Тематическое планирование по литературе. 7 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Чистякова Елена Евгеньевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass._literatura.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Методическое объединение гуманитарного цикла

Рабочая учебная программа

по  литературе

для обучающихся  7  класса

Составлена на основе примерной программы курса

«Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной»

Автор –  Чистякова Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 9»:

___________________ С.В.Лукьянова

«___»________________ 20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании

методического объединения                                            гуманитарного  цикла

 МБОУ «СОШ №9»:

       «___»_________________20___ г.

               _________________  А.С.Мухина

г. Донской.

2012  год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подходк созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в

содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 105 часов по учебнику Коровиной В.Я.

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

1

Устное народное творчество

6

2

Древнерусская литература

5

3

Русская литература 18 века

3

4

Произведения русских писателей 19 века:

А.С.Пушкин

8

М.Ю.Лермонтов

6

Н.В.Гоголь

5

И.С.Тургенев

3

Н.А.Некрасов

3

А.К.Толстой

1

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

Творчество писателе 2-ой половины 19 века

12

5

Произведения писателей 20 века

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

      образную природу словесного искусства;

  содержание изученных литературных произведений; 

       основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

       основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  направлений;

       понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

воспроизводить содержание литературного произведения;

 определять род и жанр произведения;

  писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  писать развернутый ответ на вопрос;

  писать рассказ-характеристику;

  свободно владеть письменной речью.

 сравнение и сопоставление;

 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

 самостоятельное выполнение различных творческих работ;

 способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или       развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное,     просмотровое, поисковое и др.);

 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

 составление плана, тезиса, конспекта;

 подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 использование для решения познавательных и  коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для:

     создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

   участия в диалоге или дискуссии;

   определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Поурочное тематическое планирование

№ п/п

Тема и содержание урока

Кол-во часов

Домашнее задание

примечание

Введение (1 час)

Урок № 1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенному мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

1

Сообщения, читать былины. Стр. 3-6

Устное народное творчество (6ч.)

Урок № 2

Предания. Поэтическая биография народа. Устный рассказ об исторических событиях "Воцарение Ивана Грозного", "Сороки-Ведьмы", "Пётр и плотник"

1

Стр. 7-10 чтение , пересказ. Стр. 7-10

Урок

№ 3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине  нравственных свойств русского народа,

прославление мирного труда.

Микула - носитель лучших человеческих качеств( трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая личность)

1

Стр. 11-23

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)

Презентация, беседа с классом

Урок № 4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты  характера Ильи Муромца. Героический эпос.

1

Стр. 24-30 (прочитать)

Сообщения учащихся

Урок № 5

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность . Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.  Роль гиперболы в былинах.

1

Стр. 30-45 (прочитать)

«Калевала»- карело-финский мифологический эпос. Руны. Мифологический эпос

Урок № 7

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.

1

Стр. 46-50

Викторина

Из древнерусской литературы (5 часов)

Урок № 8-9

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение(начальное представление). Нравственные заветы Древней Руси

Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг». Летопись. Формирование традиции уважительного отношения к книге.

2  

Выучить определение поучения. Отрывок наизусть. Стр. 53-54

 прочитать стр. 54-63

презентация

Урок

№ 10-11

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные  заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

2

Стр. 54-63

Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63ю

Фрагментарное чтение, беседа, презентация

Урок

№ 12

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

1

Сообщения о Ломоносове и Державине

Из русской литературы 18 века (3 часа)

Урок

№ 13-14

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) . Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Ода(начальное представление)

2

Отзыв на  стихотворение.

Стр. 64-66

Выучить отрывок из оды наизусть. Стр. 67-68

Презентация, сообщение уч-ся, беседа

Урок

 № 15

Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества

1

 прочитать поэму Пушкина «Полтава». Стр. 68-71

Презентация, беседа, анализ

Из русской литературы 19 века(36 часов)

Творчество А. С. Пушкина (8ч)

Урок

№ 16

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе.  Интерес Пушкина к истории России.

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви  к Родине. Сопоставление полководцев( Петра I  и КарлаXII).

1

Выучить лекцию. Стр. 72-76

Выучить отрывок наизусть

Презентация, словесное рисование

Урок

№ 17

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

1

Выучить вступление к поэме наизусть. Стр. 77-80

Чтение фрагментов, беседа

Урок

 № 18

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности композиции. Своеобразие языка

1

Выучить отрывок из стихотворения.

презентация

Урок

№ 19

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

Выучить определение и особенности баллады. Стр. 80-87

Урок

№ 20

А. С. Пушкин «Борис Годунов»(сцена в Чудовом монастыре).  Образ летописца  как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде  летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

1

Стр. 96-97 (вопросы)

Презентация, сообщения, беседа

Урок

№ 21

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.  Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

1

Составление плана сочинения

Урок

№ 22

 Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».  Развитие понятия о повести.

1

Урок

№ 23

Подготовка к домашнему сочинению "История России в произведениях А.С.Пушкина"

1

Дом. соч.                   « История России в произведениях А.С. Пушкина»

Творчество М. Ю. Лермонтова (6 часов)

Урок

№ 24

М. Ю. Лермонтов . Краткий рассказ о поэте. «Песня про купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века , их значение для  понимания характеров и идеи поэмы.

1

Рассказ «Пир Ивана Грозного». Стр. 114-136

Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке». Стр. 114-136

Презентация, лекция

Урок

№ 25

  Смысл столкновения  Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита  Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

1

Стр. 114-120

Урок

№ 26

Оценка героев с позиции народа. Образ гусляров и автора.

1

«Князь Серебряный».

Стр. 121-136

Урок

№ 27

 Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

1

 ответы на проблемные вопросы. Стр. 114-136

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 28

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

М. Ю. Лермонтов «Молитва». «Ангел»как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. Фольклоризм литературы.

1

Выучить стихотворение. Стр. 139

Анализ стихотворения. Стр. 138-139

Анализ

Урок №29Р

  Р/р  Сочинение «Какая картина возникает в вашем воображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений»

1

Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

Творчество Н. В. Гоголя (5 ч.)

Урок

№ 30

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа произведения.

1

Рассказ «Жизнь на Сечи». Стр. 141-144

Презентация, лекция

Урок

№ 31

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

рассказ об Остапе и Андрии. Стр. 162-175

Презентация, запись в тетрадь

Урок

№ 32

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

Биография Тараса. Стр. 175-185

Презентация, составление таблицы

Урок

№ 33

Трагедия Тараса Бульбы

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

1

Ответы на проблемные вопросы

Стр. 185-210

Миниатюра. Стр. 210-211

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 34

Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

1

Подготовиться к тестированию. Стр. 210-211

Творчество И. С. Тургенева (3 часов)

Урок

 № 35

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. История создания «Записок охотника» и их гуманистический пафос

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

Выучить лекцию.  

Тесты, презентация

Урок

№ 36

Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

1

прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»;  Стр. 214-223

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 37

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. "Русский язык", «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

1

Выучить стихотворение «Русский язык». Стр. 224-226

Сообщения уч-ся, беседа

Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)

Урок

№ 38

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

1

Стр. 244-245 (вопросы)

презентация

Урок

№ 39

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

1

Устный рассказ о героине с цитированием. Стр. 227-245

Обучение анализу эпизода

Урок

№ 40

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы. Обучение выразительному чтению.

1

 стр. 261-274 (прочитать)

Сообщения уч-ся, беседа

Творчество А.К.Толстого ( 1 час)

Урок

№ 41

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт "рыцарства" и самовластья

1

Стр. 251-260

презентация

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (3  часа)

Урок

№ 42

М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

 Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

художественный пересказ эпизодов.

 Стр. 261-274

Презентация, запись в тетради, беседа

Урок

 № 43

Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Стр. 274-276

Урок

№ 44

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

Сообщение о Толстом. Читать «Детство»

Сообщения уч-ся, беседа

Творчество  Л.Н.Толстого (3 часа)

Урок

 № 45-46

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.  Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

2

Устный рассказ о героях. Стр. 276-295

Презентация, чтение с комментарием

Урок

№ 47

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

1

Бунин «Цифры». Стр. 276-295

Работа с вопросами

Творчество А.П.Чехова(4 часа)

Урок

№ 48

А. П. Чехов. Слово о писателе.  «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

Горький «Детство» (прочитать). Стр. 297-304

презентация

Урок

№ 49

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Развитие понятий о юморе и сатире.

1

Инсценировка рассказов. Стр. 297-304

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 50

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

Урок

 № 51

Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Размазня». "Тоска". Многогранность комического в рассказах Чехова.

1

Поэзия 19 века(2 часа)

Урок

№ 52-53

Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. И. Бунин. "Родина", В.Жуковский "Приход весны", А.Толстой. "Край ты мой, родимый край...", "Благовест". Обучение анализу лирического текста

2

Горький «Детство» . Стр. 312-316

презентация

Русская литература  20 века (42 часов)

Творчество И.А. Бунина (4 часа)

Урок

№ 54

И. А. Бунин «Цифры».  Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

Читать «Лапти»

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 55-56

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика. Подготовка к домашнему сочинению "Золотая пора детства" в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

2

Дом. соч. "Золотая пора детства" в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

Составление плана

Творчество М.Горького (7 часов)

Урок

 № 57

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

Подготовиться к рассказу «Дед Каширин». Стр. 19-83

презентация

Урок

 № 58-59

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.  Изображение быта и характеров.

2

Подготовиться к художественному пересказу. Стр. 19-83

Фрагментарное чтение, беседа, запись в тетрадь

Урок

№ 60-61

 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

2

Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод. Стр. 19-83

Анализ эпизода

Урок

№ 62

Р/р  Обучение анализу эпизода повести М.Горького "Детство". Портрет как средство характеристики героя.

1

Урок

 № 63

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

Выучить отрывок. Стр. 84-88

Сообщения уч-ся, беседа

Творчество В.В.Маяковского (3 часа)

Урок

№ 64-65

В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. роль фантастических картин. своеобразие художественной формы стихотворения. смысловая роль ритма и рифмы. обучение выразительному чтению

2

Выучить отрывок из стихотворения. Стр. 100-109

презентация

Урок

 № 66

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. понятие о лирическом герое. сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

Отзыв на стихотворение. Стр. 110-111

Анализ стихотворения

Творчество Л.Н.Андреева (2 часа)

Урок

№ 67-68

Л. Н. Андреев . Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

2

Платонов «Юшка» (прочитать). Стр. 89-99

Чтение с комментарием

Творчество А.П.Платонова ( 3+2 часа)

Урок

№ 69-70

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. призыв к состраданию и уважению к человеку.

2

Платонов «В прекрасном и яростном мире» . Стр. 113-123

презентация

Урок

№ 71

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. вечные нравственные ценности. своеобразие языка прозы А.П.Платонова

1

Подготовиться к сочинению.

Стр. 123-138

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 72-73

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)

2

Стр. 139-143

Творчество Б.Л.Пастернака (2+1 час)

Урок

№ 74-75

Б.Л.Пастернак. слово о поэте. "Июль", "Никого не будет в доме...". Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

2

Урок

 № 76

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1

Тема войны (2 часа)

Урок

 № 77

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики.

1

Выучить стихотворение о войне на выбор

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 78

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова

1

Абрамов «О чём плачут лошади». Стр. 150-158

Проекты  уч-ся, беседа

Творчество Ф.А.Абрамова (2 часа)

Урок

№ 79-80

Ф. Абрамов . Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

2

Стр. 159-167

Ответы на проблемные вопросы

Презентация,  сообщения уч-ся, беседа

Творчество Е.И.Носова (2+2 часа)

Урок

№ 81

Е.И.Носов. Слово о писателе.  «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

Стр. 168-176

Носов «Живое пламя» (прочитать)

презентация

Урок

№ 82

Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Герои рассказа и их поступки.

1

Стр. 180-198

Сообщения уч-ся, беседа

Урок

№ 83-84

Р/р Соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя»

2

Стр. 212-220

Творчество Ю.П.Казакова ( 2 часа)

Урок

№ 85-86

Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро».  Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

2

Пересказ

Стр. 180-196

Сообщения уч-ся, беседа

Стихи поэтов 20 века ( 3 часа)

Урок

 № 87

 «Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. В.Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. Единство человека и природы.. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1

Анализ стихотворений

презентация

Урок

 № 88-89

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета...", "На дне моей жизни"... Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

2

Стр. 144-149

Наизусть стихотворение

Сообщения уч-ся, беседа

Напутствия Д.С.Лихачёва ( 1 час)

Урок

№ 90

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине.  «Земля родная»(главы из книги) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1

Чтение, пересказ

Стр. 197-204

презентация

Творчество М.Зощенко ( 1 час)

Урок

№ 91

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Стр. 205-211

презентация

Песни на слова русских поэтов 20 века (3 часа)

Урок

№ 92-93

Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский "Доченьки", И. Гофф "Русское поле", Б. Окуджава "По смоленской дороге".

2

Стр. 220-227

Презентация

Урок

 № 94

Песни В.Высоцкого о спорте. "Утренняя гимнастика", Песня сентиментального боксёра", "Песенка про прыгуна в высоту",  "Песенка про прыгуна в длину", "Вес взят". Стойкость и выносливость спортсменов.

1

Из литературы народов России (1 час)    

Урок

№ 95

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. "Опять за спиною родная земля...", "Я вновь пришёл сюда и сам не верю...", "О моей Родине".Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

Стр. 225-227

Сообщения уч-ся, беседа

Зарубежная литература (10 часов)

Урок

№ 96

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. произведения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса

1

Стр. 228-232

Урок

№ 97

Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.

1

Стр. 233-234

презентация

Урок

 № 98

Японские хокку. Особенности жанра.

1

Стр. 235-240

Урок

 № 99

О. Генри. Слово о писателе.  «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

1

Стр. 241-248

презентация

Урок

 № 100-101

Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».  Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

2

Стр. 249-262

Урок

№ 102-103

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

2

Урок

№ 104

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

1

Список литературы на лето

105

Резервный урок.

1

        

Список литературы для учителя

  1.  Литература.   7 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.                              

                   2. Миронова Н.А. Тесты по литературе к учеб.-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-

сост.В.Я.Коровина

                   3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразова

тельныхучреждений. М.: Просвещение. 2009

                   4. Золоторёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО.

2007

                    5. Фонохрестоматия по литературе 7 класс.

Словари и справочники:

Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

                                        Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Список литературы для обучающихся

  1.  Литература.   7 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.                              

Словари и справочники:

Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

                                        Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

 Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...