Технология критического мышления на уроках литературы
статья по литературе (10 класс) на тему

Зайцева Ирина Николаевна

 

   Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Кирове, Новосибирске.

«Критическое мышление» определяется как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Технология развития критического мышления  помогает учителю развить у школьников способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях  общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayceva_i._material_k_publikacii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева И.Н.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Тимского района Курской области

Технология развития критического мышления

на уроках литературы

   Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Кирове, Новосибирске.

   «Критическое мышление» определяется как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Технология развития критического мышления  помогает учителю развить у школьников способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях  общения.

   Разработчики технологии предлагают следующую структуру её применения:

I стадия – вызов: актуализация уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

II стадия – осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. На данном этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа и т.п.). Работа ведётся индивидуально или в группах.

III стадия – рефлексия: размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения.

   Чтобы сохранить целостность урока в содержательном и технологическом плане, предлагается использовать различные приёмы и стратегии: кластер, «ИНСЕРТ» (маркировка текста значками), эффективная лекция, чтение с остановками, «плюс – минус – вопрос», совместный поиск, бортовые журналы, стратегия «Зигзаг» и др..  

   Посмотрим, как можно включить метод «совместный поиск» в урок по теме: «Особенности любовной лирики А.А.Фета» (урок литературы в 10 классе).

При изучении лирических произведений на уроках литературы необходимо задействовать не только ум, но и чувства обучающихся, поскольку действительное присвоение знаний без этого невозможно.

На стадии вызова применяется приём «парная и групповая мозговая атака» Учитель обращается к классу с вопросами: что такое «любовь»? Как вы понимаете значение этого слова? Вспомните всё, что вы о ней знаете. Нарисуйте любовь в тетрадях, запишите главные, по-вашему мнению, ключевые слова этого понятия.

Подобная работа проводится и со словом «лирика». Ребята работают индивидуально или в группах. Далее идёт взаимный обмен мнениями.

   Стадия вызова заканчивается сравнением предложенных обучающимися вариантов понятийных представлений слов «любовь» и «лирика» с эталоном (лексическим значением слов), постановкой темы и целей урока.

   На стадии осмысления содержания  предлагается выразительное чтение стихотворений А.А.Фета, содержащих любовную тематику: « Я тебе ничего не скажу…», «На заре ты её не буди…», «Шумела полночная вьюга…», «Шёпот, робкое дыханье…» и др.

Расширяем восприятие текстов, чтобы обучающиеся взаимодействовали с ними не только на уровне смысла, но и на уровне эмоций, ассоциаций с помощью вопросов: что в текстах стихотворений привлекло ваше внимание? Что запомнилось? Почему? Какие мысли возникли в связи с прочитанными стихотворениями? Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли?

Ребята продумывают свои ответы, а затем класс или группа выбирает проблему, которая и явится отправной для начала совместного поиска. В нашем случае это отсутствие в любовных стихотворениях А.Фета определённого лица,  предмета и развивающегося действия. Желательно, чтобы эта первая (но не единственная) проблема была записана на доске.

  Для более подробного анализа используем стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Класс делится не несколько групп, каждая из которых с помощью приема «ИНСЕРТ» (маркировка текста) отмечает в стихотворении ключевые слова по темам: «движение», «цвет», «звук», «природа», «герои» с обобщение результата и предположениями вывода.

   Стадия осмысления содержания заканчивается цитированием высказывания Дружинина А.В., который определяет основное свойство таланта А.Фета как «умение уловить неуловимое, дать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолётным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия».

  На стадии рефлексии предлагаю использовать методику «незаконченных вопросов»:

Сегодня на уроке я узнал, что …

Мне это знание необходимо для …

Я затруднялся…

Я почувствовал, что …

В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся написание небольшой творческой работы на тему: «Особенности любовной тематики в творчестве А.А.Фета». Важно поощрять обучающихся к ведению дневников и написанию различных текстов с последующим их обнародованием и обсуждением.

  Современное обучение нацелено не только на необходимость умения добывать информацию, но и критически её оценивать, осмысливать, применять. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Добиться этого учителю на уроке и поможет технология развития критического мышления.

Литература

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2004 г.

Бухштаб Б.Я. «А.А.Фет. Очерк жизни и творчества», издание 2-е. – Ленинград «Наука», 1999 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Технология критического мышления на уроках литературы

На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...

Технология критического мышления на уроках литературы

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления на уроках литературы...