытия к нам вернулся целый пласт русской культуры. Серебряный век – это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России. Само определение – серебряный – возникло из сопоставления с пушкинской эпохой, которую называют «золотым веком» русской литературы. Определением «серебряный век» пользовались сами поэты. Так, Анна Андреева Ахматова в «Поэме без героя»(1940-1965), вспоминая о времени своей молодости, писала:

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против течения, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…

Строчки из этой поэмы мы возьмём в качестве эпиграфа к уроку.

Записываем в тетради тему и эпиграф к уроку

На прошлом уроке мы ходили с вами на экскурсию в музей «Палаты», где вы побывали на представлении «Очарование серебряного века». Дома вы должны были ответить на 2 вопроса:

- Какие ассоциации возникают у вас в связи со словосочетанием «серебряный век»?

- Какой вы увидели атмосферу той эпохи, её настроение?

Зачитываются 2-3 работы

Сегодня мы подробнее поговорим об особенностях такого феномена русской культуры, как серебряный век, и подтвердим или опровергнем некоторые ваши загадки.

2.Определение понятия «серебряный век»

Понятие «серебряный век» относят к литературе рубежа XIX-XX веков. Словосочетание «серебряный век» родилось в среде русской поэтической эмиграции первой волны, «русских парижан», и несло печальную ноту ностальгии, тоски по исчезнувшей поэтической России. В нём явно присутствует желание идеализировать художественную атмосферу начала века при полном забвении противоречий, болезненных явлений в той же среде. Какой идеальной казалась покинутая русская земля, родное слово в условиях эмигрантской бездомности, заброшенности в «чужие города» многим поэтам, артистам, художникам, слушавшим ностальгический романс (на слова Р. Блох) популярного в России и в эмиграции А. Вертинского:

Принесла случайная молва

Милые, ненужные слова:

Летний сад, Фонтанка и Нева.

Вы, слова залётные, куда?

Здесь шумят чужие города

И чужая плещется вода.

Слушаем запись романса в исполнении А. Вертинского

Поэт-эмигрант Николай Оцуп в статье 1933 года «Серебряный век русской поэзии» не только поставил эпоху Блока, Гумилёва, Ахматовой рядом с классическим золотым веком Пушкина, Достоевского, Толстого, но и увидел особый «героизм «серебряного века»». По мнению Н.Оцупа, классики жили и творили в эпоху, когда Россия была могучей, прочной, надёжной. Художники серебряного века куда более одиноки, и вокруг них «тишина и сумерки», полные угроз, страхов. И тем не менее они – одной природы с классиками, они свели на землю «высокое трагическое напряжение поэзии и прозы» XIX века.

Поэт, критик Сергей Маковский в мемуарах «На Парнасе Серебряного века» (1962) даст этому времени такую характеристику: «Серебряный век – мятежный, богоищущий, бредивший красотой…»

- Скажите, на какие особенности серебряного века в первую очередь обратили внимание поэты?

2.Хронологические рамки «серебряного века»

Где же на хронологической шкале русской истории располагается этот век? В отличие от «серебряного месяца» понять смысл второго ахматовского эпитета не так-то просто.

Имя века придумали древние греки, разделившие существование человечества на четыре периода: золотой, серебряный, медный и железный. Серебряный век у Гесиода и Овидия противопоставляется счастливому и беззаботному золотому веку как эпоха деградации, упадка, хотя дальше шли времена ещё более жестокие.

Русские критики второй половины XIX века, хорошо знавшие Гесиода по гимназии, применили схему веков к русским реалиям. В. В. Розанов «золотым веком русской литературы» объявил время «от Карамзина до Гоголя включительно», а серебряным – эпоху, которая последовала за ним. Он отмечает противоречивость послепушкинской эпохи, сочетание в ней упадка и подъёма: по его мнению, серебряный век превосходит золотой «содержательностью, богатством мысли, разнообразием чувств и настроений», но уступает с точки зрения формы.

Критик смотрел на открытый им «серебряный век» уже из иного времени. Свою эпоху он определять, очевидно, не захотел (у греков за серебряным веком неизбежно шёл медный). Когда же и эта эпоха закончилась, её непосредственные участники сдвинули определение вперёд по хронологической шкале.

Итак, в современном понимании серебряный век – это приблизительно три десятилетия на рубеже веков, время с начала 1890-х по начало 1920-х годов. Таким образом, между золотым веком и новым серебряным возникло зияние, эпоха без названия от Гоголя до Чехова, время великой русской прозы.

Сделаем  записи в  тетради

3. Содержание понятия «серебряный век» (сообщение учащегося)

Существует разное представление о том, кого из поэтов и писателей следует относить к представителям серебряного века. Изначально серебряный век понимался как эпоха русского модернизма. Но постепенно круг расширился, в него включили всех работавших в ту эпоху писателей. Таким образом, определение «серебряный век» стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Как писал критик М. Л. Гаспаров, «социальные, гражданские темы … решительно отодвигаются в сторону экзистенциальными темами – Жизни, Смерти, Бога». Все писатели той эпохи, несмотря на значительные противоречия между ними, объединены «духом времени».

В таком расширенном понимании серебряный век включает и русскую религиозную философию (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), и модернистские течения в живописи (объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»), и музыку (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов), и театральные постановки В. Э. Мейерхольда.

Таким образом, серебряный век оказывается исторической полосой, через которую вынуждены были пройти все: согласные и несогласные с установившейся в ней погодой, оказавшиеся потом в разных местах и поэтому по-разному оценивающие пройденный путь.

4. Серебряный век – ренессанс или упадок?

Важный вопрос, который волнует многих критиков и литературоведов: как оценивать эту эпоху? Серебряный век – ренессанс или упадок? Я предлагаю вам ознакомиться с различными высказываниями по этому вопросу и, по возможности, оценить их.

Учащиеся знакомятся с высказываниями Ф. А. Степуна, Н. А. Бердяева,

М. Горького (раздаточный материал – смотри приложение)

Таким образом, атмосфере рубежа веков присуща двойственность: с одной стороны, для этой эпохи характерен необычайный расцвет науки, культуры, искусства, с другой – ощущение близкого краха. А. Блок, один из наиболее ярких представителей серебряного века, так охарактеризовал свою эпоху: «Мы - дети страшных лет России…»

- Какие исторические события происходили в России в начале ХХ века? (революции, русско-японская война, Первая мировая война, Гражданская война)

- Как, на ваш взгляд, эти события повлияли на развитие литературы? (определили круг тем, настроение произведений)

5. Подведение итогов

Как бы мы ни оценивали эту эпоху – как ренессанс или как упадок, – важно признать, что противоречия серебряного века во многом определили культурную историю всего двадцатого столетия.

Русский серебряный век оказался коротким: история отпустила ему около трёх десятилетий. Но за это время появилось столько новых имён создано такое количество значительных произведений, что их вполне хватило бы на столетие.

Серебряный век был началом: модернистской эпохи, творчества многих русских писателей, которые составили его славу.

Серебряный век был продолжением: он не смог бы состояться без наследия века золотого.

Серебряный век был концом: в 1920-е годы литература начала существовать в совершенно ином контексте.

Серебряный век, как вишневый сад, быстро гибнет под топором новой эпохи, но остаётся поэтической легендой, мечтой.

6. Домашнее задание: законспектировать материал, представленный в учебнике И. Н. Сухих на страницах 40-46 (обратить внимание на понятия «модернизм», «декаданс», «авангард»); по группам – подготовить сообщение об одном из модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм) по плану: где и когда возникло течение, основные представители, характерные черты направления; выучить стихотворение поэта серебряного века (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...