урок по теме "Тема детства в повести Н.Г.Гарина -Михайловского "Детство Тёмы"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Шейкина Сания Геннадьевна

урок для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК   ЛИТЕРАТУРЫ

НА ТЕМУ: «ТЕМА ДЕТСТВА В

ТВОРЧЕСТВЕ Н.Г.ГАРИНА –

МИХАЙЛОВСКОГО» (ПО ПОВЕСТИ

«ДЕТСТВО ТЁМЫ»)

         

   

                       

 

     

                       

ИТАК, РЕБЯТА, ТЕМА УРОКА ТАКОВА:«ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.Г.ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО».МЫ ДОЛЖНЫ БУДЕМ ПОСМОТРЕТЬ, КАК ХОРОШО ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ, А ЭТО ВЫ ДЕЛАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТАКЖЕ МЫ УЗНАЕМ СМЫСЛ НЕКОТОРЫХ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И, КОНЕЧНО, БУДЕМ РАБОТАТЬ С ГЛАВАМИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, КАКИМ БЫЛО ДЕТСТВО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.

А НАЧНЕМ  МЫ СВОЙ УРОК СВОЕОБРАЗНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКОЙ  В ВИДЕ ИГРЫ, КОТОРУЮ Я НАЗВАЛА «КТО/ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». У НАС ЕСТЬ ТРИ ГРУППЫ- ГРУППА АНЮТЫ, АНЖЕЛЫ И РОМАНА.  ГРУППЕ АНЮТЫ Я ЗАДАЮ ВОПРОСЫ КТО/ЧТО, ГРУППЕ РОМАНА – ГДЕ, ГРУППЕ АНЖЕЛЫ – КОГДА. ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ,КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО.

ИТАК, 1 ГРУППА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КТО-ЧТО.

  1. КТО БЫЛ ОТЕЦ ПИСАТЕЛЯ?(боевой генерал)
  2. ЧТО ЭТО БЫЛ ЗА УНИВЕРСИТЕТ, КОТОРЫЙ ВЫБРАЛ ПОНАЧАЛУ ПИСАТЕЛЬ? (Петербургский универ)
  3. ЧТО СДЕЛАЛ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ГОД ПРОУЧИЛСЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ? (перешел в институт инженеров путей сообщения)
  4. ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЖИЗНИ  ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО В 1891 ГОДУ? (заложив имение, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство»)
  5. ЧТО ПРОИСХОДИТ В 1892 ГОДУ? (вышли из печати два его произведения «Детство Темы», «Несколько лет в деревне»)
  6. кто основал город Новосибирск?
  7. КТО БЫЛ КРЕСТНЫМ ОТЦОМ ПИСАТЕЛЯ И В ЧЕСТЬ КОГО ЕГО НАЗВАЛИ? (царь Николай 1)
  8. КТО ПРООБРАЗ ТЕМЫ КАРТАШЕВА?
  9. ЧТО БЫЛО УВЛЕЧЕНИЕМ ПИСАТЕЛЯ, КРОМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТРУДА И ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА?

2 ГРУППА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ «ГДЕ»

1. ГДЕ РОДИЛСЯ ПИСАТЕЛЬ? ( Санкт-Петербург)

2. ГДЕ ПОЛУЧИЛ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?(дома)

3. ГДЕ ПРОШЛО ДЕТСТВО ПИСАТЕЛЯ? (Одесса)

4. ГДЕ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА ПОВЕСТЬ «Д.Т.»

                                                            («Русское богатство»)

5. ГДЕ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ КАК КРУПНЫЙ ИНЖЕНЕР-ИЗЫСКАТЕЛЬ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ  В СТРОИТЕЛЬСТВЕ  ДОРОГ? (в Сибири)

6. ГДЕ ВЫРУБЛЕН БАРЕЛЬЕФ С ПРОФИЛЕМ МИХАЙЛОВСКО

    ГО?(на автостраде между Севастополем и Ялтой в Крыму).

7.ГДЕ  УМЕР ПИСАТЕЛЬ? (Санкт-Петербург)

НА ВОПРОСЫ  «КОГДА» ОТВЕЧАЕТ СЛЕДУЮЩАЯ ГРУППА.

  1. КОГДА РОДИЛСЯ Н.Г.МИХАЙЛОВСКИЙ? (1852)
  2. КОГДА ПОСТУПИЛ НА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА?(1871)
  3. КОГДА ОКОНЧИЛ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ? (1878)
  4. КОГДА БЫЛ НАПИСАН ОЧЕРК «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ»? (1893)
  5. КОГДА Н.Г.МИХАЙЛОВСКИЙ  ПРЕВРАТИЛСЯ В ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО? (1892)
  6. КОГДА НАПИСАН ОЧЕРК-РАССКАЗ «ВОКРУГ СВЕТА»? (1902)
  7. КОГДА УМЕР ПИСАТЕЛЬ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ? (1906)

НУ ЧТО ЖЕ , МОЛОДЦЫ, ВНИМАТЕЛЬНО  ЧИТАЛИ БИОГРАФИЮ ПИСАТЕЛЯ.

1 ГРУППА ОТВЕТИЛА НА ___ВОПРОСОВ. ____БАЛЛОВ

2 ГРУППА СПРАВИЛАСЬ С___ВОПРОСАМИ. ___БАЛЛОВ.

3 ГРУППА - ___ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. ___БАЛЛОВ.

А ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К ТЕКСТУ НАШЕЙ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО ТЕМЫ». РЕБЯТА, СКАЖИТЕ, КАКИЕ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ЭТУ ТЕМУ – ТЕМУ ДЕТСТВА МЫ УЖЕ УЗНАЛИ В ЭТОМ ГОДУ? А ИНТЕРЕСНО ВАМ БЫЛО ИХ ЧИТАТЬ? А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ?

И ВОТ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЕЩЕ ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ О ПОДРОСТКАХ – ОДНА ИЗ ПОВЕСТЕЙ ТЕТРАЛОГИИ  ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО «ДЕТСТВО ТЕМЫ». А ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА НОВОЕ СЛОВО  ТЕТРАЛОГИЯ?

КТО НАМ РАССКАЖЕТ? (ТЕТРАЛОГИЯ-ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗ 4 КНИГ ИЛИ ЧАСТЕЙ). ВЫ ПОМНИТЕ, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ПОВЕСТИ, ВХОДЯЩИЕ В ТЕТРАЛОГИЮ? ИТАК, «ДЕТСТВО ТЕМЫ» - ЭТО ПОВЕСТЬ ИЗ ТЕТРАЛОГИИ. А КАКИЕ ЕЩЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЖНО ДАТЬ РАССКАЗУ С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ( ОН АВТОБИОГРАФИЧЕН, Т.Е. ВСЕ ОПИСАННОЕ ИМЕЛО МЕСТО  В ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ; ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ЭТО ОЧЕРК-РАССКАЗ, Т. Е. СОЧЕТАНИЕ ОЧЕРКА-КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ И СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА- ЭТО ЛИТЕР. ЖАНР, СОДЕРЖАЩИЙ  ИСТОРИЮ СЕМЕЙНЫХ СОБЫТИЙ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.) ИТАК. МЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ НОВЫЕ ДЛЯ НАС ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ- ТЕТРАЛОГИЯ, СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА, АВТОБИОГРАФИЯ, ОЧЕРК.

РЕБЯТА, СКАЖИТЕ, КАКОЙ ГЕРОЙ ОБЪЕДИНЯЕТ РАССКАЗЫ  «ИВАНОВ», «ЯБЕДА», «В АМЕРИКУ» И «ЭКЗАМЕН»? НЕПРОСТЫМ ПУТЕМ ВЕДЕТ К НРАВСТВЕННОЙ ЗРЕЛОСТИ ГЕРОЯ СВОЕЙ КНИГИ ПИСАТЕЛЬ Н.Г.ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. КАКОВ ЖЕ ОН - ЭТОТ ПУТЬ? ОТВЕТИЬ НА ЭТОТ ВОПРОС ПОМОЖЕТ НАМ СЕГОДНЯ РАБОТА С РАССКАЗАМИ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО ТЕМЫ». ИТАК, ВЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПРОЧИТАТЬ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО ТЕМЫ». НО КАЖДАЯ ИЗ ГРУПП ЕЩЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО РАБОТАЛА ПО ОДНОМУ ИЗ РАССКАЗОВ И ОДНОВРЕМЕННО ГОТОВИЛА ВОПРОСЫ ДЛЯ ДРУГОЙ КОМАНДЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ КАК БЫ ОПРЕДЕЛИТЬ КАЧЕСТВО ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗОВ.

 ПОСМОТРИМ, ЧТО ЖЕ ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО.

ГРУППА АНЖЕЛЫ РАБОТАЛА С РАССКАЗОМ «ИВАНОВ»,

. И ДЛЯ ЭТОЙ ГРУППЫ ГОТОВИЛИ ВОПРОСЫ РЕБЯТА ИЗ ГРУППЫ РОМАНА. ПОЖАЛУЙСТА, РЕБЯТА.

ВОПРОСЫ.

  1. книги каких авторов Тема уже читал во втором классе?
  2. кто привил Теме любовь к чтению?
  3. были ли родители у Иванова?
  4. как относился Тема к Иванову?
  5. у кого жил Иванов?
  6. в какие минуты Тема считал себя самым счастливым человеком?

НУ ЧТО ЖЕ, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ КАЧЕСТВО ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗА ЭТОЙ ГРУППЫ? ВЫ  ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ВАШ РАССКАЗ. ДАВАЙТЕ ПОПРОСИМ ДРУГИЕ ГРУППЫ, ЧТОБЫ ОНИ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ. ЧТО ЭТО ЗА ЭПИЗОД?

ДАЛЕЕ, ГРУППА АНЮТЫ РАБОТАЛА С РАССКАЗОМ  «ЯБЕДА», А РЕБЯТА ИЗ ГРУППЫ  АНЖЕЛЫ ГОТОВИЛИ ДЛЯ НИХ ВОПРОСЫ. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ.

ВОПРОСЫ.

  1. кто такой Иван Иванович?
  2. за что Вахнова вызвали к директору?
  3. к чему обязывают правила товарищества?
  4. каковы итоги педсовета?
  5. кто оказался ябедой и почему?
  6. как вы относитесь к герою после этого?
  7. как бы вы поступили на месте Темы Карташева?

как оценивает группа Анжелы ответы? ПОДГОТОВИЛИ ЛИ ВЫ ИЛЛЮСТРАЦИЮ? так просим две другие группы комментировать иллюстрацию.

СЛЕДУЮЩАЯ ГРУППА РОМАНА РАБОТАЛА  ПО РАССКАЗУ «В АМЕРИКУ», А ГРУППА АНЮТЫ ГОТОВИЛА СВОИ ВОПРОСЫ.

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА РАССКАЗА .

1.кто первым в классе заговорил с Темой после его «падения»?

 а)Иванов      б)Касицкий   в)Иван Иванович

2.Продолжите фразу: «Он любил тогда море, как дюбят маленьких, хорошеньких ...»   а)внучат   б)бельчат  в)детей

3.какое было излюбленное занятие друзей (Данилова, Касицкого, Карташева)? а)чтение  б)прогулка по морю  в)пение

4.когда друзья назначили свой отъезд в Америку?

а)на Троицу  б)на четвертый день Пасхи  в)на Рождество

5.кто все-таки проболтал в классе о неудавшемся побеге?

  а)Данилов   б) Карташев  в)Касицкий

6.как прозвали друзей в классе?

а)американцами    б)выдумщиками   в) ковбоями

 Анюта и ее группа оценивает ответы группы.показывайте свою иллюстрацию ребятам. а они скажут, что это за эпизод.

ОСТАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  РАССКАЗ О ЖИЗНИ ТЕМЫ КАРТАШЕВА .ОН НАЗЫВАЕТСЯ «ЭКЗАМЕН».

ДАВАЙТЕ КОРОТКО ПЕРЕСКАЖЕМ СУТЬ РАССКАЗА.

- СКАЖИТЕ, РЕБЯТА, А КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ГЛАВУ «ЭКЗАМЕН» - КАК РАССКАЗ О ПЕРЕЭКЗАМЕНОВКЕ ИЛИ ЕЩЕ О ЧЕМ-ТО? (рассказ о становлении характера)

-А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ,ПОЧЕМУ НА ДОЛЮ ТЕМЫ ВЫПАДАЕТ СТОЛЬКО СРЫВОВ И ПАДЕНИЙ?

-ЧЕГО, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ , НЕ ХВАТАЕТ ТЕМЕ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ НЕЗАПЯТНАННЫМ?

-КОГО МОЖНО ПОСТАВИТЬ В ПРИМЕР ТЕМЕ? А ПОЧЕМУ ЕГО ДРУГ ИВАНОВ ОКАЗАЛСЯ СИЛЬНЕЕ ЕГО В ЭТОЙ СИТУЦИИ ? (он уже испытал в жизни немало лишений- остался сиротой, не нужен родственникам, много читает хороших книг, где, вероятно, тоже черпает немало добрых мыслей)

-ЧТО ПРЕДСТОИТ ТЕМЕ ЕЩЕ РАЗВИТЬ И УКРЕПИТЬ В СЕБЕ?

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕБЯТА,ЧТО ЖЕ ПРИДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ НРАВСТВЕННУЮ СТОЙКОСТЬ В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ?

-ОТ КОГО ЗАВИСИТ РЕШЕНИЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ В ЖИЗНИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА И ТО, КАКИМ ОН СТАНЕТ ЧЕЛОВЕКОМ?

ТАК ВОТ РЕШЕНИЕ ЭТИХ ВВОПРОСОВ СОСТАВЛЯЕТ ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОИСКАМИ ЭТИХ ВОРОСОВ И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАМЫСЕЛ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО ТЕМЫ».

ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ ГОВОРИЛ: «В МОЕЙ БЕЛЛЕ-

ТРИСТИКЕ ВЫДУМАННЫХ ОБРАЗОВ СОВСЕМ НЕТ: ВСЕ ВЗЯТО ИЗ ЖИЗНИ». ВЕДЬ ВСПОМНИТЕ, ПОЧЕМУ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ ИМЕЛ ПРИСТРАСТИЕ К ЖАНРУ ОЧЕРКА-РАССКАЗА? ВСПОМНИТЕ, ЧТО ЭТО? ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО ЛЮБИЛ БРАТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ, ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ И НАБЛЮДЕНИЯХ.

ПРЯМО ИЗ ЖИЗНИ , ИЗ ДЕТСТВА САМОГО АВТОРА «ВЗЯТА» И ЭТА ПОВЕСТЬ.

ДАВАЙТЕ –КА И МЫ С ВАМИ ОБРАТИМСЯ  К НАШЕМУ ОПЫТУ И НАБЛЮДЕНИЯМ, А ПОМОЖЕТ НАМ НАШ ГЕРОЙ ТЕМА.

СЕЙЧАС МЫ ПОРАБОТАЕМ НАД СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПО ЭТОЙ ТАБЛИЦЕ.

ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ СРАВНИТЬ ТЕМУ С СОБОЮ.

       ТЕМА

Тема Карташев

       Я

1

Взаимоотношения с родителями

2

Отношение к учебе

3

Отношение к природе

4

Отношение к правде

5

Отношение к дружбе, друзьям

СКАЖИТЕ, ЧТО ЯВЛЯЛОСЬ ИДЕАЛОМ ДЛЯ ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО? (идеал писателя- «братство» всех людей в труде всех».  Посмотрите ,на доске написаны замечательные слова самого писателя : «ИСЧЕЗНЕТ И МРАК, - И УВИДЯТ ЛЮДИ, - ЧТО ДЛЯ ВСЕХ ЕСТЬ СЧАСТЬЕ НА ЗЕМЛЕ». А ДЛЯ ЭТОГО . ПО МНЕНИЮ ПИСАТЕЛЯ НАДО МНОГО И УПОРНО РАБОТАТЬ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАД СОБОЮ.

   

 

             

             

   

ДОМ/ЗАД : НАПИСАТЬ ОТЕТ НА ВОПРОС : «ЧТО ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ?»

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ РАССКАЗА  «ЭКЗАМЕН»

  1. как смотрела на Тему мать, когда узнала, что он обманывает ее относительно сдачи экзамена?

а) зло   б) строго   в) презрительно

    2.кто назвал Тему «славным мальчиком»?

         а)отец   б)доктор   в) бабушка

   3.какие три предмета необходимо было пересдать?

         а) русский, латинский, географию

         б) латинский, историю, географию

         в) русский, историю, литературу

    4. кто присутствовал на всех трех экзаменах?

            а)отец    б)доктор    в) директор

    5.после пересдачи экзамена в какой класс перешел Тема?

           а)в третий  б)во второй    в)в четвертый  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»

Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...

Презентация к уроку "Образ "невозвратимой поры"в повести Л.Н.Толстого "Детство".

Презентация поможет учителю в проведении урока литературы в 7 классе при изучении творчества Л.Н.Толстого...

Презентация к уроку по теме: Цикл "Петербургские повести" Н.В. Гоголя по повестям "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Шинель".

Презентации к повестям Н.В. Гоголя "Невский проспект", " Записки сумасшедшего",  "Шинель"....

Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")

Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")...

Мир детства в повести Л.Н.Толстого. Урок в 6 классе

Обобщающий урок по повести Л.Н.Толстого "Детство" в 6 классе. Для анализа выбраны главы "Классы", "Maman", "Наталья Савишна", "Что за человек был мой отец...