Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Гулимова Татьяна Олеговна

В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_binarnogo_uroka_gulimova_shkola_no_210.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого бинарного урока

(русский язык и литература)

9 класс

«Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы»

Учитель ГБОУ СОШ № 210 – Гулимова Т.О.

Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).

Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения.

Задачи урока:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской истории и литературе;

обучение работе с разными источниками информации;

развитие устной речи учеников;

обогащение словарного запаса детей;

установление связи литературных произведений с эпохой их написания;

совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности;

установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;

развитие навыков выразительного чтения.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». ( слайд 2 )

- Кто автор этих строк?

- Из какого стихотворения?

- Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г.

- Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)

Вступительная беседа.

- Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812 года ). ( слайд 3 )

- Каково историческое значение этого сражения?

(В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и политическую победу)

- Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал под Москвой».

Хронология войны. ( слайд 4)

- Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)

Переход через Неман 12 июня

Смоленское сражение, соединение русских армий

Бородинская битва 26 августа

Совет в Филях, пожар Москвы

Тарутинский манёвр, партизанская война

Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге

Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию

Полководцы войны.

- Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы?

(Барклай де Толли) – слайд 5 презентации

- Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы?

(Михаил Илларионович Кутузов) – слайд 6 презентации

- Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы?

(Пётр Иванович Багратион) – слайд 7 презентации

Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок)

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

 Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

 Непроницаемый для взгляда черни дикой,

 В молчанье шел один ты с мыслию великой,

 И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

 Своими криками преследуя тебя,

 Народ, таинственно спасаемый тобою,

 Ругался над твоей священной сединою.

 И тот, чей острый ум тебя и постигал,

 В угоду им тебя лукаво порицал...

 И долго, укреплен могущим убежденьем,

 Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

 И на полупути был должен наконец

 Безмолвно уступить и лавровый венец,

 И власть, и замысел, обдуманный глубоко,-

 И в полковых рядах сокрыться одиноко…

Учитель:

- Это стихотворение Пушкин посвятил Барклаю де Толли.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа.

Учитель:

- Одним из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 )

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Словарная работа:

Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на Златоустовском заводе.

Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида как правило земляное (но не обязательно), с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации)

Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка).- слайд 10 презентации

Драгуны – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также и в пешем строю. (слайд 11 презентации)

Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей диаметром от5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайд 12 презентации)

Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года

М.Ю.Лермонтов ( слайд 13 )

- Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после окончания военной школы находился на военной службе. Сколько лет было Лермонтову, когда началась война? (2 года)

- Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское народное ополчение.

- В каком роде войск служил Лермонтов?

(Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.)

Гусары (слайд 14 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны.

      Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма.

      Доломан ( слайд 15 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником.

      Кивер ( слайд 16 )– головной убор с султаном и шнурами.

      Ментик  (слайд 17 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом.

      Чикчеры ( слайд 18 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации)

А.С.Пушкин ( слайд 19 )

- Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет)

- Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей)

- В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет:

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.

- Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве:

Как часто в горестной разлуке,

 В моей блуждающей судьбе,

 Москва, я думал о тебе!

 Москва... Как много в этом звуке

 Для сердца русского слилось!

 Как много в нем отозвалось!

 Вот, окружен своей дубравой,

 Петровский замок. Мрачно он

 Недавнею гордится славой.

 Напрасно ждал Наполеон,

 Последним счастьем упоенный,

 Москвы коленопреклоненной

 С ключами старого Кремля:

 Нет, не пошла Москва моя

 К нему с повинной головою.

 Не праздник, не приемный дар,

 Она готовила пожар

 Нетерпеливому герою.

 Отселе, в думу погружен,

 Глядел на грозный пламень он.

- В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель»)

- Прочитайте соответствующий отрывок.

Н.В. Гоголь ( слайд 20 )

- Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда началась война 1812 г.? (3 года)

Учитель:

- Отец Гоголя стал казначеем военного ополчения и сохранил казну до копейки, за что и получил награду.

В.А.Жуковский ( слайд 21 ), А.С.Грибоедов (слайд 22 )

- А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.?

- В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность.

На поле бранном тишина;

Огни между шатрами;

Друзья, здесь светит нам луна,

Здесь кров небес над нами.

Наполним кубок круговой!

Дружнее! Руку в руку!

Запьём вином кровавый бой

И с падшими разлуку.

- Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.?

(В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.)

- Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»?

Второе действие, 5 явление:

Скалозуб:

В 13-ом году мы отличились с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

По моему суждению,

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Словарная работа

Егеря ( слайд 23 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации)

Л.Н.Толстой ( слайд 24 )

- Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет)

Учитель:

- Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона, битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка.

     Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.

Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

     Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть, XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого.

       (1)Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. (2)Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. (3)Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. (4)Ближе блестели золотые поля и перелески. (5)Везде – спереди, справа, слева – виднелись войска. (6)Всё это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам её.

      (7)Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влеве, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает всё виднеющееся сквозь него. (8)К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. (9)Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зелёные ящики, пушки. (10)И всё это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. (11)Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.

- Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения, зрелище) К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому)

- Какие эпитеты передают цветовую гамму картины?

(золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто-зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой» повторяется дважды)

- Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск?

(однородные члены предложения)

- В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения?

- Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя?

(оживлённо, величественно, неожиданно)

- Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света?

(везде блестели молнии утреннего света)

- В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью

- Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля? Почему?

(Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её подвижности, связи мира природы и мира людей)

Итоги

- Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость. Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью великого и могучего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....

«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»

Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....

Петербург и Отечественная война 1812 года.(проект по литературе)

Цель проекта:  ·        привлечение внимания подрастающего поколения к Отечественной войне 1812года; ·        воспитание...

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)

Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...

"Число 15 в судьбах русской литературы"

Цель работы – назвать наиболее значимые в истории становления русской литературы произведения, связанные так или иначе с цифрой 15....