Тематическое планирование по литературе. 7 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass._literatura.docx | 50.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Методическое объединение гуманитарного цикла
Рабочая учебная программа
по литературе
для обучающихся 7 класса
Составлена на основе примерной программы курса
«Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной»
Автор – Чистякова Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 9»: ___________________ С.В.Лукьянова «___»________________ 20___ г. | РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании методического объединения гуманитарного цикла МБОУ «СОШ №9»: «___»_________________20___ г. _________________ А.С.Мухина |
г. Донской.
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подходк созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в
содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы для 7 класса рассчитан на 105 часов по учебнику Коровиной В.Я.
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
1 | Устное народное творчество | 6 |
2 | Древнерусская литература | 5 |
3 | Русская литература 18 века | 3 |
4 | Произведения русских писателей 19 века: | |
А.С.Пушкин | 8 | |
М.Ю.Лермонтов | 6 | |
Н.В.Гоголь | 5 | |
И.С.Тургенев | 3 | |
Н.А.Некрасов | 3 | |
А.К.Толстой | 1 | |
М.Е.Салтыков-Щедрин | 3 | |
Творчество писателе 2-ой половины 19 века | 12 | |
5 | Произведения писателей 20 века |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Поурочное тематическое планирование
№ п/п | Тема и содержание урока | Кол-во часов | Домашнее задание | примечание |
Введение (1 час) | ||||
Урок № 1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенному мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. | 1 | Сообщения, читать былины. Стр. 3-6 | |
Устное народное творчество (6ч.) | ||||
Урок № 2 | Предания. Поэтическая биография народа. Устный рассказ об исторических событиях "Воцарение Ивана Грозного", "Сороки-Ведьмы", "Пётр и плотник" | 1 | Стр. 7-10 чтение , пересказ. Стр. 7-10 | |
Урок № 3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств( трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая личность) | 1 | Стр. 11-23 «Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать) | Презентация, беседа с классом |
Урок № 4 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Героический эпос. | 1 | Стр. 24-30 (прочитать) | Сообщения учащихся |
Урок № 5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность . Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. Роль гиперболы в былинах. | 1 | Стр. 30-45 (прочитать) | |
«Калевала»- карело-финский мифологический эпос. Руны. Мифологический эпос | ||||
Урок № 7 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему. | 1 | Стр. 46-50 | Викторина |
Из древнерусской литературы (5 часов) | ||||
Урок № 8-9 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение(начальное представление). Нравственные заветы Древней Руси Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг». Летопись. Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 2 | Выучить определение поучения. Отрывок наизусть. Стр. 53-54 прочитать стр. 54-63 | презентация |
Урок № 10-11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. | 2 | Стр. 54-63 Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63ю | Фрагментарное чтение, беседа, презентация |
Урок № 12 | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | 1 | Сообщения о Ломоносове и Державине | |
Из русской литературы 18 века (3 часа) | ||||
Урок № 13-14 | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) . Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Ода(начальное представление) | 2 | Отзыв на стихотворение. Стр. 64-66 Выучить отрывок из оды наизусть. Стр. 67-68 | Презентация, сообщение уч-ся, беседа |
Урок № 15 | Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества | 1 | прочитать поэму Пушкина «Полтава». Стр. 68-71 | Презентация, беседа, анализ |
Из русской литературы 19 века(36 часов) | ||||
Творчество А. С. Пушкина (8ч) | ||||
Урок № 16 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев( Петра I и КарлаXII). | 1 | Выучить лекцию. Стр. 72-76 Выучить отрывок наизусть | Презентация, словесное рисование |
Урок № 17 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. | 1 | Выучить вступление к поэме наизусть. Стр. 77-80 | Чтение фрагментов, беседа |
Урок № 18 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности композиции. Своеобразие языка | 1 | Выучить отрывок из стихотворения. | презентация |
Урок № 19 | Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | Выучить определение и особенности баллады. Стр. 80-87 | |
Урок № 20 | А. С. Пушкин «Борис Годунов»(сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. | 1 | Стр. 96-97 (вопросы) | Презентация, сообщения, беседа |
Урок № 21 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. | 1 | Составление плана сочинения | |
Урок № 22 | Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | ||
Урок № 23 | Подготовка к домашнему сочинению "История России в произведениях А.С.Пушкина" | 1 | ||
Творчество М. Ю. Лермонтова (6 часов) | ||||
Урок № 24 | М. Ю. Лермонтов . Краткий рассказ о поэте. «Песня про купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века , их значение для понимания характеров и идеи поэмы. | 1 | Рассказ «Пир Ивана Грозного». Стр. 114-136 Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке». Стр. 114-136 | Презентация, лекция |
Урок № 25 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. | 1 | Стр. 114-120 | |
Урок № 26 | Оценка героев с позиции народа. Образ гусляров и автора. | 1 | «Князь Серебряный». Стр. 121-136 | |
Урок № 27 | Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. | 1 | ответы на проблемные вопросы. Стр. 114-136 | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 28 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. М. Ю. Лермонтов «Молитва». «Ангел»как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. Фольклоризм литературы. | 1 | Выучить стихотворение. Стр. 139 Анализ стихотворения. Стр. 138-139 | Анализ |
Урок №29Р | Р/р Сочинение «Какая картина возникает в вашем воображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений» | 1 | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | |
Творчество Н. В. Гоголя (5 ч.) | ||||
Урок № 30 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа произведения. | 1 | Рассказ «Жизнь на Сечи». Стр. 141-144 | Презентация, лекция |
Урок № 31 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 1 | рассказ об Остапе и Андрии. Стр. 162-175 | Презентация, запись в тетрадь |
Урок № 32 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | Биография Тараса. Стр. 175-185 | Презентация, составление таблицы |
Урок № 33 | Трагедия Тараса Бульбы Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | Ответы на проблемные вопросы Стр. 185-210 Миниатюра. Стр. 210-211 | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 34 | Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя». | 1 | Подготовиться к тестированию. Стр. 210-211 | |
Творчество И. С. Тургенева (3 часов) | ||||
Урок № 35 | И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. История создания «Записок охотника» и их гуманистический пафос «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | Выучить лекцию. | Тесты, презентация |
Урок № 36 | Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | 1 | прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; Стр. 214-223 | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 37 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. "Русский язык", «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. | 1 | Выучить стихотворение «Русский язык». Стр. 224-226 | Сообщения уч-ся, беседа |
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) | ||||
Урок № 38 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. | 1 | Стр. 244-245 (вопросы) | презентация |
Урок № 39 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | Устный рассказ о героине с цитированием. Стр. 227-245 | Обучение анализу эпизода |
Урок № 40 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы. Обучение выразительному чтению. | 1 | стр. 261-274 (прочитать) | Сообщения уч-ся, беседа |
Творчество А.К.Толстого ( 1 час) | ||||
Урок № 41 | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт "рыцарства" и самовластья | 1 | Стр. 251-260 | презентация |
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (3 часа) | ||||
Урок № 42 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | художественный пересказ эпизодов. Стр. 261-274 | Презентация, запись в тетради, беседа |
Урок № 43 | Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 1 | Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Стр. 274-276 | |
Урок № 44 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | Сообщение о Толстом. Читать «Детство» | Сообщения уч-ся, беседа |
Творчество Л.Н.Толстого (3 часа) | ||||
Урок № 45-46 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 2 | Устный рассказ о героях. Стр. 276-295 | Презентация, чтение с комментарием |
Урок № 47 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. | 1 | Бунин «Цифры». Стр. 276-295 | Работа с вопросами |
Творчество А.П.Чехова(4 часа) | ||||
Урок № 48 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | Горький «Детство» (прочитать). Стр. 297-304 | презентация |
Урок № 49 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | 1 | Инсценировка рассказов. Стр. 297-304 | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 50 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | ||
Урок № 51 | Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Размазня». "Тоска". Многогранность комического в рассказах Чехова. | 1 | ||
Поэзия 19 века(2 часа) | ||||
Урок № 52-53 | Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. И. Бунин. "Родина", В.Жуковский "Приход весны", А.Толстой. "Край ты мой, родимый край...", "Благовест". Обучение анализу лирического текста | 2 | Горький «Детство» . Стр. 312-316 | презентация |
Русская литература 20 века (42 часов) | ||||
Творчество И.А. Бунина (4 часа) | ||||
Урок № 54 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 1 | Читать «Лапти» | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 55-56 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика. Подготовка к домашнему сочинению "Золотая пора детства" в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина | 2 | Дом. соч. "Золотая пора детства" в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина | Составление плана |
Творчество М.Горького (7 часов) | ||||
Урок № 57 | М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | Подготовиться к рассказу «Дед Каширин». Стр. 19-83 | презентация |
Урок № 58-59 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | 2 | Подготовиться к художественному пересказу. Стр. 19-83 | Фрагментарное чтение, беседа, запись в тетрадь |
Урок № 60-61 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения | 2 | Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод. Стр. 19-83 | Анализ эпизода |
Урок № 62 | Р/р Обучение анализу эпизода повести М.Горького "Детство". Портрет как средство характеристики героя. | 1 | ||
Урок № 63 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | Выучить отрывок. Стр. 84-88 | Сообщения уч-ся, беседа |
Творчество В.В.Маяковского (3 часа) | ||||
Урок № 64-65 | В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. роль фантастических картин. своеобразие художественной формы стихотворения. смысловая роль ритма и рифмы. обучение выразительному чтению | 2 | Выучить отрывок из стихотворения. Стр. 100-109 | презентация |
Урок № 66 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. понятие о лирическом герое. сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | Отзыв на стихотворение. Стр. 110-111 | Анализ стихотворения |
Творчество Л.Н.Андреева (2 часа) | ||||
Урок № 67-68 | Л. Н. Андреев . Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 2 | Платонов «Юшка» (прочитать). Стр. 89-99 | Чтение с комментарием |
Творчество А.П.Платонова ( 3+2 часа) | ||||
Урок № 69-70 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. призыв к состраданию и уважению к человеку. | 2 | Платонов «В прекрасном и яростном мире» . Стр. 113-123 | презентация |
Урок № 71 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. вечные нравственные ценности. своеобразие языка прозы А.П.Платонова | 1 | Подготовиться к сочинению. Стр. 123-138 | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 72-73 | Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века) | 2 | Стр. 139-143 | |
Творчество Б.Л.Пастернака (2+1 час) | ||||
Урок № 74-75 | Б.Л.Пастернак. слово о поэте. "Июль", "Никого не будет в доме...". Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | 2 | ||
Урок № 76 | Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | ||
Тема войны (2 часа) | ||||
Урок № 77 | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. | 1 | Выучить стихотворение о войне на выбор | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 78 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова | 1 | Абрамов «О чём плачут лошади». Стр. 150-158 | Проекты уч-ся, беседа |
Творчество Ф.А.Абрамова (2 часа) | ||||
Урок № 79-80 | Ф. Абрамов . Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. | 2 | Стр. 159-167 Ответы на проблемные вопросы | Презентация, сообщения уч-ся, беседа |
Творчество Е.И.Носова (2+2 часа) | ||||
Урок № 81 | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Стр. 168-176 Носов «Живое пламя» (прочитать) | презентация |
Урок № 82 | Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Герои рассказа и их поступки. | 1 | Стр. 180-198 | Сообщения уч-ся, беседа |
Урок № 83-84 | Р/р Соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя» | 2 | Стр. 212-220 | |
Творчество Ю.П.Казакова ( 2 часа) | ||||
Урок № 85-86 | Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 2 | Пересказ Стр. 180-196 | Сообщения уч-ся, беседа |
Стихи поэтов 20 века ( 3 часа) | ||||
Урок № 87 | «Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. В.Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. Единство человека и природы.. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | 1 | Анализ стихотворений | презентация |
Урок № 88-89 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета...", "На дне моей жизни"... Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 2 | Стр. 144-149 Наизусть стихотворение | Сообщения уч-ся, беседа |
Напутствия Д.С.Лихачёва ( 1 час) | ||||
Урок № 90 | Д.С. Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная»(главы из книги) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 1 | Чтение, пересказ Стр. 197-204 | презентация |
Творчество М.Зощенко ( 1 час) | ||||
Урок № 91 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Стр. 205-211 | презентация |
Песни на слова русских поэтов 20 века (3 часа) | ||||
Урок № 92-93 | Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский "Доченьки", И. Гофф "Русское поле", Б. Окуджава "По смоленской дороге". | 2 | Стр. 220-227 | Презентация |
Урок № 94 | Песни В.Высоцкого о спорте. "Утренняя гимнастика", Песня сентиментального боксёра", "Песенка про прыгуна в высоту", "Песенка про прыгуна в длину", "Вес взят". Стойкость и выносливость спортсменов. | 1 | ||
Из литературы народов России (1 час) | ||||
Урок № 95 | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. "Опять за спиною родная земля...", "Я вновь пришёл сюда и сам не верю...", "О моей Родине".Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 | Стр. 225-227 | Сообщения уч-ся, беседа |
Зарубежная литература (10 часов) | ||||
Урок № 96 | Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. произведения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса | 1 | Стр. 228-232 | |
Урок № 97 | Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. | 1 | Стр. 233-234 | презентация |
Урок № 98 | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | Стр. 235-240 | |
Урок № 99 | О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | Стр. 241-248 | презентация |
Урок № 100-101 | Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | 2 | Стр. 249-262 | |
Урок № 102-103 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. | 2 | ||
Урок № 104 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. | 1 | Список литературы на лето | |
105 | Резервный урок. | 1 |
Список литературы для учителя
1. Литература. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.
2. Миронова Н.А. Тесты по литературе к учеб.-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-
сост.В.Я.Коровина
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразова
тельныхучреждений. М.: Просвещение. 2009
4. Золоторёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО.
2007
5. Фонохрестоматия по литературе 7 класс.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Список литературы для обучающихся
1. Литература. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...