Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Коновалова Екатерина Андреевна

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрываются тайны характера главных героев, их отношение к "вечным " проблемам: добра и зла, долга и совести, семьи и общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_materoy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ТЕМА УРОКА: МОТИВ ДОМА В ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» И РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»    10 КЛАСС.

 ЦЕЛЬ УРОКА: Путем исследовательского анализа художественного текста раскрыть тайны характера главной героини, выяснить основную идею повести, развивать умения текстуального исследования произведения, используя художественные детали,  комментированное чтение, анализ отдельных эпизодов; вскрыть проблемы, извечно волнующие человека: добра и зла, долга и совести, семьи и общества; воспитывать любовь к  семье, малой Родине.

ЭПИГРАФ.

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, земля, на которой  стоит твой дом. И все четыре-одна важней другой. Захромает какая- весь свет в наклон»

                                                                                     В.Распутин.

«Нам бы про душу не забыть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле.

                                                                                      В.Шукшин.

ХОД УРОКА:

Слово учителя: «Прощание с Матерой».  Матера - остров, деревня, родной дом.

Тема дома -  сквозная в русской литературе. Дома Ростовых, Болконских, Турбиных, антидома в романе «Мастер и Маргарита» и др. Все эти произведения нам еще предстоит прочитать. Что значит для человека дом, родная деревня, Родина? Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Ведь отношением к своему дому проверяется человеческая суть героев, их поступки. Цель нашего урока - не только проанализировать основные проблемы повести, но и провести небольшое исследование-сравнение с прочитанным рассказом «Матренин двор»

Недаром название рассказа «Матренин двор» перекликается с названием повести «Прощание с Матерой»: ведь героиня рассказа Солженицына  и несет в себе материнское, спасительное начало. Кстати, слово Матрена с лат.  переводится как мать.

                               Обратимся к заглавию повести.

ВОПРОСЫ:

-Как вы думаете, почему такое название-Матера?

-Что ассоциируется у вас с этим словом?

(Ученик читает ЛЗ слов из толкового словаря)

МАТЕРЫЙ -   (О ЗВЕРЕ)- достигший полной зрелости, крепкий; перен.-опытный, знающий.

МАТЕРЬ-у верующих Богородица.

МАТИЦА-потолочная балка (в доме).

КАКОЕ МНОГОЗНАЧАЩЕЕ СЛОВО!

В название каждой своей повести В.Распутин выносит главную мысль.

-Можно ли  обнаружить внутреннюю связь между  произведениями писателя:

«Последний срок»- «Прощание с Матерой»- «Пожар» - «Изба»?  (написать на доске)

Слово учителя:

Последний срок отпущен и нам, людям. Матера-это те экстремальные условия, в которые Распутин поставил детей Анны. Что же сделает с нами пожар? Кто будет оборонять свой внутренний дом, свою совесть, свою землю?

В. Распутину во время встречи в Останкино задали вопрос:

-Действительно была такая деревня или это обобщенный образ? (зачитать из книги «15 встреч в Останкине»; М, издательство политической литературы, 1989г).

 «Собирательный образ…Хотя у нас на Ангаре не одна деревня была на острове, и название такое есть-Матера. Вообще, среди русских названий, самых распространенных, кондовых, коренных, название «Матера» существует по всем просторам России, есть оно и у нас в Сибири, и на Ангаре было. Повесть  «Прощание с Матерой» писалась по материалам Усть - Илимского  переселения»

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ.

-Как относятся герои к решению затопить остров, поджечь дома, переселиться в новый поселок?

-Что значит для Дарьи остров Матера?

-Что важно сохранить Дарье? (родову)

-Что входит, по-вашему, в понятие «родословная»?

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: РОДНЯ, ДОМ, СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ПРЕДКИ, ПОТОМКИ, ПОКОЛЕНИЯ, ПАМЯТЬ.

Вспомните слова Дарьи: «Истинный человек выказывается в минуты прощания и страдания - он это и есть, его и запомните»

-Какой показана Дарья в минуты страдания и прощания?

(эпизоды «Прощание с домом», на кладбище) (пихта-деталь)

Вспомните героиню рассказа А.Солженицына «Матренин двор».

-Легко ли ей решиться на разлом горницы?

Сообщение ученика. (Приложение№1)

-Как ведут себя родные и близкие во время прощания с Матреной? (рассказ А.Солженицына «Матренин двор»).

Слово учителя

.

Дом-самое надежное место. Без дома трудно представить себе любого из нас.

В народе с древних времен существует немало обрядов, правил, поверий, связанных с домом.  Какие  вам  известны?

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.( Приложение№2).

-О чем жалеет Катерина, когда сгорает ее дом?

-Что увозит с собой в первую очередь Настасья и почему?

-А Петруха, сын Катерины, поджигает дом. А Клавка Стригунова?

-Как жители острова расценивают поступок Петрухи?

-Почему Катерина так переживает за поступок сына, ведь все равно эти дома      уничтожат?

 Тема «отцов и детей» в повести.

(Родители Дарьи - Дарья -_Павел  - Андрей)

-Какой завет оставляет отец Дарье? (анализ текста)

-От какой легкой жизни предостерегает Дарья внука?

Вечные споры о детях: дочь Симы, дети Настасьи, дети К.Стригуновой.

В.Распутину задали вопрос: «Чем дороги вам ваши старухи? Что станет с нами, когда их не станет? (стр.61 «Литература в школе»№2\ 1997).(Зачитать рассуждение писателя)

Вопрос классу.

-А вы верите,что Матера всплывет когда-нибудь?

    (Учащиеся рассуждают, спорят)

Учитель читает  высказывание В. Распутина

«На Усть-Илиме перед плотиной были маленькие острова, несколько затопленных островков, с них лес не был убран, и они потом вместе с лесом всплывали. Их приходилось бомбить, чтобы они не напирали на плотины…

Всплывет или не всплывет моя Матера? Я верю в то, что возродится Матера, не всплывет, а возродится в другом, может быть, качестве, в другом виде. Я больше верю в духовную и нравственную Матеру, которая обязательно будет. (…) Вот в это надо верить, и думаю, что вера моя не напрасна»

                                                                В. Распутин

Слово учителя.

Не случайно «царский листвень»продолжал властвовать надо всем вокруг.

Существовало в Матере  поверье: «Покуда он стоять будет, будет стоять Матера»

Сейчас особенно нужно беречь село. Каждый человек должен помнить о своих корнях и предках. Тысячами невидимых нитей мы связаны с родной землей, малой родиной. Сознание того, что ты не один в этом мире, что ты представитель своей семьи, своего рода, наполняет человека гордостью, и он начинает чувствовать особую ответственность перед своими родными, перед своим народом и Родиной.

Д.з. написать сочинение на тему «Не стоит село без праведника» (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор» и повести В.Распутина «Прощание  с  Матерой»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Цель урока: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Поговорить о великой и вечной духовн...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "А.И. Солженицын. Биография. Рассказ "Матренин двор"

Презентация подготовлена к конкурсному уроку «Цифровой урок в среде Core» по теме А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...