Разработка урока по роману Ж.Верна "Таинственный остров"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Куканова Светлана Николаевна

Разработку урока  вместе с презентацией можно ипользовать на уроке внеклассного чтения в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx6.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

«Загадки и тайны острова Линкольна»

( по роману Ж.Верна «Таинственный остров»)

Цель:

  • укрепить интерес к чтению хорошей приключенческой литературы;
  • выявить умение учащихся «ориентироваться» в тексте, умение цитировать;
  • акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека.

Оборудование:

  • презентация;
  • к/фильм ( фрагменты) « Таинственный остров»;
  • раздаточный материал ( карта острова)
  • словарик.

Ход урока.

I.Вступительное слово.

1.Чтение начальных строк романа.

2. Именно так начиается один из самых интересных романов французского писателя Жюль Верна ( слайд №1.2)

3.Итак, тема урока определена.А как сформулировать его цель?

II.Работа по содержанию романа.

1.Рассказ о жизни и труде горстки колонистов, заброшенных случайной судьбой на необитаемый остров в южной части Тихого океана. Один на один  с суровой природой оказываются люди разных национальностей, профессий и социального положения. Благодаря их сплоченности, воодушевлению и воле, вере в безграничные возможности человека. Они создают  коммуну – прообраз идеального общества будущего. Но не только в борьбе с природой проходит их жизнь. Им приходится отстаивать свою колонию с оружием в руках – воевать с пиратами. Исход поединка, казалось, предрешен. И только вмешательство  таинственного покровителя острова спасает колонистов.

Слово «таинственный» говорит нам о какой-то тайне, загадке, которую побыстрее хочется разгадать. Весь роман от начала до конца пронизан тайной. Многие события кажутся сначала сверхъестественными, но по мере развития сюжета мы постепенно узнаем обо всем. На последних страницах, когда появляется новый герой, выступающий на протяжении всего романа в роли тайны, необъяснимые события раскрываются до конца.

2.Но прежде, чем говорить об этой таинственной  личности, вспомните, как герои романа попали на необитаемый остров?

3.А сколько путешественников принес воздушный шар на остров?

4.Посмотрите на экран. Узнаете ли вы кого-то из героев?

(слайд №3)

- А как описывает автор?

5.А теперь попробуйте узнать героев по их описаниям. ( слайды № 4-5)

6. Итак, героев было пятеро, еще собака Топ. На этом слайде их больше.

- О ком вы еще не сказали? ( слайд № 6)

7. Какой эпизод романа иллюстрирует следующий слайд (№7)?

- А что вы о нем можете рассказать?

8. Героев романа мы узнали, прочитали их описание. Именно они хивут на необитаемом острове, который назвали –з остров Линкольна!

- В честь кого так назвали остров?

- Посмотрите на карту острова и скажите, какие еще названия выбрали путешественники  для главных мысов, речек, гор острова? Почему?

( слова ПЕНКРОФА)

9. Именно на этом острове происходят таинственные события. По просьбе инженера Спилет нарисовал контуры острова и его план. Что он напоминал?

( зачитать данный эпизод)

РАБОТА С КАРТОЙ.

10. О каких еще тайнах вы можете рассказать? (Спасение инженера; ящик с вещами, выброшенный на берег; приключения Топа; бутылка с письмом; остров Табор;колодец во "дворце"; костер, который помог вернуться героям с острова Табор; гибель корабля пиратов; спасение Герберта;телеграмма; последнее благодеяние капитана Немо )

11. Чтение отрывка из романа.

- Кто же послал колонистам телеграмму? ( слайд№8)

12. В какой момент вы догадались, что незримый помощник колонистов – капитан Немо?

- Что вы о нем знаете? В чем же тайна человека, скрывшего свое подлинное имя под безликим латинским словом «Немо» - «Никто»?

13.А вот что о себе рассказывает капитан.

( фрагмент к/ф «Таинственный остров»)

- Почему капитан Немо помогал колонистам?

- Что понял Немо в своем одиночестве?

- Что видел Немо, наблюдая  за героями романа?

- Почему колонисты не одичали, как Айртон?

14. – Мистер Смит, я хотел бы поговорить с вами… наедине.

- О чем предупредил капитан Немо мистера Смита?

- Какая опасность  грозила острову?

15. Каково было последнее убежище  аэронавтов  после  гибели острова?

-Сколько дней продержались люди там?

- Откуда же пришло спасение?  ( чтение отрывка из романа)

-  Это еще одна загадка, ведь корабль должен был прибыть на другой остров ?

 ( чтение отрывка из романа)

III.Вот так наши колонисты были спасены.

1.Сумели ли мы раскрыть тайны острова Линкольна?

2.И все-таки непонятно, почему Ж.Венр позволил погибнуть острову?

3. И еще одна загадка: корабль  «Дункан», Роберт Грант. Айртон, капитан Немо, герои романа «Таинственный остров»…

- Как все это связано между собой?

4. Итоги урока.

- Что же помогло героям выжить и остаться людьми в нечеловеческих условиях?

- А что стало с героями романа?

- Выставление оценок и  запись д/з



 

Комментарии

Куканова Светлана Николаевна

Разработку можно использовать на уроке внеклассного чтения в 8 классе