Урок по теме «Серебряный век русской поэзии»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Маркитанова Ольга Васильевна

Урок по теме «Серебряный век русской поэзии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_serebryanyy_vek_russkoy_poezii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Серебряный век русской поэзии»

Цели урока:

  1. Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
  2. Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.
  3. Пробудить интерес к личности и творчеству поэтов Серебряного века.
  4. Развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства.
  5. Развивать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования и выразительного чтения стихотворений.

Вид урока:

ролевая игра, литературный клуб“Бродячая собака”.

Оборудование:

портреты поэтов серебряного века; столы, на столах старинные подсвечники; плакат с названием клуба “Бродячая собака”.

Ход урока

Учитель:

Шум города затих,
Тоски распались узы,
И чувствует душа
Прикосновенье Музы.

Дорогие друзья! Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии.

Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым,но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии”(1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

1 ведущий

Русская поэзия Серебряного века дала много блестящих поэтов. В те далекие времена они часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием “Бродячая собака”.

Анна Ахматова

Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

2 ведущий

Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали,устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой,доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.

В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского (представляемые поэты встают,раскланиваются), звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные,мистические стихи А. Блок; звучал высокий,звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.

Звучит фортепиано – “Над окошком месяц”.

Сергей Есенин (Подходит, облокачивается о фортепиано.)

Я сын крестьянина … С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петроград. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок,второй – Городецкий.

Блока я знал уже давно, но только по книгам. Был он для меня словно икона, и я решил:доберусь до Петрограда и обязательно его увижу.Хоть и робок был тогда, я дал себе зарок: идти прямо к нему домой. Приду и скажу (подходит к Блоку, сидящему в кресле): “Вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному верю. Как скажете, так и будет”.

Александр Блок (сидя в кресле)

В дневнике у меня после посещения Есенина появилась запись: “Был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые,голосистые”.

1 ведущий

Есенин всегда с благодарностью вспоминал об этой встрече, считая, что именно с легкой руки Александра Блока началась его литературная дорога.

2 ведущий

Есенина полюбили, ему многое прощали.Есенина зазывали в литературные салоны, кафе,чтобы послушать нежные, напевные стихи, какие никто не писал.

Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа …
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою". …

1 ведущий

Через два месяца Сергей Есенин, уже известный, возвращался к себе на родину.

2 ведущий

Но не всех поэтов публика приняла так, как Сергея Есенина. Много споров,непонимания, критики встретила поэзия целого ряда художников.

На сцене появляются окололитературные дамы.

1 дама

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

2 дама

Слова-то все какие-то нерусские. Да это,кажется, литературные течения.

1 дама

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в“Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин,читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском.
Фи!

2 дама (достает из сумочки кусочек обоев)

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: “Прошлое тесно… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности… Только мы – лицо нашего времени” И отпечатана их программа на чем? На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

1 дама

Сколько шума от этих футуристов,Маяковского, Хлебникова. Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

2 дама

Галиматья какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая.Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова?Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О,закрой свои бледные ноги”.

1 дама

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

2 дама

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь– загадка.

Звучит “Сентиментальный вальс” П.И.Чайковского.

1 ведущий

Совсем иными кажутся стихи “царскосельской веселой грешницы”.

Анна Ахматова

Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой.Годовалым ребенком была привезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет… Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет…

2 ведущий

Она носит зеленое малахитовое ожерелье, затянута в черный шелк, худа,застенчива, элегантно небрежна, с редкостной грацией. Всегда горделиво прекрасна, величава.

1 ведущий

Известность и настоящую славу Анне Ахматовой принесли ее первые сборники: “Вечер”,“Четки”, “Белая стая”.

Анна Ахматова

Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна…

Звучит баркарола из “Времен года”Чайковского.

2 ведущий

В царскосельских садах произошла встреча Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым. Ей было 14, а ему – 17. “Книга женской души”, – так говорят о стихах Ахматовой.

Под аккомпанемент гитары звучит песня на слова Ахматовой “Ты письмо мое, милый, не комкай”.

1 ведущий

Николай Степанович Гумилев был одним из основателей акмеизма. Он объединил литературную молодежь, создав “Цех поэтов”.Гумилев был страстным путешественником,добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну, награжден двумя Георгиевскими крестами. О нем привыкли говорить: поэт, путешественник,воин. Слушателей буквально завораживали его живописные стихи: стихи об экзотических животных, о жарких пустынях, далеких морях.

Н.Гумилев (читает стихотворение “Жираф”)

2 ведущий

Лирический герой стихотворения,романтик, мечтатель, обращается к женщине,хрупкой, нежной. Ей сегодня особенно грустно. И чтобы утешить любимую, поэт рассказывает прекрасную сказку про далекую землю.

1 ведущий (под звуки адажио из “Лебединого озера” Чайковского)

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Марины Цветаевой. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым интонациям. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы.

Марина Цветаева (читает стихотворение “ Мне нравится, что вы больны не мной”).

2 ведущий

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Она хорошо была знакома с Валерием Брюсовым, Сергеем Есениным, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским и другими талантливейшими людьми.

1 ведущий (под звуки чарльстона)

Владимир Маяковский в серебряный век вошел как возмутитель спокойствия. Знаменитая желтая кофта долго дразнила воображение публики.

Владимир Маяковский

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ– украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор…

2 ведущий

К футуристической кампании Маяковского не было равнодушных. Их публичные выступления, поездки по стране вызывали самые шумные, самые противоречивые отклики.Действительно, необычно парадоксально звучат стихи Маяковского. Он находит в повседневности что-то причудливое и неожиданно, фантастически делает это ярким.

Владимир Маяковский

Я сразу смазал карту будня
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

1 ведущий

Сам большого роста, он все преувеличивал: любовь, ненависть, улицы, дома,космос. В своей первой футуристической поэме,которая очень броско названа “Облако в штанах”,он дерзко, весело, озорно разговаривает с небесами.

2 ведущий

Современники вспоминают, что был Маяковский эмоциональный, романтичный, нежный.

Владимир Маяковский

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

1 ведущий

Кого только из писателей, художников,актеров не видели и не слышали стены клуба“Бродячая собака”! Читали еще не напечатанные стихи Мандельштам, Бальмонт, Хлебников. Для нас,живущих в XXI веке, их творчество, несомненно,Большая Поэзия, которая пришла к нам как радость,как новое открытие мира. Прав был поэт Осип Мандельштам: “Все эти русские поэты не на вчера,не на сегодня, а навсегда”.

Звучит стихотворение К.Бальмонта “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин
.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, Я буду петь о солнце
В предсмертный час!

Домашнее задание

: рефераты,презентации по жизни и творчеству поэтов Серебряного века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Проект на тему "Серебряный век русской поэзии"

Проект можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Серебряный век русской поэзии. Символизм"...

Проект на тему "Серебряный век русской поэзии"

Проект можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Серебряный век русской поэзии. "...

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...

Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии"

Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии": презентация "Имена" познакомит учащихся с выдающимися деятелями искусства, поэзии конца 19-начала 20 века, с помощь...