Значение диалоговой формы общения на инновационных формах уроков
статья по литературе (8 класс) по теме

Лукьяшко Ольга Валентиновна

Реальную перспективу преодоления противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития создает стратегия инновационного обучения. Новый тип организации учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика, уже начал широко разрабатываться и осваиваться практиками образования во всем мире как на уровне индивидуального новаторства педагогов, так и на уровне общественных движений, манифестирующих создание новых школ.

Есть два направления эволюции образования:

1. В духе традиционного уклада его организации.

2. В духе инновационной стратегии, опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности и изменившейся ее роли в общественном прогрессе.  Именно ценность личности должна стать отправной, исходной посылкой организации системы массового школьного образования. Учитель выступает как помощник становления и развития личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение диалоговой формы общения на инновационных формах уроков

                                                                                              Лукьяшко О.В.,

                                                                                             учитель русского

                                                                                     языка НП ЦО

                                                                                «Лицей «Столичный»»,                            

                                                                                   г. Москва.

Реальную перспективу преодоления противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития создает стратегия инновационного обучения. Новый тип организации учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика, уже начал широко разрабатываться и осваиваться практиками образования во всем мире как на уровне индивидуального новаторства педагогов, так и на уровне общественных движений, манифестирующих создание новых школ.

Есть два направления эволюции образования:

1. В духе традиционного уклада его организации.

2. В духе инновационной стратегии, опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности и изменившейся ее роли в общественном прогрессе.  Именно ценность личности должна стать отправной, исходной посылкой организации системы массового школьного образования. Учитель выступает как помощник становления и развития личности ученика.

В инновационном обучении цели и задачи  разрабатываются совместно  учителями и обучаемыми; процесс их достижения  организуется  как совместная деятельность, многообразие которой помогает актуализировать личностный опыт в отдельности взятого участника:  на каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности учащегося.

        Инновационное обучение  позволяет изменить мотивационно - смысловые позиции школьников,  связанные с отчуждением учебных ценностей и задач, отвращением к учению,  сужением спектра познавательных мотивов, обособлением жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных (4, 72).

Важным моментом в процессе обучения является общение между учителем и учеником, поэтому на сегодняшний день проблема диалога сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности.

Диалог предстает не только как средство обучения, но и как сущностная характеристика технологий, определяющая ее цель и содержание, он является неотъемлемым компонентом внутреннего содержания личности.

Исходя из опыта работы,  мы предлагаем провести в восьмом классе внеклассный урок по произведению А.Н.Островского  «Снегурочка», сопоставив данный текст с русской народной сказкой и со сказкой «Снегурушка и лиса» в обработке А.Н. Толстого.

 Задача учителя на данном занятии заключается в активизации деятельности учащихся, в чем  помогает диалоговая форма общения, в которой происходит открытие человеком некоторой иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде всего –  открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, переживаний, представлений о мире и как следствие – постижение для себя чего-то нового. Учащиеся совместно производят сравнительно-сопоставительную характеристику сказок. Слушая сотоварища,  школьники понимают, принимают  или утверждаются в ином взгляде на произведение.

Известно, что первоначально А.Н. Островский назвал свое творение  «Девушка-Снегурушка» и главным героем выбрал Ивана-Царевича, однако позднее произошли значительные  изменения, и персонажем стал  мудрый правитель Берендей.

В пьесе  писателем используются игрища, предания, народные песни.  «Берендеево царство» отнюдь не вымысел драматурга, так как о берендеях, кочевом народе тюркского происхождения, упоминается в летописях под 1097 годом.

«Снегурочка» – не только драматическое, но и музыкальное произведение. Дирекция императорских театров заказала музыку к спектаклю П.И. Чайковского: «Это одно из любимых моих детищ, - писал композитор» (1, 491).  

В качестве критериев, по которым мы производили сравнительно-сопоставительную характеристику сказок,  явились жанр, сюжет и композиция, а также характеристика главных героев.

         Нет  сомнения в том, что драматург был знаком с русской народной сказкой «Снегурочка», поэтому для своего детища он решил оставить упомянутый жанр. Но! Русскую народную сказку сочиняет народ, а перед нами литературная сказка, отличающаяся реальностью жизни,  отражением реального быта,  раскрытием психологии героев,  сочетанием реалистического и фантастического,  выражением  автопонимания.

Обращаясь к сюжетам произведений и композиции, можно сказать следующее. Сказка А.Н.Островского начинается с пролога, в котором Весна-Красна ведет разговор с Дедом-Морозом о том, чтобы отправить Снегурочку жить на волю к людям: «Красавица, не хочешь ли на волю? С людьми пожить?» (1, 15). Далее следует развитие действия, кульминация (проснувшееся сердце Снегурочки, ее «печальная кончина и страшная погибель Мизгиря»)  и развязка (приветствие Ярилы, Красного Солнца): «Свет и сила, Бог Ярило. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше». (1, 106).

В русской народной сказке и в произведении А.Н.Толстого «Снегурушка и лиса» пролог отсутствует. Народное творение начинается с зачина: «Ну, жили-были дедка с бабкой…» (2, 220), затем следует развитие действия: «Состроили куклу: глаза, ручки, все. Пошли домой с дедком, идут, а сами назад поглядывают. – Кукла-то за нами идет…» (2, 220). Кульминацией является таяние Снегурочки, а развязкой - надежда бабки с дедкой на то, что придет зима и  вновь они слепят девочку, которая  оживет, но чудеса происходят только раз в жизни.

Подчеркнем, что в народной сказке и в произведении А.Н. Островского трагическая развязка: гибель Снегурочки, но потеря героини обрисована драматургом  глубоко и пропущена через души людей, ее окружавших: «И чуял я у сердца, как сердце в ней дрожало человечье» (Мизгирь). (1,105) «Царь: Холодная Снегурочка погибла…» (1,105).

У Толстого сказка начинается тоже с зачина: «Жил да был старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Пошла она летом с подружками по ягоды» (3,365). Начало сказки отличается от народной и от произведения Островского. Кульминационным моментом является не  таяние героини, а то, что  девочка заблудилась в лесу и отстала от подруг: «Деревцо за деревцо, кустик за кустик. И отстала Снегурушка от подруг» (3, 365). Толстой вводит в сказку «волшебного помощника» Лису Олисаву, которая и помогает  Снегурушке найти дом. В финале мы узнаем о вознаграждении Лисы: «Принесли молока, яиц, творогу и  стали лисицу потчевать за ее услугу. А потом простились и дали ей на дорогу еще курочку». (3, 367).

        А.Н.Островский не только заимствует сюжет русской народной сказки, он также вводит  в произведение народные песни, например: «Ай, во поле липонька…», «А мы просо сеяли…» (1, 102).

        Отметим, что ни в народной сказке, ни в творении А.Н. Толстого  нет внимания к глубине характера главной героини. В  народной сказке читатель может домыслить, что сердце Снегурочки ледяное, так как девушка сделана из снега и боится тепла. В творении Толстого мы замечаем, что Снегурушка способна плакать, значит, у нее есть душа и сердце, но дальше автор не касается ее переживаний: «Снегурушка опять заплакала, заприпевала:

- Ау! Ау! Снегурушка. Ау! Ау! Голубушка!» (3, 366).

        Читая произведение А.Н. Островского, мы можем судить о глубине внутреннего мира Снегурочки. Девушка несчастна и одинока, у нее тоже есть сердце, способное переживать и радоваться: «Одинокой взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец, …без песен жизнь не в радость» (1, 16).  Снегурочка «не знает любви совсем», о чем свидетельствует диалог между Морозом и Весной.

Мороз:  Дочь не знает любви совсем, в ее холодном сердце ни искры нет губительного чувства; и знать любви не будет, если ты весеннего тепла томящей неги, ласкающей, разымчивой…

Весна:  Довольно! Покличь ко мне Снегурочку.

Мороз: Снегурка, Снегурушка, дитя мое! (1, 15).

Героиня – «дикарка», никогда не жившая среди людей. Но читатель знает, что «послушное дитя» приходится дочерью Морозу и Весне, которая пробуждает не только природу, но и сердца людей, а значит, и Снегурочка тоже способна на высокое чувство, о чем мы узнаем позднее: «Бесценный жемчуг себе оставь; недорого ценю я свою любовь, но продавать не стану; сменяюсь я любовью на любовь, но не с тобой, Мизгирь» (1, 89). Любовь для девушки непродажна и свята.

        Очень важна для нас и самохарактеристика героини:

Бобыль: И всех-то ты отвадила суровым, неласковым обычаем своим.

Снегурочка: Зачем они гонялись вслед за мною, за что меня покинули, не знаю. Напрасно ты зовешь меня суровой. Стыдлива я, смирна, а не сурова.

Бобыль: Иной богач готов купить за деньги для дочери стыдливости хоть малость, а нам она не ко двору пришла.

Снегурочка: Чего же вы, завистливые люди, от девочки Снегурочки хотите?» (1, 27-28).  

Снегурочка понимает, что ей сложно будет влиться в общество, живущее по своим правилам и обычаям. Несмотря на холодное сердце, девушка имеет чистую, непорочную душу, свободную от зависти и корысти.  Дитя Весны страдает потому, что не ведает  ласки, не знает любви и теплых слов «сердечный друг» и «милый»: «Моя беда, что ласки нет во мне. Толкуют все, что есть любовь на свете, что девушке любви не миновать; а я любви не знаю; что за слово «сердечный друг» и что такое «милый», не ведаю» (1, 29). Сердце и душа героини спят: «И слезы при разлуке, и радости при встрече с милым другом у девушек видала я; откуда ж берут они и смех, и слезы, - право, додуматься Снегурочка не может» (1, 29). Живя среди людей, девушка чувствует себя несчастной: «Как больно здесь, как сердцу тяжко стало! Тяжелою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем и брошенный» (1, 36). Отметим, что сердце Снегурочки почувствовало боль и тяжесть, такого ощущения раньше героиня не испытывала, а теперь она способна переживать и даже плакать: «Время узнать тебе, как сердце говорит, когда оно любовью загорится», - отвечает Лель. (1, 95).  Снегурочка не замечает, как ее внутренний мир постепенно просыпается, а «ледяной комочек» оттаивает: «Пригоженький, послушай (говорит она Лелю), коль хочешь ты, чтоб сердце не болело у  бедненькой Снегурочки, с другими девицами водиться перестань! Ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу» (1, 85). Героиня ревнива,  она жаждет познать «любви одно мгновенье», которое дороже ей «годов тоски и слез» (1, 97): «О мама, дай любви…» (1, 97).  И вот чудо приходит, неземное чувство постепенно окрыляет Снегурочку: «Изволь, дитя, любовью поделиться готова я; родник неистощимый любовных сил в венке моем  цветном. Сними его! Присядь ко мне поближе!» (1, 98). В процессе анализа внутреннего мира героини, важно обратить внимание на описание природы, которая помогает разбудить сердце и наполнить душу «любовным ароматом»: «Один цветок, который ни возьми, души твоей дремоту пробуждая, зажжет в тебе одно из новых чувств, незнаемых тобой, - одно желанье, отрадное для молодого сердца, а вместе все, в один венок душистый сплетясь пестро, сливая ароматы в одну струю, - зажгут все чувства разом…» (1, 98). «Мак сердечко отуманит, мак рассудок усыпит. Хмель ланиты нарумянит и головку закружит» (1, 98). Природа наделена волшебством. Любуясь на ее красоту, хочется любить все на свете, дорожить каждым счастливым мгновением. «Ах, мама, что со мной? Какой красою зеленый лес оделся! Берегами и озером нельзя налюбоваться. Вода манит, кусты зовут меня под сень свою; а небо, мама, небо! Разлив зари зыбучими волнами колышется» (1, 99). Весна-Красна вдохнула жизнь в свое дитя. Теперь Снегурочка счастлива, полна надежд на будущее: «Ребенком прибежала в зеленый лес – выходит девицею с душой счастливой, полной отрадных чувств и золотых надежд» (1, 99).  Но царство теплоты в душе  Снегурочки принесло лишь смерть:  «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви», - таковы последние слова Снегурочки, познавшей «людское тепло» (1, 105). Девушка не была принята обществом: «Свершился Правдивый суд! Мороза порожденье – холодная Снегурочка погибла» (1, 105). Любовь героини оказалась губительной не только для нее самой, но и для окружающих. Мизгирь погиб, обманутый «жестокою судьбою».

Производя сравнительно-сопоставительную характеристику сказок, школьники должны не просто показать знания текстов, но  применить приобретенные навыки анализа художественного произведения.  Идея творения А.Н. Островского заложена в речах персонажей, глубокое осмысление которых поможет вывести восьмиклассников на постижение авторской позиции. Кроме того,  на занятии необходимо постоянно активизировать деятельность учеников.  Поэтому  мы предлагаем форму урока-исследования, в котором  диалог между учениками и учителем играет важную роль, помогает производить анализ текстов и находить ответы на поставленные вопросы:

  1.  Назовите отличительные особенности литературной сказки от народной.

2. Какова композиция произведений? Проанализируйте, приводя в доказательство цитаты из сказок.

  1. Сравните характер героинь произведений. В какой сказке мы можем получить полное представление о глубине внутреннего мира  Снегурочки? Аргументируйте свой ответ.
  2.  Какова роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира Снегурочки в сказке А.Н. Островского?

Созданная ситуация диалога дает возможность проверить готовность учащихся к общению (для этого школьники должны владеть знанием предложенных им текстов и иметь коммуникативный опыт),  обеспечить поиск опорных мотивов, то есть ответов на вопросы, волнующих школьников,   продумать различные варианты развития сюжетных линий диалога.

При работе со сказками класс делится на два сектора. Предварительно все дети читают произведение А.Н. Островского «Снегурочка», первая группа вспоминает  русскую народную сказку, а вторая – знакомится с обработкой  А.Н. Толстого «Снегурушка и лиса».

Подчеркнем, что в выбранной нами форме урока педагог не является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Занятие приносит плоды знаний в том случае, если строится на активном диалоге между соучениками и учителем  даже при изучении новой темы.

Школьники должны быть психологически настроены на общение друг с другом, на разговор «здесь и сейчас», не бояться высказывать мысли вслух, рассуждать, анализировать, сопоставлять, и в этом нам помогает нестандартный урок.

Производя сравнительно-сопоставительную характеристику сказок, школьники не просто читают произведения, а учатся  анализировать тексты, сравнивать.

В уроке-исследовании задействованы все дети, даже те, которые слабо учатся. Заметно их стремление участвовать в работе, зачитывать цитаты, высказывать свое мнение по поставленной проблеме. В нестандартной ситуации процесс усвоения знаний становится более гибким.

 Отметим, что на сопоставлении  сказок не заканчивается изучение произведения А.Н.Островского «Снегурочка», на следующем уроке школьники производят характеристику второстепенных героев, формулируют выводы по сказке и выходят на принципы драматургии А.Н.Островского.

        Примечания: 1.Островский А.Н. Сочинения в 3 томах. Т. 3. М.: Худ. лит. 1987 – С. 5-107. 2. Русские народные сказки / Сост., вступ. ст. и примеч. В.П. Аникина; Ил. И. Бибилина. М.: Дет. лит. 1987. – С. 365-367. 3. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин / Сост., вступ. ст. и комм. В.И. Калугина, Ил. А.А. Шпакова. М.: Правда. 1990. – С.220-221. 4. Гостев А.Г., Дуранов  М.Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. Чел. ЧелГу 1996. – С.72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Использование инновационных форм работы с учащимися на уроках истории

В разные периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением.На современном этапе, в наиболее последовательной форме &nda...

«Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся на основе инновационных форм и методов обучения на уроках технологии»

laquo;Развитие индивидуальных способностей,творческого потенциала учащихся на основеинновационных форм и методов обученияна уроках технологии»...