Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Ульянова Антонина Ефремовна

Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по Есенину29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сергей Есенин: жизнь и  раннее творчество.

Цели:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, особенностями творческого метода поэта, показать, что тема Родины – основная в раннем творчестве поэта.

Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству С.А.Есенина и к литературе в целом, умение работать с источником; наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера, навыки анализа лирического произведения.

Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

Ход урока

1. Организация начала урока

2. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы начнем наш урок несколько необычно. Тему его я вам не сообщу. Вы сами догадаетесь,  о ком пойдет речь, когда познакомитесь с рядом документальных свидетельств.

- Перед Вами два свидетельства о первых шагах этого поэта в столице. Попробуйте по этим данным узнать его.

3инаида Николаевна Гиппиус  Слайд 1.

Перед нами худощавый девятнадцатилетний парень, желтоволосый и скромный, с веселыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в «Питер» недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку, - думал к Сергею Городецкому, да потерял адрес. 
В Питере ему все были незнакомы, разве что раньше «стишки посылал». Теперь сам их привез, сколько было, и принялся раздавать «просящим», а просящих оказалось порядочно, потому что наши утонченно-утомленные литераторы знают, где раки зимуют, поняли, что новый рязанский поэт - действительно поэт, а у многих есть даже особенное влечение к стилю подлинной «земляной» поэзии…

(Из статьи. «Земля и камень», первой рецензии на стихи …, апрель 1915 г.)

Сергей Митрофанович Городецкий Слайд 2.

Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Мы целовались, и … опять читал стихи. Но не меньше, чем прочесть свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания»...

- Догадались, о ком пойдет речь?

- Конечно же, о Сергее Есенине. Слайд 3.

- Сегодня предметом нашего разговора будет жизнь, судьба, творчество лирического поэта С.А.Есенина.

4. Изучение нового материала.

4.1. Слово учителя

-Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина.

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры”. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом, - все это с детских лет привлекало будущего поэта. Слайд 4 ( церковь в Константинове).

-  Жизнь в селе начиналась рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер,- это бабы отправляются доить коров. Нужно в стадо выгнать овец, накормить свиней, принести воды, истопить печку… Истопив печь, будят всю семью завтракать, а после – все отправятся на работу в поле, дома останутся старики да дети. Слайд 5 (комната в доме Есенина).

-  Большой след в памяти Есенина оставили деревенская улица, дружба с мальчишками и, конечно же, его родные, особенно мать, которой впоследствии он посвятит не одно свое стихотворение. Слайд 6. (родители).

Выразительное чтение стихотворения “Письмо матери”. Слайд 7.

-  Мировосприятие С.А.Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.

-  У Есенина много стихотворений о животных: “Песнь о собаке”, “Корова”, “Лисица”, “Собаке Качалова”, “Табун” и другие – все они пронизаны любовью, нежностью и драматизмом бытия живого в этом мире.  Слайд 8.( изображения животных).

- От проникновенных стихов о “стране березового ситца”, шири её степных раздолий, сини озёр, шума дубрав до тревожных раздумий о Родине, о судьбах России в суровые, грозные годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к отчизне.

4.2. Тематика стихотворений С.А.Есенина и своеобразие её раскрытия. Работа с текстами стихотворений.

а) Условно мы можем выделить следующие темы: «Край любимый», «Природа родного края», «Человек», «Животные». Слайд 9. В каждой из этих тем Русь предстает перед нами с ее дорогами, красками, запахами. Родина, Россия для  Есенина  – начало всех начал

«Край любимый» («Край любимый, сердцу снятся», « Гой ты, Русь, моя родная», «Русь») Слайд 10.

Чтение стихотворения «Край любимый, сердцу снятся…» Слайд 11.

- Какие мысли и чувства возникают у вас после чтения этого стихотворения? Если бы вам пришлось иллюстрировать это стихотворение, что бы вы нарисовали, на какие бы детали обратили внимание?

 - Ранняя  поэзия  Есенина  насыщена и религиозными образами. Во многих стихах он воспевает православную Русь.

Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Слайд 12.

- Отразилась ли в этом стихотворении биография поэта, если да, то как? Какие строчки этого произведения мы могли бы взять эпиграфом ко всему его творчеству?

«Природа родного края»   («С добрым утром», «Береза», «Сыплет черемуха») Слайд 13.

- Россия в стихах  Есенина  напоминает Россию, изображенную на картинах Нестерова, Васнецова, потому

Что образ России в его  лирике  неотделим от природы, которую поэт одушевляет и воспевает.

Чтение стихотворения «Берёза». Слайд 14.

- Какое слово в стихотворении является ключевым? (Это слово – «белая береза». Оно вызывает множество образов: белый наряд невесты, белокаменная церковь, Белая Русь… белый цвет в древности отождествлялся с божественным, поэтому образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты)

- С кем мы можем сравнить этот живой, одухотворенный образ березы? (Береза принакрылась, словно женщина, желающая и быть красивой и в то же время стремящаяся сберечь то, что таится внутри, то очарование, что излучает она.)

Подводя итог сказанному, мы можем отметить, что

любовь к родине, к России неразрывна с любовью к родной природе;

природу поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека,очеловечивал ее;

поэтом опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори; не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной;

русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Слайд 15.

«Человек» («По дороге идут богомолки», «Я странник убогий», «Дед», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Девичник).

 Есенин  часто изображает деревенские гулянья, праздники.

Опоэтизирован крестьянский труд.

Изображение нищих, калек, странников иногда вносит грустные ноты, не омрачающие общей картины.

В людях  Есенина  восхищают великодушие, удаль, благочестие. Слайд 16.

Чтение стихотворения «Заиграй, сыграй, тальянка» Слайд 17.

«Животные» - это часть природы. О животных, о «братьях наших меньших»  Есенин  говорит с неизменной нежностью. Огромны теплота, любовь и сострадание ко всему живому. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.(«Корова», «Лисица», «Лебедушка», «Песнь о собаке»). Слайд 18.

Чтение стихотворения «Песнь о собаке».Слайд 19.

б) Как же удается  Есенину  так опоэтизировать мир природы? Какие средства художественной выразительности свойственны поэтическому миру  Есенина ?

Каждой группе  даётся текст стихотворений (1 группа –«Край ты мой заброшенный», 2 группа – «»).

Работа учащихся по группам с таблицей.

Средства художественной выразительности

Примеры

Метафора

Эпитет

Сравнение

Религиозная лексика

Диалектные слова

- Стихи Есенина удивительно музыкальны, многие из них положены на музыку и являются романсами. Послушаем один из них (звучит романс, например, “Отговорила роща золотая”).

г) Лингвистический эксперимент.

Задача учащихся – вставить на месте пропусков образные прилагательные (эпитеты).

Звени, звени, ____________ Русь,

Волнуйся, ____________ ветер!

Блажен, - кто радостью отметил

Твою ______________ грусть.

Звени, звени, ___________ Русь.

в) А какого Есенина открыли вы для себя? “Мой Есенин”. “Письмо к Есенину”. (Учащиеся читают свои работы).

6. Заключительный этап. Слайд20. (памятники Есенину).

Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать.

Выразительное чтение стихотворения “Мы теперь уходим понемногу…”

27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте.

 Звучит стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья…” .

- Домашнее задание: выучить одно из прозвучавших на уроке стихотворение.

- Оценки.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сергей Есенин.Жизнь и творчество"

Эту презентацию можно использовать на уроке литературы при изучении жизни и творчества Сергея Есенина....

П резентация к уроку "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"

Презентация к уроку, посвященному биографии С.Есенина...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Презентация :Сергей Есенин.Жизнь и творчество

Презентация к уроку по литературе...

С.Есенин. Жизнь и творчество. Философская лирика

Конспект урока по теме "С.Есенин. Жизнь и творчество. Философская лирика" с видео презентацией...

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Раннее творчество

Презентация к уроку литературы по теме "С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Раннее творчество"...